Целебное рукотворчество

    Я заметила, что когда долго не беру в руки нитки, иголки, тряпочки,  со мной происходит неизбежная вещь - я чувствую какую-то потерю,  тревогу,  страх, растерянность. У меня в прямом смысле начинают «чесаться руки», подкатывает творческий голод. Приходит сравнение с ломкой наркомана или алкоголика. Пока я не сделаю себе «инъекцию рукоделием» - ничего не помогает.  Мне срочно нужно что-то сделать своими руками.

  Например, раскроить платье, сшить подушку, сделать цветок из ткани, пришить подклад  или кружева к юбке, собрать бусы, расписать стеклянную банку. В общем, прикоснуться к  тряпочкам, бусинам, ниткам, краскам. И тогда все встает на свои места - количество счастья возрастает, мне становится спокойно, тепло, радостно. Рукоделие помогает  мне восстановить хрупкое душевное равновесие.

 Я назвала это священнодействие целебным рукотворчеством.  И раз у меня это есть, я этим и делюсь!

 Вот так и родилось мое целебное рукотворчество, или, другими словами, психотерапия через рукоделие и разные хобби-техники. Свои тренинги я называю по-разному: «Уникальные вещи для уникальных людей» - декорирование и переделка одежды; «Картина моей жизни, или как разглядеть свои ресурсы?» - написание картины маслом на холсте; «Фендибоберы, или как обнаружить свою уникальность?» - изготовление украшений из бисера, бусин, натуральных камней; «С Новом годом новой жизни!» - изготовление новогодних игрушек, подсвечников в технике росписи по стеклу.

  Не буду перечислять все названия своих тренингов, суть их не в названиях, а в том, чтобы через акт рукотворчества «разогреться», выйти на актуальную для человека тему, задачу. А дальше - выбор за ним: либо  совершить изменения, которые позволят ему стать более зрелым и целостным, либо оставить все как есть.  В качестве примера приведу две иллюстрации со своих тренингов.

  Один из них называется «Горячие камни». Методика простая и безотказно работающая. Камни всегда оказываются живыми, горячими, говорящими.
 
  Участники группы берут любые камни и расписывают красками - акварелью, гуашью, акрилом. Затем озвучивают их от первого лица. По этическим соображениям имена и возраст участников изменены.
 
    Катя, 22 года, не замужем. Разрисовала  несколько камней. Один из них она назвала «Темная зимняя ночь». Мы сидели на летней веранде детского лагеря в конце июля. Естественно, мы начали исследовать, про что эта «темная зимняя ночь» в ее жизни.

Катя: Я потеряла веру в людей. Никому нельзя верить, никому нельзя доверять.
Я: В кого конкретно ты потеряла веру?

   Не сразу, но все-таки вышли на некого человека, с которым она была близка. Этот человек исчез. Я решила, что наверняка это  мужчина, тем более что Катя - молодая девушка, не замужем. Оказалось, что речь шла о подруге, которая пропала. В ходе психотерапевтической работы Катя приняла выбор подруги, попрощалась и отпустила ее – один маленький, но важный шажок на пути к уважению своих и чужих границ, свободы выбора другого и принятию ответственности за свою жизнь. Корнями своими эта тема уходит в отделение от самой главной женщины в жизни - матери.

   Однако в контексте нашей темы мне сейчас важно сделать акцент на другом. То, к чему девушка, возможно, не могла подойти из-за болезненных, а потому подавленных чувств, стало возможным благодаря безопасной метафоричной методике. Да, обсуждать темы отделения и ответственности в двадцать два года нелегко. А расписывать камни легко и приятно. И озвучивать их – весело, почти игра! И вхождение в болезненную тему происходит мягко, щадяще.

   Вот еще один пример с тренинга «Цветы моей жизни», на котором мы делаем из ткани и лент цветы в качестве аксессуара. Тамара, 56 лет, купила абонемент на всю неделю психологического интенсива и ходила на все воркшопы. Попала и на мой «за компанию». Не особенно вдаваясь в терапевтический контекст занятия, просто пришла поучаствовать.
   
