Интервью с Иваном Охлобыстиным

     «Талантливый человек талантлив во всём». Эта фраза как нельзя более подходит к многогранной личности Ивана Охлобыстина. Православный священник, замечательный актер, сценарист, любящий муж и отец шестерых детей... В первые же минуты личного общения невольно попадаешь под бесконечное обаяние этого светлого, умного, деликатного, искреннего человека. Тема разговора была интересной, мы говорили об обретении душевной гармонии, о людях, о жизни, о вере...               

- Как, на Ваш взгляд, можно определить, что человек здоров душой? Какой он? Может быть, вы встречали таких людей?

- Умиротворенный. Таких людей всегда чувствуешь. Возле них хочется находиться, к ним хочется прийти, не для того, чтобы решить какие-то дела, а просто побыть рядом. От них заражаешься оптимизмом, хочется жить, творить, рядом с ними мир становится светлее и ты начинаешь уже по-другому смотреть на какие-то свои внутренние разногласия. От этих людей исходит тепло, свет, такая благодать! Они как солнышко, в лучах которого хочется погреться. Своим присутствием такие люди учат восхищаться творением Божьим вокруг нас. Это трудно объяснить. Вот ты смотришь, как опьяненный дурачок на окружающий мир и улыбаешься. Начинаешь видеть все каким-то новым, свежим взглядом. И внутри тебя самого появляется умиротворение, гармония. Таким людям хочется соответствовать.
И еще интересный момент... Вокруг них всё как-то сразу организуется. Конфликты, споры быстро улаживаются, иногда бывают такие забавные судебные перевертыши... Вот, появляется человек, настроенный категорически против, а через какое-то время он уже категорически за, вдруг неожиданно приходит к какому-то милому сердечному умиротворению.
 Я не могу сказать доподлинно, что творится внутри таких людей, потому что сам я не такой, я к таким тянусь, поэтому не могу анализировать. Это фактически святой жизни люди. Но проявляют себя они именно так. На мой взгляд, к таким людям можно отнести моего духовного отца Владимира Волгина, протоиерея отца Дмитрия Смирнова, отца Сергия, который служит в храме, где мы снимали «Соловья Разбойника». Я иногда приезжаю в гости к отцу Владимиру не для того, чтобы решить какой-то духовный вопрос (он учил меня, что мы сами в состоянии рассуждать. В нас заложена первичная мудрость, мы совершенно точно знаем, что делаем хорошо, а что плохо), а для того, чтобы просто посидеть с ним рядом. Вот мы пьем чай, он что-то делает, разговаривает с кем-то, а я просто сижу и бестолково улыбаюсь. И мне хорошо.
    Я вообще считаю таких священников святыми людьми. Это мое частное мнение, которым я боюсь делиться, чтобы не ввести кого-нибудь в искушение. Хотя, ну и пусть искушаются. Пусть люди знают, кому можно довериться, к кому обратиться. С ними необязательно решать какие-то проблемы, в силу занятости они просто не в состоянии ответить на вопросы такому количеству людей. Но даже побыть с ними рядом – уже хорошо.

- Как жить, чтобы обрести душевную гармонию?

- Я бы посоветовал соблюдать периодику посещения церкви. Ты выделяешь время для своей духовной жизни, складываешь свой календарь, жизнь систематизируется, и, соответственно, это приносит хорошие результаты. Но человек должен сам внутренне прийти к пониманию, зачем нужно ходить в церковь. Ну и, конечно соблюдение постов. Даже если не рассуждать духовно, а просто с рациональной точки зрения, это бесконечно полезно. Это титановые столпы, на которых покоится наша психика, наш душевный, духовный мир.
 Я человек глубоко несовершенный, мне недоступны опции святых людей, поэтому больше полагаюсь на какие-то технические приемы.  Например, ежедневно полторы тысячи раз я вычитываю Иисусову молитву, но я рассматриваю это не как подвиг, а как дисциплинарное действие. Мой духовник благословил меня на четки, мне они помогают. Взялся за четки – уже молишься. Молишься – взялся за четки. То есть такая двойная связь. Я себя в этом отношении тренирую. И внутри появляется умиротворение.  Вроде бы ничего не произошло, но ощущаешь покой. Это одна из моих метод. Другая- духовно полезное чтение. У меня как-то был период, когда я мог полностью погрузиться в святоотеческое чтение, я вспоминаю его как очень счастливый момент жизни. Каждому человеку близки свои авторы. Вот я, например, раньше не понимал Исаака Сирина. Я все добросовестно вычитывал, но он был тягостным для меня. А потом как-то Петр Мамонов открыл мне этого автора. В очень необычной манере, он ритмично прочитал мне отрывок из его книги. И я вдруг понял мелодику духовной поэзии Исаака Сирина.

- Я думаю, каждому человеку жизнь дает какие-то подсказки тем или иным путем, через книги, фильмы, людей...

