Вам, шах, господа хорошие
Рассказ
Спокойный, усталый, тёплый август не радует, не раздражает. Жаркие в полдень солнечные лучи не зовут обязательно оголить восприимчивые к загару части тела.
То, что призывно и чувственно звучит весной и в начале лета, в этом месяце утраченных иллюзий и скучной определённости, без сожалений уходит на второй план.
Новый урожай садов и грядок, конечно, радует, но лишь, как возможность запастись впрок, подобно хомячку, за щечку или белочке, в родное гнёздышко…
Дабы в скорые, не такие сытные месяцы, никто не пожурил за простоватость.
Чем действительно хорош этот месяц, так это приближением начала учебного года.
- “Дети в школу собирайтесь, петушок пропел давно…“.
И не только дети, и не только в школу.
Пытливый взор первоклассника, как послание из-за облаков: открытый и беззащитный.
Опасливый и обращённый в себя, ждущий возможности преодоления любых трудностей.
Как всегда хочется в это верить. И всегда не верить…
В те самые мгновения, тот же первоклассник, не желающий ничего нового, никаких трудностей, кроме роли успешного выпускника детского сада.
- Я уже чего-то достиг, могу приходить туда в гости.
- И только лишь за это, прошу любить меня.
Что ждёт впереди?
- Отпустив руку матери, уходит ученик по звонку на первый школьный урок.
Неопределённость томительна, рядом такие же пытливые глаза одногодков, чужие надежды, не меньшее стремление к успеху.
Не секрет, что любая, самая искусная подготовка перед этим испытанием, хоть по всей пёстрой гамме предлагаемых к изучению предметов, ещё далеко не умение.
И не признак наличия желания напрягать свои умственные и прочие возможности.
Об этом не принято говорить в категоричном тоне, надеясь, что в дальнейшем, в ходе обучения, всё станет ясно само собой.
Кому-то, как всегда, понятна дилемма, как дважды два. Кому-то, не дано её постичь, до глубоких седин.
Подавленный и растерянный первоклассник, очень часто, с самого начала учёбы, согласен на роль отстающего, лишь бы его оставили в покое, не заставляли постоянно мыслить, что тяжело и непривычно.
Тем более относиться с пониманием к чужим словам и мыслям, совместным усилиям, и учителя, и одноклассников.
Смириться с планидой ежедневно и ежечасно изучать, по некоей, годами апробированной усреднённой системе обучения, нечто неизведанное.
Той самой системы, без несметных желаний и капризов, каждого в ней заинтересованного.
Зато с предполагаемым пониманием всего того, без чего не обойтись в дальнейшем, каждому вступившему на путь получения знаний.
Пришедших, тем не менее, после основных занятий в школьный шахматный кружок, как и в любой другой, дабы не расставлять самому чужие приоритеты.
Там они, почти сразу понимают, интересны ли им.
- Белый и чёрный слон, каждый из которых, бегает по своей белой или чёрной диагонали.
- Конь, прыгающий через чужие головы.
- Ладьи, как по рекам… двигаются по незанятым вертикалям и горизонталям. И ещё.
- Беззащитный король и любая пешка, способная стать королевой, но чаще бесславно погибающая, сделав лишь несколько ходов с начальной позиции.
И это не корысти ради или собственных амбиций, а в угоду некоего общего стратегического замысла или тактической сиюминутной необходимости.
Пришедшим на занятия остаётся, в творческих муках, познавать свои реальные, а не воображаемые возможности.
Пытаться их реализовывать, совсем по взрослому, постепенно подходить к самостоятельному ведению шахматных партий.
В отличии от общих занятий, где требуется лишь внимательность и последовательность изучения.
В других кружках, с неким иным завершённым процессом, самореализация в мыслительной деятельности, проходит по схожим вехам и правилам.
В таких общих для всех обстоятельствах, отличаться, вдруг появившимся умением, способны единицы.
- Радость и от такого результата.
- И на том спасибо природе, матери нашей.
В связи с трудностями достижения, отличительно общей массы, высокого результата, занятны похвальные потуги родителей, не жалеющих средств на развитие интеллекта своих детей.
- Долговременные и самые выгодные инвестиции, дающие максимальную прибыль.
- Каковы времена, таковы и подходы.
Не менее похвальны желания родителей учеников найти, где угодно, каких-то особых даровитых учителей, способных обучить их чад лучше других.
Для достижения всё тех же целей, прежде всего потому, что они считают это для себя первостепенно важным, в отличии от образования и раскрытия возможностей других учеников.
Считая это обязанностью кого угодно, но не их.
Проводя всю эту семейную политику, очень часто, даже вопреки воли их чад и их желания трудиться собственной головкой.
Однако, такое желанное интеллектуальное превосходство чаще всего достигается и буднично, и легко, и просто. Что может привести к заблуждению по этой тематике.
Одновременно сложно, креативно, на грани предела умственных и духовных возможностей.
Что также не всегда полностью соответствует тому, что есть на самом деле.
Многократно решая за шахматной доской, с расположенными на чёрно - белых клетках пешками, фигурами, казалось бы, такие обычные учебные примеры, этюды и задачи…
Не подвиг же заключается в этом?
Находя в таких постоянных условиях, маленьких победах над собой и поражениях, ни с чем не сравнимое удовольствие, закладывая основу этого самого, желанного превосходства.
Во взрослой жизни, такой всплеск эмоций, собственной значимости, мало с чем сравним, разве что, с ласками любимой или любимого человека или жаждой власти и её обретения.
- Об этом, в совсем юном возрасте, ученикам, разумеется, думать ещё рано.
- Торопить эти события совсем не обязательно, лишь бы в будущем не оказалось слишком поздно, когда достичь реальных результатов уже слишком затруднительно.
