1. профессор

Убегали прекрасные последние дни лета. Август в этом году творил чудеса…
На небе красовалось жаркое, ясное солнце. Время от времени шли дожди, сбивавшие летнюю пыль, дарящие свежую прохладу и бархатный аромат. Жёлтые листья, что с деревьев падали на асфальт, напоминали людям о скорой осени. И с каждым днём таких вестников на деревьях и под ними становилось всё больше и больше. И вот в тот самый момент, когда осень искала диалог с летом, на пороге Института журналистики появился импозантный мужчина. На нём очень хорошо сидел светло-молочный костюм, голубая рубашка, которая на две пуговицы  была расстегнута. Светлые летние туфли, и из той же серии – ремень и портфель,  –  что подчёркивали стильный образ мужчины и его устойчивое финансовое благополучие.
Уверенными и достаточно быстрыми шагами, мужчина поднялся на четвёртый этаж Института журналистики. И, как только зашёл в приёмную, чтобы посетить ректора, секретарь тут же вскочила и засуетилась перед гостем:
- Не может этого быть, здравствуйте, Сергей Климович! Как же приятно Вас у нас видеть. А господин Виноградов у себя – он весьма обрадуется Вашему внезапному появлению. Сергий Климович, Вас представить или просто зайдёте?
- Не тревожься, Светочка, если там, у него, нет никого на приёме, то я пройду сам – пусть это для него будет сюрпризом. – С такими словами «званный гость» открыл первую дверь кабинета ректора, потом вторую, после которой перед ним возник силуэт мужчины средних лет, в светло-сером костюме, белой рубахе и галстуке, видимо, положение обязывало. Пётр Васильевич читал свежую прессу и, не поднимая глаз, спросил:
- Светлана Ивановна, Вы что-то хотели?
- Это не Света. – Ответил  вошедший.
От неожиданности, ректор вскочил со стула и тут же шустро направился на встречу гостю:
- Ба! Как я рад тебя видеть, Сергей. А ты, какими судьбами?
- Хочу читать у тебя в Институте свою дисциплину.
- Как долго?
- Год.
- Ты хочешь сказать, что можешь себе позволить целый год пробыть в нашем Институте? А как же элитные ВУЗы мира?
- А чем твой хуже?
- Я это – совершенно серьёзно.
- И я – совершенно серьёзно, раз пришёл, сюда.
- Ты знаешь, Сергей, а вот это уже – меняет ход разговора. И ты хочешь сказать, что можно приступать  к обсуждению внесённого тобой предложения?
- Естественно.
- Так я уже готов выслушать твои условия, и принять их к сведению.
-  Начнём, думаю с того, Пётр, что я прекрасно понимаю, что все ваши учебные планы сформированы на год и скреплены твоей подписью.
- О, - нет. Это ты понимаешь, не совсем верно. У нас сейчас та ситуация, которую величают форс-мажорной. Ты, Сергей, преподаватель миррового уровня и естественно, что готовишь специалистов соответствующих твоему таланту… Хотя, я, так предполагаю, что дипломников ты у нас всё же брать не станешь.
- Я этого не говорил.
- Сергей, но так это же два года в Институте, т.е. год – полный курс по предмету, и ещё год – кураторство над дипломниками.
- Ты преувеличиваешь. Да, первый год я здесь и только, но, когда у тебя на втором году один два дипломника, то с ними можно общаться не только стационарно, но и дистанционно, в этом случае моё личное присутствие не так значительно. Да и вообще, дипломники – пока не предметный разговор. Я прежде хочу прощупать реальный потенциал студентов.
- Какой курс берёшь?
- Естественно, четвёртый.
- Так категорично?
- Ну, а вдруг потенциал окажется соответствующий моим требованиям. То ты ж меня знаешь, я обязательно захочу довести начатое дело до конца. Другого  не дано, или – я берусь за дело, или – нет.
- И, правда, не подумал. А ты знаешь, этот четвёртый курс тебя приятно может удивить, там есть крепыши. Но не буду мутить воду – сам разберёшься.
- Так что, друг мой – ректор Института журналистики, самое время сейчас, звать Светлану Ивановну?
- Ах, да, я так рад тебя видеть! И твоё появление столько для меня неожиданное, что даже не поблагодарил тебя за  почтительный визит и ценное предложение. Спасибо, тебе Сергей, спасибо – за всё.
