Безотцовщина

          Безотцовщина.
В знойный полдень улица была пустынной, поэтому сгорбленная фигурка у дощатого забора сразу бросилась в глаза. Мальчик лет 5-6 что-то пристально рассматривал в узкую щель между досками. Что он там разглядывает: жука, котенка, щенка? Не удержалась и присела с ним рядом: «Что это ты там интересное увидел?»  Малыш, молча, подвинулся и уступил мне "наблюдательную точку". Внутри двора стройная, уверенная в себе женщина, улыбаясь, накрывала на стол, а её мужчина держал на коленях маленькую девочку лет полутора и пытался кормить её. Девочка, смеясь, отворачивалась от ложки, выкрикивая что-то похожее на фразу "я сама". Малыш поднял на меня грустные глаза и, глубоко вздохнув, выдавил: "Это мой папа". "А мама?" - коротко поинтересовалась я. Он отрицательно покачал головой: "Она дома". Оставить его в таком состоянии я не могла: надо побыть рядом.
"Это что, теперь моя сестричка?" - после некоторого раздумья   спросил он. "Ну конечно", - попыталась легко ответить я. "И что, я должен теперь её любить?" "Ну, если можешь... Она ведь такая маленькая!" - предложила я.
Мы уже шли от того двора, когда после небольшой паузы он продолжил: "А меня папа не сажал на колени. Он ушел от нас, когда я был ещё в животике у мамы". Облегчить его душу было трудно, но очень хотелось, и я "бодро" запротестовала: "Не может этого быть! Ведь когда ты был в животике, папа сажал к себе на колени твою маму. Значит, и ты вместе с ней сидел у него на коленях".
Оказалось, свой дом он уже прошел. Пришлось возвращаться. "Ты кто?" - задал он вопрос, остановившись около небольшого дома. "Тетя Надя", - ответила я, уважая его за это "ты". Он толкнул ногой калитку и прокричал куда-то: «Мам! А тётя Надя говорит, что я сидел у папы на коленях, когда был у тебя в животике!». Тут я увидела светловолосую женщину; она строго глянула на меня, повернулась спиной и в сердцах проговорила усталым голосом: "Опять ты за своё!" Калитка захлопнулась.
А я всю оставшуюся до дома дорогу вспоминала своё безотцовское детство. Зависть, от того, что подруги в любое время могли пригрозить: "Я скажу отцу, он тебе задаст!" Боль, что никогда не довелось посидеть у отца на коленях, а этого почему-то безумно хотелось. Когда он изредка навещал нас и пробовал взять меня на руки, я вырывалась, убегала в обиде на его предательство. Долгое время у меня не складывались отношения и с матерью. При¬чина была одна: взрослые, давшие мне жизнь, не поинтересовались, даже не посчитали нужным спросить, переживу ли я их разрыв, каково мне будет. Представьте себе: мне стало легче только тогда, когда отец умер. Я долго плакала. Как потом поняла, - не о нем. Стало легче от того, что теперь его нет по-настоящему.
Размышления не дают покоя. Сейчас мы больше слышим о том, что семья невозможна без грамотного секса и любви. А с подлостью можно? Всё оглядываемся на многоразовые браки и на свободную любовь в зарубежных странах. Но там иные законы. Они заставляют обеспечивать женщину и ребенка. То есть, «там» они в ответе за тех, "кого приручили". Мы же к опыту за рубежом относимся избирательно: свободные отношения нам подходят, а вот брачный контракт с обязательствами – это позор, это – де унижает любовь!
Что упустили в воспитании мы, взрослые? Наши молодые люди наспех создают не семьи, а какие-то временные союзы, еще не имея твердой почвы под ногами. И так же, наспех, мимоходом, порой, не советуясь друг с другом (так получилось!), рожают детей. И потом во время передышки между укачиванием ребенка, подсчитыванием немудрящих деньжонок, стиркой, глажкой и решением "внезапно упавших с неба" проблем, вдруг замечают, что не такой жизнью они мечтали жить. А за окном, на свежем воздухе, уже "яблони в цвету", уже "бабочки крылышками бяк-бяк-бяк-бяк". И опять закружились: цветы, поцелуи, "грамотный" уже секс, и опять неожиданно орущие, ждущие, зовущие и требующие внимания дети.
Что можно по теперешним ценам сделать на 25 процентов алиментов от минимальной зарплаты?  Купить один ботинок? Рукав от куртки? Кто должен купить недостающие части?
Дети, находясь на развалинах бывшего семейного счастья, быстро понимают, что одноклассники живут более благополучно, и в ответ на раздражение матери начинают высказывать свои претензии: "Зачем ты меня родила? Почему у всех есть велосипеды, компьютеры, а у меня нет даже нормальной одежды? Зачем мне нужна такая жизнь?" Как результат - отчаяние, грубость, жестокость.  Нежелание учиться, ненависть к благополучным одноклассникам, отсутствие планов на будущее (мол, что толку), уход в свои переживания, иногда приводящие к суициду.
На одном из уроков на тему "Портрет", я обратила внимание на рисунок мальчика: неухоженный на вид мужчина с фиолетово-красным толстым носом, лохматый, со щетиной на щеках. Внизу подпись: "Отец" Мальчик не заметил, как я по¬дошла, и продолжал с усилием обводить овал лица, придавая ему  всё  более ужасное выражение Я наклонилась к нему и шепнула: "Порви рисунок, я зачту, тебе будет легче". Он вздрогнул, кивнул согласно головой и стал рвать рисунок на клочки. Как-то выйдя из кабинета на крыльцо школы, натолкнулась на восьмиклассника. Он пристально следил за кем-то, не замечая меня. Его отец вел за руку в школу парнишку. Сын, как натянутая струна, напрягся. Но отец не взглянул на него. Я знаю, что тот ребенок неродной ему. К своему сыну он никогда не ходил в школу, А этого провожает и встречает на глазах родного сына.
Наука шагнула далеко вперед. Уже существуют клонированные животные. Разреши - появятся клонированные дети. Будут ли они тосковать по отцу или это будут другие чувства? А может, их не будет совсем? Уже из двух материнских клеток получают основу для развития детеныша крысы. Неужели только таким безбожным образом исчезнет боль из-за потери отцов?
Хочется сказать устами, пережившего безотцовщину ребенка: "Отец, стань настоящим, будь рядом. Положи свою ладонь сыну или дочери на голову, потрепи волосы или шлепни, если они заслужили, научи, если не умеют. Помни, что это продолжение тебя. Ты им ну¬жен. Обязательно настанет время, и дети будут необходимы тебе, как воздух. Жаль, если тогда уже ничего нельзя будет изменить".


Рецензии
Детей бросают не тогда, когда уходят из семьи, а когда о них забывают. Всё верно сказано, Надежда. Пусть Вас услышат, пусть поймут...

С уважением,

Натали Фаст   05.10.2020 22:08     Заявить о нарушении
Спасибо большое за отзыв, Натали.

Надежда Белугина-Подюжская   05.11.2020 13:33   Заявить о нарушении