- Первые среди равных, с самого юного возраста, в любой сфере овладения конкретными знаниями, получают неоспоримое преимущество над другими, чаще всего не догадываясь об этом.
В том числе преимущество над теми, в кого вкладываются немалые материальные средства и интеллектуальные возможности других людей, но от которых значительно меньшая отдача окружающим.
Всё это приводит к неприятию чужого успеха, что становится нормой поведения при любых обстоятельствах.
Успешные, уже видятся не кумирами, что было бы, не так уж и плохо или соперниками в равной борьбе, а чаще всего, если и не врагами, то в чём-то всегда виноватыми перед ними недругами.
И всё это вместо благодарности для самых способных, без вины виноватых, благодаря их, казалось бы, бесспорным добродетелям.
Продолжив эти размышления получается, что данным природой дарованиям или развитым бесконечными повторами известных позиций, как в шахматах, до того же уровня даровитости, своих подчас весьма средних возможностей, делает практические результаты будущих соперников примерно равными.
Подобные мысли, руководителя обычного школьного шахматного кружка, посещали не только в августе, а следовали на протяжении всего времени занятий с юными подопечными. Такими разными и одинаково лишь амбициозными.
Он ещё никогда не чувствовал такой значимости, от вкладываемых в общий воспитательный процесс, своих скромным усилий.
Своей личной ответственности за каждое юное дарование, какого бы масштаба оно не было.
Сравнивая себя нынешнего, с тем, весьма ответственным, стоящим высоко, согласно чиновничьего табеля о рангах, ему иногда становилось весьма не по себе.
Была прожита жизнь чела, весьма высокой квалификации. Ныне он находился в почётной отставке и вспомнить чего-то значимого из неё было невозможно.
Внося многие годы, от имени государства, приговоры и решения, он понимал, что это лишь констатация неких процессов, имевших место быть. Он же лишь касательно на них влиял. Что-то изменить ему было не дано.
Зато в нынешнем положении руководителя кружка, он чувствовал себя создателем, ваятелем юных душ.
Так ему хотелось, чтобы их возможности были полностью раскрыты и служили всем окружающим, во всяком случае, он свято верил в такое свое новое предназначение.
Ему очень хотелось, чтобы окружающие люди оценивали его по этой работе, а не по тому послужному списку, согласно которому он был заметной в прошлом фигурой.
Карающим мечом правосудия, для всех, кто, по каким либо причинам, нарушал сознательно или по стечению обстоятельств, некие правовые нормы, которые применялись в данный момент государевыми людьми.
- Здравствуйте, с добрым утром наш уважаемый человек. Не просто человек, человечище. Вы догадались, кто вам звонит?
- Это директор школы.
- Здравствуйте. Очень рад слышать ваш голос.
- Как ваше здоровье?
- Да, ничего, спасибо. Как говорится, согласно возраста, хотя особенно похвастаться нечем.
- А как вы отдохнули?
- Отдыхать, не работать. Не мне вам об этом говорить. От наших учеников разве отдохнёшь?
- Что так мрачно?
- А то как? Каторга, а не работа. Другого слова не придумаешь. Так стало всё сложно.
Непонятно, что требуют, как сориентироваться.
Начальство своё, партийцы, те, что у руля, по своему, понимают. О выборах забывать не дают… Работа с родителями, сами понимаете.
- Не очень?
- Ну, это не важно.
Всё надо, ремонты, с кадрами есть проблемы. Не очень ноша кому нравится…
Она могла продолжать, говорить сколько угодно долго, но остановилась…
- Хочу вам сообщить, что согласно новой концепции, шахматный кружок стал совсем необязателен.
- Мы посоветовались, решили не продолжать.
- Да, и вас не загружать, тем более, вы, наш золотой человек и оплаты никогда не требовали.
Это кому сказать, не поверят, в наше-то время. За всё вам большущее спасибо.
- Да, вы знаете, уважаемый директор, это даже не работа, для меня, а некое служение, мне очень нравится.
Детям дал задание на каникулы, они должны отчитаться. Скоро соревнования, у них планы.
- Это хорошо, когда планов громадьё.
- У нас, у всех, столько планов, найти бы время их написать, а уж выполнять, это другой вопрос, по возможности.
Её голос стал по-начальственному жестким, разговор стал её утомлять.
- По новой системе образования, нам бы с основными направлениями справиться.
За них такой спрос, что вы даже не представляете.
- Так что, уважаемый ветеран, спасибо вам за всё и давайте расставаться.
Немного подумала и добавила фразу, которая была её козырём.
- Извините, больше в ваших услугах, мы, не нуждаемся.
Наши дети должны быть гордостью своих учителей и соответствовать всем нормативам, спущенным нам сверху.
- Будьте здоровы.
- И вам не болеть.
С тех пор, август стал обычным летним месяцем, в конце которого пробуют свои силы осенние дожди, а хвори, уже начинают напоминать о себе настроением бесисходности.
В школу тянет, по-прежнему, но уязвлённое самолюбие, не позволяет навестить своих учеников.
Иногда, как поздний солнечный лучик, светит надежда, понятная всем и каждому в отдельности.
Самые талантливые его подопечные добиваются возможности стать у государева руля.
Его старость после этого, возможно, не будет казаться такой серой и унылой.
г.Иваново 10 августа 2013 года
Свидетельство о публикации №213081000817
"Хочу вам сообщить, что согласно новой концепции, шахматный кружок стал совсем необязателен."
Хотя это было как раз по-настоящему нужно детям!
Светлана Данилина 30.11.2013 05:24 Заявить о нарушении
Евгений Сайковский 01.12.2013 08:45 Заявить о нарушении