О романе Жирайра Аветисяна Симон - Сын Симона

   Давыд Гаспарян, доктор филологических наук, зам. директора по науке Института литературы им/ М. Абегяна.

   Ж. Аветисян создал интересное произведение, цель которого - в стиле сказки изложить историю рождения, расцвета и падения силы, которая прорвалась к власти.

   Монах Симон, увидев, сто в монрастыре нет веры и правды, убегает из монастыря и по воле случая попадает в царство Назара,"одним ударом убивающего тысячу", и с легкостью становится одним из первых лиц страны. Начав свою государственную службу как Министр Всех Ветров, он легко и быстро продвигается вперед, в конце концов становясь одним из самых высокопоставленных чиновников и мужем дочери еще более высокого чиновника.

   Познания Симона расши ряются, когда он общается с придворными и особенно в то время, когда в его руки попадает героический эпос "Житие Назара", из которого он узнает, кто есть их царь и каким путем он прпишел к власти. История Храброго Назара, идущая параллельно с историей жизни Симона и повествованием, занимает почти половину романа.

   Роман пронизан легким, остроумным и неперегруженным повествованием духом, раскрывает ту нравственность государства и человеческого общества, которая основывается на случайности, лжи, подлогах, обмане, подхалимстве, стремление войти в доверие кому-либо и, улыбаясь ему, свергнуть его, и,наконец, на главной силе, которая приводит все это в движение - на страхе, с вытекающими из него подозрительностью, шпионстве, сверхосторожности. В действие втягиваются придворные, характерными чертами которых является  раболепство, отсутствие самостоятельности,карьеризм, страсть к славе и богатству. Одним из главных законов их существования - то, что они не думают, что разум против этого общественного бытия. И они безгранично счастливы. Автор пишет:"В солнечной державе... ни о чем  нельзя говорить плохо, даже если это очень плохо, а грусть считается антигосударственным поступком...". В этой стране карьеру делают, принимая участие в соревнованиям по ползанию: это - целый разработанный ритуал внутренней борьбы, интриг и подлостей, куда  не может попасть ни один человек, имеющий собственное достоинство. В этой сщзданной в сказке реальности ползание - закон передвижения.

    В основу романа положены, с одной стороны, сюжет сказки "Храбрый Назар",  с другой - характерные  для народных сказок сюжеты о бродячем удачливом человеке. Этот бродяга - Симон, который, попав в разные ситуации и отношения, познав сладость, славу и вседозволенность должности. в целом не теряет чувства и жизненной потребности справедливости. С этой точки зрения удачен образ-символ самого низшего служащего - "Ничто", который вобрал в себя философию правды и мудрости и постепенно становится  душевной опорой для Симона.

    Роман - полность аллегория, которая основана на правде народной сказки, выявляет характерные для всех времен изъяны. Не выходит за пределы всех времен и наше время, и именно это явилось причиной создания такого произведения. Современное звучание делает философию народной сказки более глубокой и содержательной.

    Это - первая часть романа, которая заканчивается бегством Симона из этой страны и от дьявольской жены. Продолжение предполагается и ожидается. Этот роман Ж.Аветисяна полезен общественной жизни поднятыми проблемами и лежащей в их основе программой


Рецензии