- Петя, пока ещё не за что меня благодарить.
- Первоначально – за саму возникшую идею. – Улыбнулся ректор и  – нажал кнопку внутреннего телефона – вызов секретаря:
- Светлана Ивановна, будьте так любезны.
Уже – через несколько секунд, Светлана стояла у двери:
- Чай или кофе? – Обратилась она к Сергею Климовичу.
- Чай, трубку мира, шахматы для нас с Петром Васильевичем, а для Вас –удобное оборудование для составления очень важных стратегических планов. И, Светлана Ивановна, –  в моей просьбе нет ни доли шутки.
- Вот это я понимаю «спец-заказ». – Рассмеялся ректор.
Вскоре два друга играли в шахматы, куря трубку мира, рядом дышал жасмином зеленый чай, а чуть в стороне Светлана Ивановна, то и дело –  склонялась над блокнотом, чтобы делать пометки.
- Значит, профессор, берёт четвёртый курс студентов Института журналистики, и обещает их подготовить по дисциплине «Слово и Власть».
- Всё верно. Для этого мне нужны полные досье всех студентов курса, а это не много не мало, а преподавательские дневники по предметам за все три курса. Личная биография каждого: из деканата, профсоюза, общежития и другие источники… Одним словом – абсолютно всё. Это «всё» я жду очень скоро в моём кабинете, который, соответственно, - должен быть. Так же мне нужен в обязательном порядке –  очень грамотный секретарь референт, страшно трудолюбивый, честный и порядочный. Ну, в общем, это и есть – все мои требования…- Аккуратно улыбнулся Сергей Климович и похлопал Петра Васильевича по плечу.
- Всё это практически осуществимо. – Начал разговор ректор.
- К чему же слово «практически»?
- Тут есть один маленький нюанс.
- Какой именно?
- Стоит на моём столе. – И Пётр Васильевич перевёл взгляд на свой ежедневник.
- Календарь, что ли?
- Точнее сказать – дата, на которую он указывает.
- И что же? Сегодня – двадцать седьмое августа.
- А это значит, что до начала учёбы ровно четыре дня. А перелопатить такую гору информации за столь короткое время, просто, - не постижимо, даже если –  работать двадцать четыре часа в сутки, и в три смены.
- Я не спорю с этим.
- А это значит, у тебя есть своя стратегия?
- Безусловно. Я продлил себе время исследовательской операции до двенадцатого октября.
- А как же шесть занятий, которые должны будут к этому времени состояться?
- Но, ты же сам говорил, что я для вас  -  «форс-мажор», значит,  учебные планы нужно отрегулировать так, чтобы меня сейчас грамотно заменили те, преподаватели, которые после – вернут мне упущенное. Как только это всё подойдёт к точке отсчета, то – в течении трёх месяцев, чтобы не было трудно студентам, я наверстаю программу. Мы же оба знаем, что перегруженный студент – это даже не половина студента. Мне нужны свежие мозги. – И друзья одновременно захохотали. Видно было, что вспомнили, кого-то из своих преподавателей, кто любил сдобрить пищу перчиком.
- Ну, что, дорогой друг, - шах и мат. – Закончил игру Сергей Климович.
- Вот, так всегда и бывает. Но, бесценный профессор, сегодня выиграл я, в тот самый миг, когда заполучил себе такого преподавателя, как ты – на целый год. А может, даже, - в последствии –  с дипломниками.
- Не себе ты заполучил, а для студентов расстарался и для меня.
- Ты же знаешь, что Институт мне, как дом родной, а все, кто сюда приходит учиться – мои дети.
- Тогда, - благодарю за доверие.

Профессор после плодотворной и удачной встречи, направился к себе домой. Он позвонил в дверь. Через минуту на пороге появилась женщина, лет шестидесяти, у которой были  уложены в аккуратную причёску волосы, легко подведены глаза, и чуть нарумянены щёки. На ней было строгое домашнее платье с белым передником сверху.
- Как же неожиданно Ваше появление, Сергей Климович. Чего уж не позвонили по прилёте, а бы приготовила Ваш любимый персиковый пирог.
- Добрый день, Софья Серафимовна. Не стоит беспокоиться.
- Вы надолго? Или, как обычно – на недельку?
