Всему начало здесь. Биографический очерк

                Всё, что делала в жизни, старалась
                делать из любви, истоки которой в детстве.

       Родилась в г. Колпашево, Томской области, куда были сосланы семьи обоих моих дедушек, расстрелянных в 37 году. (В столетний юбилей убийства Пушкина).


***

Родилась я на улице Пушкина,
Видно, имени тайная власть
В том, что мало играла игрушками,
Упивалась поэзией всласть.

       С пяти месяцев меня высаживали на окно, обложив подушками в ванне, и я часами созерцала окружающий мир. В четыре года развеселила домашних первыми рифмованными строчками. С десяти лет вела записи своих стихов. Именно тогда в душе возникли строки:

***

Сквозь иголку ели,
Луч зари продену,
Дым котом ленивым
Важно выгнул спину,
В заревой косынке
Тонкая рябинка
Вышла из тумана
Утром рано-рано.

       Неизгладимые воспоминания связаны с маминым пением. У мамы был восхитительный голос, мурашки бежали по коже, когда я слушала её. Особенно раздольно её голос звучал в лесу.
       По вечерам читали вслух Пушкина, Гоголя, Толстого, Гюго и других писателей. Чтение настолько захватило меня, что я уже не представляла себя без книги. Первый широкоформатный фильм «Отверженные» по Гюго меня просто потряс, хотя я была тогда ещё совсем маленькая, но ясно чувствовала окрылённость, восторг:
                Душа, как птица,
                В небо стремится.

       Позднее такое же сильное воздействие произвёл спектакль: «Майская ночь или утопленница» по Гоголю.
       Я благодарна родителям за тепло и уют семейного очага, доброту, атмосферу духовности и нравственной чистоты, которую они, простые труженики, заклеймённые «врагами народа» сумели сохранить, не смотря ни на что. А, главное, за то, что они не жалели времени на прогулки на Светлое озеро, идти до которого семь километров. Любила я ходить с ними также за грибами и ягодами в лес. Душа впитывала красоту природы. Когда в пятом классе я описала её в сочинении «Мое любимое занятие», учительница поставила мне двойку, написав на полях: «Списано у Пришвина или Тургенева».
       В пятнадцать мне попалось на глаза объявление: «Всех, кто любит стихи, чьё сердце открыто для поэзии, приглашаем в редакцию газеты «Советский Север» на занятие литературного объединения». С тех пор, до самого отъезда, я не пропустила ни одного занятия, которые вёл замечательный поэт Василий Казанцев. Мои сочинения долгие годы висели в школе в качестве образца, совершенно пожелтевшие от времени. К вступительным экзаменам на историко-филологический факультет ТГУ готовилась на сеновале, чтобы яркие краски лета не отрывали от занятий. Сочинение «Люблю берёзку русскую» написала в стихах, получила пятерку и как на крыльях летела к сестре, поделиться радостью. Устный экзамен тоже сдала отлично. Остальные экзамены: по истории и английскому языку сдала хорошо, но это меня уже не беспокоило: баллы для прохождения были набраны.

***

Любимый университет!
Нас пестовал ты много лет.
И слаще не было тех мук,
Чем «грызть гранит» твоих наук.