- Да, только надо уметь их замечать, слышать, принимать к сведению опыт находящегося рядом человека. Ведь когда идешь по незнакомой местности, всегда ориентируешься на советы людей. А мы отстраняемся от людей, и, наверное, сейчас первоочередная задача всей христианской общины – максимально проявлять себя во внешней жизни. Зачастую так оно и происходит. Довольно часто слышишь одну и ту же историю в разных вариациях.  Как-то мы приехали в Ростов на съемки. Поселились в гостиничном комплексе. Женщина, которая построила эту гостиницу в свое время приехала в Глинскую пустынь, чтобы духовно окормляться в монастыре. Вроде бы, приехала женщина в монастырь, потом как-то помаленьку выстроила большой гостиничный комплекс, история развернулась с  такой неожиданной стороны…
   Или, например, недавно мы летали на вертолете с благотворительным концертом в Нарофоминск, чтобы помочь собрать средства на реставрацию храма. Собрались люди, местные пришли пешком, кто-то на машинах приехал. Там было все минимизировано, это как «Нашествие», только небольшое. Потом я спросил у батюшки- настоятеля храма: «Ну, как, окупается? Помогли хоть?». Он говорит: «Ох, в жизни бы не собрали столько средств!» Вроде бы  какой-то рок-концерт на природе, выступал «Парк Горького», на английском пели, я прочитал несколько рассказов, «за жизнь» поговорили. И вот раз – и обитель готова. Неожиданно как-то, парадоксально.
Мой концерт – тоже странная вещь. Вроде как творческая встреча, но много говорилось о духовном, и по сути это духовный вечер. На какое-то время люди ушли от повседневной реальности, текучки и начали о чем-то задумываться. Я задумывал это мероприятие как прощальное, хотелось отчитаться перед людьми за выполненную работу.

- Как Вы совмещате, казалось бы, несовместимые вещи: профессию актера с духовным служением?

- К масс-медиа я отношусь как к работе, но в то же время хотелось бы, чтобы мои приработки, насколько это возможно, помогали людям. Сейчас передо мной стоит некая дилемма. С одной стороны, церкви я полезнее именно здесь. С другой стороны,  в масс-медиа мне уже дискомфортно, эта работа требует огромных физических затрат, постоянно какая-то текучка, производство. Я человек своеобразный, мне нравится свобода, движение, общение с людьми. Поэтому служение на приходе для меня, конечно, предпочтительнее. Но не знаю, насколько сейчас это возможно… Я доверяю жизни, думаю, что она сама выведет меня в нужную сторону.

- Скажите, а как Вы заботитесь о своей физической форме? У вас шестеро детей, как Вы их приучали к здоровому образу жизни?

- Максимум движения. По возможности, не нужно сидеть - двигаться, двигаться и двигаться. Весь костяк должен все время работать. Сейчас, слава Богу, молодежь старается придерживаться здорового образа жизни, смотришь вокруг — все на велосипедах, на роликах. Ведь что такое болезнь? Это нарушение гармонии, когда тело и душа приходят между собой в разногласие. Тело - это наш дом, мы должны подружиться с ним, заботиться о нем, уважать его так же, как мы уважаем свою душу.
Я максимально насколько могу, стараюсь пребывать в движении. Сейчас у меня не хватает времени на регулярные занятия в спортзале, но если вечер освобождается, мы всей семьей садимся на велики и проезжаем где-то километров двадцать. Это —  очень здорово!
   Я с самого детства водил детей в разные спортивные секции. Сначала им нравилось, потом они уставали и уходили, в каких-то продержались год-два, потом меняли. Но постоянный фон того, что они чем-то занимались, двигались, что их тело работало в комплексе, у них остался. Чувствовать себя легкими, свободными возможно только имея здоровое тело. По возможности мы стараемся куда-то выезжать. Семейные переезды достаточно тяжелые, но они очень нас сближают, это радостные моменты жизни, которые запоминаются как яркие точечки. Жизнь стремительно несется бурным потоком, а эти точечки – как яркие звездочки в этом потоке.
    Как-то мы ехали из Ростова со съемок, и стояли девять часов в огромной пробке, передвигались еле-еле, по 20 сантиметров. С нами в машине на заднем сидении были четверо наших детей. Едем, на айфоне смотрим сериал «Тайны Смолвилля», пять серий посмотрели. Где-то в шестом часу, дети уснули.  С одной стороны, эта дорога была очень утомительной, а с другой стороны, это такое удовольствие, мы уставшие, но зато все вместе. Мы и закат, и рассвет встретили. Я, жена и дети запомнили эту поездку запомнили надолго. Вроде бы негативная ситуация, а раз – и обернулась радостью. 

- Сейчас некоторые люди отходят от православия, расцерковляются. Как Вы думаете, в чем причина?