- Нет, Софья Серафимовна, сейчас я задержусь на года два.
- Кто это там на года два задержится в дождливом Минске? – Послышался за спиной у домработницы, голос супруги профессора.
- Госпожа супруга, весьма рад, весьма рад… – Сказал всё ещё с порога Сергей Климович. Потом зашёл в дом, разулся, присел на диван.
- Это я сегодня уже успел заключить договор на год с Институтом журналистики БГУ, плюс –  с перспективой дополнительного года – на подготовку дипломников. – Начал разговор профессор.
- Господин профессор, в своём ли Вы уме? – Издали заговорила супруга Сергея Климовича.
- Не совсем понятна мне Ваша претензия. Это с намёком на укор? – От удивления профессор даже поднял брови.
- Уважаемый супруг, не извольте сетовать преждевременно, простите свою супругу, которая не поинтересовалась Вашими проблемами.
-  У меня нет никаких проблем.
- Вы, Господин профессор, хотите сказать, что готовы проигнорировать предложение Гарварда и исчезнуть из мирового образовательного процесса на целых два года, – схоронившись в Белорусском Государственном Университет, никому неизвестной Республики Беларусь?
- Потому-то она никому и неизвестная, что все кому непоподя, думают, что в Гарварде, Оксфорде, Кембридже, Мичигане и других звучных центрах образования учатся иные студенты. Так я Вас, как человек кочующий всю свою преподавательскую жизнь, по самым рейтинговым ВУЗам мира, хочу  убедить совершенно в обратном, что все люди – одинаковые и студенты - тоже. И если ещё – процент очень одарённых студентов в Университетах с мировой известностью выше, то хорошисты, здесь не только крепче, но и гораздо трудолюбивее и много лучше воспитанные.
- Но Вы, Господин профессор, всегда работаете с самородками, и по сему – делать Вам в Институте журналистики нечего.
- Я буду столь любезен, не услышать то, что сейчас прозвучало и напомнить о строгом уговоре – не вмешиваться не только в личную жизнь друг друга, но и в профессиональную деятельность.
- Простите, уважаемый супруг, я на самом деле была не корректна. – Пошла на попятную супруга профессора и быстро исчезла в своей комнате.

В Институт журналистики Сергей Климович отправился через неделю.
Профессор зашёл в свой кабинет. На его столе уже лежали горы папок  с биографиями, преподавательскими дневниками, творческими отчётами о профессиональных практиках и сотрудничествах студентов со структурами средств массовой информации, и многое другое, что носило информацию о каждом из студентов четвёртого курса.
Сергею Климовичу понадобилось чуть больше месяца, чтобы изучить все базы данных. Особенно интересным ему показалось знакомство с  журналистскими материалами студентов. Каждый из них сопровождался письменной коллективной рецензией преподавательской зачетной комиссии. Именно она тестировала всех студентов на проф- пригодность.
Так же профессор с превеликим удовольствием знакомился с прохождением обязательной практики в СМИ. И вот в руках у него совсем свежий материал, т.е. – летняя практика за третий курс – студентки Аси Звёздной.  Сергей Климович, с большим интересом читал и перечитывал каждую из статей, сопровождая их то и дело ёмкими репликами высказанными  в слух: «Прямо в яблочко», «Вот это поворот», «Получи страна угля», «Ай да студентка-практикантка», «Поднять якорь»…
Но вот с не меньшим азартом профессор вникал – и  в критические замечания преподавателей кафедры по журналистскому мастерству. И вот тут то –  уже улыбка не сходила с его уст не на минуту. И, что интересно, –  за подписью Ларисы Генриховны Рубинштейн – преподавателя по предмету «Общественная психология», под каждым из материалов Аси Звёздной стоял неизменный комментарий, если его так можно назвать, так как он состоял из одного единственного слова: «Скандал».  И только лишь в общей аннотации значилось тем же почерком короткое замечание, напоминающее скорее эпикриз: «Ася Звёздная – журналист, коньком которого является – сделать из мухи слона, а потом – заставить всех им подавиться».
Один из дней Сергею Климовичу в руки попал журнал коротких характеристик. И простым карандашом он поставил четыре восклицательные знака и некоторое количество галочек напротив тех отрывков рассуждений о студентах, которые он посчитал весьма полезными для себя.