Любила посещать вечера поэзии, печаталась в студенческой газете «За кадры».
       На третьем курсе вышла замуж за Владимира – студента ГРФ ТПИ, взяв его фамилию. Распределились в г. Ленинск–Кузнецкий Кемеровской области. У нас уже был сын Андрей. Работала в школе учительницей русского языка и литературы, потом родилась дочь Юлия. Ей ещё не было года, когда переехали в Южный Казахстан. Целый месяц жили у родственницы в г. Каратау, пока муж не нашёл работу в Тюлькубасской экспедиции. Когда дочке исполнилось полтора года, я устроилась работать корреспондентом в редакцию газеты «Маяк».
       Через два месяца меня перевели на должность заместителя редактора. Я открыла литературную страницу в газете, которая притягивала к себе поэтов и писателей. Мне нравилось ездить по всей округе в поисках интересного материала. Перо мое было смелым, меня предупреждали, что такая смелость чревата и долго я не продержусь, но поступаться совестью я не хотела. Мне не дали поработать и двух лет. Под предлогом, что я не являюсь членом партии, меня уволили. Я принципиально не хотела быть членом. Мне предлагали хорошие должности, но я отказалась. Вскоре из Тюлькубаса мы переехали в город Кентау. После всех бурь я искала тихую гавань, для этого пошла в профсоюзную библиотеку. Мне сказали, что нужно провести мероприятие. Готовилась целый месяц. Выбрала Лермонтова и Врубеля. Эти два гения давно заняли место в моём сердце.
       Нам как раз дали квартиру с хорошим ремонтом от экспедиции, где работал муж. В такой отрадной обстановке я и постигала великие шедевры. Это было неповторимо, хотя нет, лучшие моменты жизни имели обыкновение повторяться. С детства я наблюдала, как мама вносила священное в жизнь. Каждые полгода к пасхе и рождеству в доме была побелка. Это было, как волшебство: когда всё завершалось, в небе уже сияли яркие звёзды, они воспринимались, как продолжение чистоты и красоты в доме, было ощущение полной гармонии с вселенной.
       Когда я провела мероприятие, буквально, на одном дыхании, было много взволнованных, восторженных отзывов. В результате вместо тихой библиотечной гавани я была принята заведовать читальным залом Дворца культуры. Вдохновение, являющееся источником творчества всех поэтов, которым посвящались вечера, легло в название созданного поэтического клуба. Если в редакции была широта, то здесь глубина. С необыкновенным восторгом погружалась я в неё. Такое я испытывала, когда целыми днями сидела в научной библиотеке университета, читая произведения великих писателей. Душа парила где-то в запредельном. Это можно сравнить с яркой вспышкой. Но вспышка не может длиться долго. Декретный отпуск, на время которого я была принята, завершился.

***

Пусть оборвана на полуслове
Вдохновенно звучащая речь,
Увольняйте меня, я готова,
Я успела кого-то зажечь.

       Я залечивала душевные раны в Кумыстах, куда поехала с ребятишками на всё лето: там стояла экспедиция мужа. Купания в ледяной горной речке, где рядом плавали ядовитые змеи, на которых я не обращала внимания, сделали свое дело: я закалилась душой и телом. Красота гор, снежными вершинами утопающих в голубом небе, восстановила утраченное равновесие. На работу меня принимали почти всегда временно, но ведь и на земле мы тоже временно. Я благодарна судьбе за то, что лучшие моменты жизни имели счастье повторяться. Вот только работа в отделе труда и заработной платы не повторилась и не оставила следа в сердце. Это было не мое, и жизнь в Кантагах была перевалочной базой. А вот работу воспитателем в общежитии ШТФ, куда я устроилась, вернувшись окрепшая с летнего отдыха, считаю неслучайной. Я сама отрабатывала жизненные уроки и помогала молоденьким девчонкам распутывать их личные проблемы. Это был важный, хоть и короткий период жизни, он напоминал работу в редакции, когда я отзывалась на каждый крик души. Однажды в редакцию даже пришел разбираться пришедший в ярость от моей статьи глава семейства, на которого пожаловалась его жена. Он тиранил и жену и дочек. Я тогда почти физически ощутила, какую силу имеет печатное слово. Совесть его была растревожена, в дальнейшем он одумался, бросил пить. Все люди из одного источника, только на разных ступенях развития. Подробно об этом я написала в программе по толерантности. Идёт это тоже из детства. Мама могла топнуть в кабинете начальника, назвавшего ее ссыльной, да так, что каблучок сломался, а к простым людям относилась чистосердечно. Покупая мне валенки, к примеру, просила, обращаясь к продавщице: «Миленькая, выбери для дочки валенки потолще». Папа тоже уважал человеческое достоинство в каждом. За водой с ним приедем, когда бочка наполнится, он махнет рукой и крикнет: «Довольно, Дарья Ивановна!», к любому человеку из обслуживающего персонала обращался по имени отчеству. Сказывалось воспитание.
       Организовывала я для работниц швейно-трикотажной фабрики и праздники, и поэтические вечера проводила, и не было более благодарной аудитории.
       Однажды встретила случайно председателя профкома комбината «Ачполиметалл». Он рекомендовал меня новому директору Дворца культуры, и тот пригласил меня заведовать отделом культурно-массовой работы, но эта работа лишь изредка приносила удовлетворение: на большой сцене по шаблону проводились грандиозные чествования передовиков того или иного предприятия и нужно было плясать под их дудку.
       Я любила камерные мероприятия малого зала, сосредоточив свою энергию на работе клуба «Резонанс», созданном совместно с народным театром. Большой резонанс тогда вызвало мероприятие, посвященное Пелагее Стрепетовой – крепостной актрисе, а также Владимиру Высоцкому.
       Когда появилась возможность, перешла работать методистом в клуб «Дружба». Там был необъятный простор для творчества. Проводя мероприятия, использовала возможности звучащего слова, кино и художественной самодеятельности.
       Потом был декретный отпуск: я родила дочь Екатерину.
       Вела на дому курсы стенографии, которой владею в совершенстве. Она, как добрый друг, помогает мне всю жизнь. В 17 лет я услышала по радио объявление о заочных курсах стенографии. Это был знак свыше. С тех пор и лекции в ТГУ, и любые беседы, работая в редакции, и пленумы, и совещания стенографировала и даже стихотворную строку, успевая за полетом воображения.
       Сын Андрей поступил в Томский институт автоматизированных систем управления и радиоэлектроники. Сердце рвалось быть поближе к нему. Скайпа тогда ещё не было, а переговоров приходилось ждать часами. Скоро и Юле надо было поступать, а там и Катя на подходе. Забегая вперед, скажу, что обе окончили университет. Юля пошла по моим стопам, окончив филфак, но потом окончила ещё и экономический факультет, а Катя – факультет информатики.
       Родные края влекли к себе неотвратимо. И вот, прожив семнадцать лет в южном Казахстана, мы покинули в 93 году тёплые края навсегда.