- На мой взгляд, люди не совсем правильно понимают суть православия. Есть такое понятие: мир и радость в Духе Святом. Что это значит? Если человек идет правильным путем, он становится более умиротворенным, гармоничным, любящим, радостным, благодарным. Его внешняя жизнь становится более размеренной, все ненужное отпадает, и вся жизнь его как-то сама налаживается. Появляется ощущение непреходящей внутренней беспричинной радости. Если же мы страдаем, на душе плохо, в нас что-то кипит, возмущается, это сигнал: что-то мы делаем неправильно, не в ту сторону идем.
    Нужно людям это объяснять. Должен наступить период, и он, я думаю, обязательно наступит, не иосифлянского толка, не внешнего благородства, а внутреннего. Когда христианство зайдет с очень неожиданной стороны, и по моему мнению, это проявление возможно только в православии, потому что у нас сохранились традиции, частью недопонятые, осуждаемые со стороны. Их пытались как-то реорганизовать, но это всегда выходило боком, и только сейчас, в век квантовой физики, помаленьку приходя в себя, мы начинаем понимать, какой бриллиант держим в руках.
(Беседовала И. Федюнина, фото автора)


Рецензии
Какая гладкая, грамотная статья, вполне подходящая для глянцевых журналов! Не могу не поделиться своим мнением, раз уж такая возможность представилась.
Каждый ч-к знает про себя, в какой степени он красив, как говорят, "я знаю себе цену". Но некоторые с ней несогласны. И начинают работу по повышению своего рейтинга. При этом одни используют американские коучинговые программы, другие - буддийскую философию, Иван - православную церковь. Взял гирю - бросил гирю, вошел в церковь - вышел из нее. Самооценка поднимается, рейтинг популярности растет. Иван даже на президентство замахнулся ("на этого, батенька, как его - Вильяма Шекспира").
Что в этом плохого? Да ничего! Только причем здесь церковь? Поведение Ивана - глумление над ней. Если вы сколько-нибудь думаете о смысле жизни, понесете ли вы своего ребенка креститься от отца Ивана? Я - никогда! А почему?
Думаю, священник - это не профессия, это состояние души, качество ч-ка. Человек, достигший такого качества путем духовной работы над собой (в т.числе "постом и молитвой", о к-х говорил Иван), призывается Богом (а не собственным хотением) к служению Ему (надо думать, не периодическому). Сначала надо наполнить мех вином, а потом пить из него, не наоборот. Все прочие замыслы от лукавого.
"Не верю" я Ивану ни в одной его роли! Вашу статью, Ирина, следовало бы назвать "Как использовать православную церковь для самопиара" или "Православная церковь как инструмент для рубки капусты".

С душевной горечью Ирина СИ

Сестры Ивенс   11.08.2013 11:41     Заявить о нарушении
Ну, во -первых, Иван давно не нуждается в самопиаре и в повышении рейтинга, так как чрезвычайно популярен. Во-вторых, с самооценкой у него явно все в порядке, он полностью реализовался во всех областях жизни. В-третьих, взять у него интервью было моей инициативой, так как мне этот человек очень нравится как личность. Интересно, а откуда Вам известно состояние души, качества человека Ивана? Верить Вам или нет - Ваше личное дело. Сочувствую Вашей душевной горечи

Ирина Гифтед   11.08.2013 12:02   Заявить о нарушении
Так я и пишу о том, что свой рейтинг (как первоначальный капитал) он сколотил, в том числе используя и церковь. Мне "верить" не надо, я лишь эхо Вашей статьи. Вам я не верю, хотя заблуждаться - Ваше право.

Сестры Ивенс   11.08.2013 13:54   Заявить о нарушении
Фильм его про Соловья Разбойника очень и очень и очень и очень слабоват.

Леонид Вейцель   11.08.2013 15:13   Заявить о нарушении
А Вы не допускаете мысль, что Вы можете ошибаться?

Ирина Гифтед   11.08.2013 16:39   Заявить о нарушении
Вы заметили, что ему нравиться наша "грешная" жизнь? Посмотрите его роли... и на основании его киношных героев можно сказать, что церковь у него на втором плане... Твердое ощущение, что где-то здесь есть фальшь... Агент?! Только чей?!..

Ян Янис   11.08.2013 17:09   Заявить о нарушении
Вы знаете, мне тоже очень нравится "наша грешная жизнь", при этом я - не атеист) Вы путаете роли (образ) и человека (актера)

Ирина Гифтед   11.08.2013 18:20   Заявить о нарушении
Может я и могу ошибаться. Человек может ошибаться всегда. А вот мнения зрителей просмотревших этот фильм? А кассовые сборы ? По моему факты на лицо.

Леонид Вейцель   11.08.2013 18:20   Заявить о нарушении
Я не задираюсь... Но, его жизнь священнослужителя выглядит странной...

Ян Янис   11.08.2013 18:32   Заявить о нарушении
У каждого зрителя - свое личное мнение, и это никто не анализировал. Я написала свой ответ насчет "ошибаться" не на Ваш, а на предыдущий комментарий

Ирина Гифтед   11.08.2013 18:39   Заявить о нарушении
Качества человека Ивана, Ирина, я знаю оттуда же, откуда их знаете и Вы (кроме личной встречи). "УзнАете ч-ка по делам его".Я давно присматриваюсь к Ивану, потому что он - личность харизматичная, и, несомненно, обладает силой воли и даже актерским мастерством. И все же вывод я сделала именно такой. Допускаю ли мысль, что я ошибаюсь? Допускаю, ой как допускаю. Помню, "не суди...". Поэтому и высказала свое мнение не на первой странице сайта, а в рецензиях, лично для Вас, Ирина.

Сестры Ивенс   12.08.2013 11:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.