Восклицательные знаки:
1. Ася Звёздная – девушка из провинции. Пишет стихи – с пятого класса, сотрудничает с газетами – с седьмого. Ведёт в Интернете свой блог, где отрабатывает оригинальность стиля подачи материалов. В багаже имеются сложные темы, очень специфическая манера излагать мысль в профессиональных статьях по заданию редакции. Ведёт отличный литературный дневник. Активистка Института. Возглавляет Клуб дебатов Института журналистики, который лидирует в БГУ среди иных факультетских клубов. Эмоциональная. Взрывная. Но устойчивая – в критических и кризисных ситуациях…
2. Тарас Внуковский – гражданин Российской Федерации. Прибыл из Санкт-Петербурга принципом перевода из Петербургского Университета.  Отец – профессор Платон Аполлонович Внуковский. Творческий первоначальный багаж Тараса - два полноценных сборника стихов. Участвует активно в Клубе дебатов. Обладает энциклопедическими знаниями во многих сферах жизнедеятельности. Начитан… В конце всех ремарок о данном студенте было выделено чёрной строкой: «Сошёл с катушек.  Симулировал шизофрению, в течении полгода лечился в клинике пограничных состояний, злоупотребляет «матерным стихосложением».
3. Дмитрий Ханин – прибыл в Минск из Ростова на Дону, ещё школьником, когда отца командировали на службу в Минск. Отец – дипломат, служит при Посольстве РФ, переведен (ещё до поступления сына в Институт журналистики БГУ) – на службу в Казахстан. В творческом багаже Дмитрия имеется  небольшой любительский – по изданию, но хороший и ценный – по наполнению, сборник стихов. Активный участник Клуба дебатов
4. Вера Сютина – минчанка. Преуспевающая студентка. Тонкий психолог, что проявляется в её мудрых дополнениях, как устных выступлений на практических занятиях, так и в журналистских материалах во время прохождения летней практики в СМИ, а также – под час сотрудничества со СМИ.
«Галочки»: Вадим Громов, Алеся Бережная, Алиса Козлова…

Уже в начале октября профессор попросил своего секретаря, привести все его раскопки в надлежащий вид и подготовить кабинет для дальнейшей, уже не исследовательской, а преподавательской деятельности.
- Татьяна Фёдоровна, - обратился к личному секретарю, профессор, выйдя из своего кабинет. -  мне нужны из этих «информационных гор», на вершинах которых я имел честь побывать, копии всех тех документов, которые я обозначил цветными закладками. Я бы предложил справится с моим заданием в следующем оформлении: две красные папки – на Асю Звёздную и Тараса Внуковского, две синие – на Дмитрия Ханина и  Веру Сютину, и папки любого цвета – на Вадима Громова, Алесю Бережную и Алису Козлову. Со всего остального потока будет достаточно копий биографий принятого стандартного образца в общих подшивках.
После доведённого до секретаря задания, профессор направился в приёмную к ректору. Поприветствовав Светлану Ивановну, Сергей Климович зашёл в кабинет к другу.
- Добрый день, Пётр, я уже пришёл поделиться с тобой своими впечатлениями и кое-какими мыслями. 
- Я очень рад, Сергей, очень. Заходи.
- Курс хороший, работать будет приятно. Но самое важное, что я могу тебе с уверенностью сказать, что –  задержусь здесь больше, чем на год, вижу потенциальных дипломников.
- И сколько хочешь взять под крыло?
- Ты же знаешь, что чаще беру одного, чем два. Но видимо, в данной ситуации, буду претендовать всё таки на двоих.
- Кто-то есть на примете?
- Вот небольшой список. - Сергей Климович протянул лист Петру Васильевичу.
- Так и думал. Ты брат, как всегда – снайпер. Это наши лучшие студенты. Давно не припомню такого крепкого курса. Молодцы они – работают командой, вытянули весь Институт журналистики на Университетскую арену… А что Внуковский?.. – Виноградов умно прищурил глаз.
- Хорош парень… И - не удивительно – отец же профессор…
- Всё мне ясно, Сергей… Ты всегда был честным и справедливым. Даже –чересчур.
- О чём ты Петя?  Ты же прекрасно знаешь, что честным и справедливым чересчур – быть нельзя.
- Это классика жанра: «быть или не быть».
- И третьего не дано! – В один голос сказали друзья.


Рецензии