***

Благословлю, что сердцу мило,
Что бурей билось мне в стекло,
Чарующей звездой светило,
И вешним цветом отцвело.

       Временно работала в средней школе п. Мирный Томского района учителем русского языка и литературы. Уроки литературы начинала с поэтической пятиминутки, а правила по русскому языку давала в рифмованной форме, что позволяло легко запоминать их. Вела кружок «Фантазия», работы которого отмечены дипломом 1 степени (мама с детства привила любовь к рукоделию). Посещала литературные объединения: «Родник», Экспромт», «Автограф».
       В 1997 году была принята заведовать библиотекой. Сразу был произведён капитальный ремонт и расширение. Библиотека стала уютной и красивой, достойной того, чтобы в ней зазвучало Слово. В каждое дело вкладывала частицу души, будь то беседа с читателями, книжнаявыставка, вечер поэзии, лекция или творческая мастерская. По-другому просто не могла. С большим успехом ставила с детьми спектакли по сказке Маршака «Кошкин дом» и «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» Пушкина. Театр с детства окрылял душу.
       В 1998 году на районном конкурсе «Лучший по профессии» заняла призовое место.

       Служить Слову – вот самое точное определение моей деятельности. Вновь появилась возможность вести поэтический клуб «Вдохновение». Мероприятия затрагивают слушателей за живое, заставляют звучать лучшие струны души, о чём они с благодарностью пишут в своих отзывах. Поэтические вечера клуба «Вдохновение» – это «звёздные часы» библиотеки.
       Многие поэты Томска побывали на вечерах клуба «Вдохновение».
Люблю не только приглашать на встречу с читателями библиотеки интересных людей, но и участвовать в вечерах, проводимых в Областной библиотеке им. Пушкина, на творческих вечерах в Областном художественном музее, Томской писательской организации и т.д.

***

Чтоб искра Божья не погасла,
Та, что духовностью зовём,
Льём щедро вдохновенья масло –
Так трепетно горит огнём.

       Поэтическое творчество для меня это – потребность и блаженство души, оно всегда было глубоко личным делом. Как-то само собой случилось, что оно стало общественным достоянием.

               
***

С поэзией вновь жажду встречи
И тем, кто ею заклеймён,
Зажгу, будто святым, я свечи –
Блаженным, чьих не счесть имен.

       Когда в календаре знаменательных и юбилейных дат: «Лепестки былого», изданном областной научной библиотекой им А.С.Пушкина, появилась моя фамилия и запись о стихах, это заставило серьёзней отнестись к своему творчеству. Было выпущено два поэтических сборника: «Летопись души» и «Разноцветье», открыт сайт в интернете. На сайте помещены новые книги стихов: «Бриллиантовые россыпи», «Калейдоскоп», «Улыбнись». Стихи публиковались в периодических изданиях и ряде коллективных сборников: «Томск – любовь моя и судьба», «Кружева метелицы», «Судьбы, опалённые войной», «Всё началось в вишнёвом зале», «Одари добром», «Прилетает радость, словно птица» и других. Выход в свет каждого сборника сопровождался презентацией и рядом творческих вечеров, проведённых в Мирном, Лоскутово, Кисловке, Богашево и, конечно, в поэтических клубах Томска: «Автограф» и «Экспромт».
       На литературном конкурсе, посвящённом 90-летию со дня рождения Галины Николаевой (2001г.), присуждено призовое место в номинации «Поэзия». В 2004 году стала лауреатом областного литературного конкурса: «Звучащее слово», посвящённого 400-летию Томска. Издан лауреатский сборник: «Строки, рождённые сердцем».