   Тамара успела сделать пять цветов, она вообще все делает быстро, четко. Когда я предложила их озвучить, она озвучила только один. Мне это показалось странным: а как же остальные четыре? Для меня это информативно, это показатель того, как женщина относится к своему творчеству, к невосполнимому времени своей жизни. Скорее всего, это обесценивание. Я обратила ее внимание на это, задав вопрос, какие произведения в своей жизни она лишает лица и голоса. Я и представить себе не могла, насколько близка к истине. Оказалось, она пишет книги за мужа! То есть пишет она, а имя на обложке – его. На мой вопрос, для чего ей это нужно, она не нашла в тот момент ответа. Но вопрос был задан.

  Тамара: Я хочу остановиться здесь. Я не представляла, что через делание каких-то цветочков можно выйти на такой глубоко запрятанный  и похороненный на дне души вопрос, как моя не сложившаяся семейная жизнь, уже прожитая. Тема упущенных возможностей, потери времени.

   Так иногда бывает, что человек попадает в свою тему нечаянно, дав на то неосведомленное согласие. Это чаще всего происходит с новичками, попавшими на тренинг впервые, они не подозревают о такой форме развития, как психотерапия.
 
  Поскольку принцип добровольности никто не отменял, психотерапевт обязан уважительно относиться к решению клиента, каким бы оно ни было. Если есть контакт, то можно обсудить перспективы того, что будет, если работа будет продолжена, и что будет, если ее прекратить. В случае Тамары понятно, что клиентская работа не завершена. Но женщина подошла очень близко к болезненной теме, и часть пути уже пройдена. Если она решит, то сможет передоговориться, перезаключить "контракт" и быть честной по отношению к своим детищам.

     Я считаю, что целебное рукоделие позволяет сократить время терапии. Сколько времени мы бы потеряли на разговоры вокруг да около, пока клиент наконец-то подойдет к своей самой актуальной  теме. А через цветок мы попадаем  практически сразу в «горячую» точку очень плавно и бережно. Здесь невозможно ошибиться. Мы попадаем в критическую фазу взаимоотношений с кем-то значимым.

    Самая распространенная обратная связь, которую я получаю на своих группах,  звучит по-разному, но примерно так: «Никак не ожидала, что через эту ерунду можно выйти на такие  глубокие важные вещи!» В таких случаях я понимаю, что клиенту предстоит не только познакомиться со своим внутренним миром, который он до сих пор считал ерундой, но и научиться ценить и уважать его, научиться относиться к нему как к неиссякаемому источнику энергии, радости, творчества.

      Через творчество легко можно привести в движение внутреннюю жизнь, особенно если она запугана, подавлена, ослаблена, разрушена. Это способ восстановить ту часть души, которая нуждается во внимании или в данный момент чуть-чуть сошла с ума. Спроецированный вовне участок души через рисунок, куклу, цветок, камень - любую вещь - через акт творения получает это внимание, заботу и поддержку. Главное, конечно, не то, ЧТО сделано руками - продукт творчества, а главное - ТО, что сделано ДЛЯ своей души  в процессе творчества.


Рецензии
Камни - это символ вечности. Они красивы сами по себе.
Каждый камень несёт информацию из прошлого. Я учу людей видеть эти картины. вглядываясь в прошлый опыт, человек находит решение повседневных,и насущных проблем.
Вглядываясь в вечность, их обиды и трудности, становятся маленькими и незначительными.
В вечности растворяются боль и страдания....

Примерно так, это делается и люди к вам потянутся...
И Вам и им пусть будет хорошо!

Станислав Цветков   27.05.2014 18:46     Заявить о нарушении
Станислав, Вы-мастер превращать рецензию в совет.

Юлия Лобес   31.05.2014 14:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.