       Одной из важнейших для меня остаётся просветительская деятельность.
В 2008 году самые лучшие вечера по творчеству Пушкина, Лермонтова и Врубеля прозвучали по радио «Сибирь» и радио «Свобода».
2008 год – 1 место в районном конкурсе «Всему начало здесь, в родном краю» в номинации «Истоки рода твоего».
2009 год – 1 место в командном первенстве, посвященном Всероссийскому Дню библиотек.
2011 год – Двукратный лауреат литературного конкурса, посвященного 100-летию со дня рождения Галины Николаевой: в поэзии и прозе.
2012 год – Номинант Международного литературного конкурса «Серебряный стрелец – 2012».          2013 год – Номинант Национального литературного конкурса «Поэт года».
       Вечер «Поэты Томского предместья», организованный Пушкинской библиотекой, произвёл яркое впечатление. О нём написано в литературной хронике журнала «Начало века» №4 за 2013 год. В СМИ часто писали о мероприятиях, проводимых в библиотеке п. Мирный: о вечере «Вдовы России», о вечерах поэтического клуба «Вдохновение», а также в целом о работе библиотеки: «Своих героев мы знаем в лицо» и др.  Стихи публиковались в «Красном знамени», «Томском вестнике», «Томском предместье», «Вечернем Томске», «За кадры», «Начале века», «Работнице», поэтическом альманахе Новгородской научной библиотеки и т. д., а также на многих сайтах в интернете.

      В последнее время захватило краеведение. Огромная исследовательская работа проведена о жизни Феодора Томского, Татьяны Гримблит, Елизаветы Стюарт, Евгения Березницкого. К 65-летию Великой Победы написан альманах из воспоминаний очевидцев: «Это нашей истории строки».
       Была проведена презентация альманаха, которая никого не оставила равнодушным. Долго ходил альманах от читателя к читателю. Люди не могли читать его без слёз.

       В 2012 году разработана программа трехгодичной целевой деятельности: «Толерантность в основе игры под названием жизнь». Осуществляется программа в форме лекций, бесед и практических занятий. Главная составляющая программы – толерантность, то есть принятие мира, гармония с ним и с самим собой. Человек, получающий удовольствие от общения с миром, спокоен и расслаблен. Он видит в каждой ситуации множество различных нюансов, в любых обстоятельствах отыскивает не замеченные другими возможности, которые своевременно и эффективно использует. Ощущение гармонии с миром может войти в привычку и стать таким же естественным, как раньше негативное реагирование. Мир такой, какой он есть. Более того, существуют объективные причины, по которым мир и люди эволюционируют именно так, как они эволюционируют.
       Подробнее обо мне, моих корнях и земляках представлено в прозе: «Имена и даты в канве судьбы». По этой повести снимается фильм.
         История написания повести восходит к 2007 году – семидесятилетию страшной трагедии. Именно в этом году я посетила музей – бывшую тюрьму, где в нечеловеческих условиях томились жертвы репрессий.  Каждая камера была битком набита: спали сидя на нарах, задыхаясь от зловоний. Тогда же добилась получения прежде запрещённых материалов под грифом «Хранить вечно». Прочитала документы сфальсифицированных материалов допросов, документ, свидетельствующий о том, что эссеро-монархической партии, за причастие к которой были все расстреляны, не существовало. Держала в руках маленькую бумажку со страшным приговором: «Расстрелять». Был там документ и о посмертной реабилитации.
       Когда я вышла на улицу, и свежий ветерок опахнул меня, мне очень живо представилось всё, о чём я прочитала. Было невыразимо  плохо. Мне нужна была помощь. В церкви священник посоветовал целый месяц не читать этих бумаг и постараться отвлечься. Он попросил у меня ксерокопии всех документов, потому что мало знал об этих событиях. Так возникла идея написать о своих корнях, затем пришла заинтересованность в судьбах земляков. Особенно много рассказала мне тётя Капа – мамина сестра. Запомнился мне случай с воришкой, который украл у неё кошелёк. В нём была справка о льготах семьям репрессированных. Вначале он хотел её сжечь, но в последний момент что-то дрогнуло в его душе: он затушил огонь и вернул справку, с опалённым уголком, положив её в почтовый ящик. В душе каждого, даже вот такого карманного воришки есть человеческое. Вот к этому человеческому я и взываю всем своим творчеством и всей своей деятельностью.












































 


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.