Непрошеный гость

               


                НЕПРОШЕНЫЙ   ГОСТЬ

                Рассказ

     За дедушкиным  огородом, сразу за жердяной изгородью начинался овраг. Возле изгороди на краю оврага, на травяном пятачке, лежала куча камней. Все камни были с дедушкиного огорода.
     Весной, когда дедушка на старом мерине пахал огород под картошку, я собирал выпаханные камни и выбрасывал их за изгородь, как велел дедушка. Но камней на огороде не уменьшалось. А куча из них с каждым годом все росла. Мне казалось, что, и собранные камни,  за зиму подрастали.
     В  солнечные дни камни сильно нагревались, а после короткого грозового дождя, когда они еще не успевали остыть, от них исходило марево. Я.подставлял ладонь под струившийся вверх прозрачный пар, и наслаждался его нежным теплом.
     Однажды, когда я окончил третий класс, мне пришла в голову мысль соорудить из камней возле кучи сиденье и приходить  сюда читать в тишине книжки.
     Конечно, читать можно было, где угодно. Свободного места вокруг было полно. Но мне хотелось тут, где часто светило солнышко и дул легкий освежающий ветерок, а рядом стоявшая липа своей густой кроной могла укрыть от внезапного дождя.
    Я набрал ровных камней,  обмазал их красной липкой глиной, что накопал на склоне оврага, и сложил маленькую скамейку. Глина скоро засохла, намертво скрепив камни.
    Скамейка получилась что надо!
    Пока не пришло время окучивать картошку, я каждый день, когда не было ненастья, приходил сюда и читал повесть  «На великом морском пути». Эту книгу написал прекрасный детский писатель Виталий Бианки.
     Он много и других книг для детей о природе написал. Их я тоже прочитал, но значительно позже. А тогда мне попалась его книга про казарку- морскую утку. Она так мне понравилась, что я накарябал на нее безграмотный отзыв, без точек и запятых, сложил письмо треугольником и отправил без марки в Москву. Может быть, и дошло, кто знает.
      Как-то я пошел с ребятами по ягоды. Вернулся домой поздно. Выдул крынку молока с ржаным хлебом и стал поливать грядки.
      Эта забота лежала на мне, потому что дедушка с бабушкой целыми днями  работали на сенокосе и к вечеру сильно уставали, да им надо было еще убираться по хозяйству: подоить корову, накормить поросят, наколоть дров для печки.
      Так что в тот день на своей каменной скамейке читать мне не удалось.
      Управившись с поливом огорода, я с нетерпением стал ждать утра.
     Утро пришло хмуроватое, по небу проплывали тучки, и даже пытался накрапывать дождь. Но к полудню   засияло солнце. Я обрадовался, взял  книжку о казарке  и побежал к своей беседке, предвкушая удовольствие от чтения.
      Перепрыгнув с разбегу через изгородь, я подбежал к скамейке и содрогнулся от ужаса. На моем месте, свернувшись кольцами, грелась на солнышке змея.
      Я взял палку и постучал по камням, надеясь  прогнать ее.
      Змея даже не пошевелилась. Я снова постучал палкой по камням и воинственно помахал ею перед носом змеи. Тут она не выдержала, подняла голову и зашипела, но с места не тронулась.
     Мои угрозы на нее не действовали. Змея лишь сильнее раздражалась и, продолжая шипеть, стала делать выпады головой в мою сторону.
      Я испугался и отступил: мало ли, гадюка ведь может и до смерти укусить.
      Когда дедушка вернулся с работы, я рассказал ему о происшествии. Он согласился пойти со мной и прогнать змею, если она еще не уползла.
      На улице вечерело, белое солнце медленно плыло по макушкам деревьев, нехотя опускаясь за розовеющий горизонт. Жара схлынула, воздух посвежел, от земли поднимался еле заметный туман. А от кучи камней струилось тепло.
     Змеи на моем месте не было.
     Оглядев каменную скамейку, дедушка недоуменно посмотрел на меня: кто же мог ее  соорудить. Я  похвастался. Дедушка похвалил  за умелую работу, даже надежду выразил, что из меня в будущем может получиться неплохой каменщик или печник.
     Мы собирались уже уйти, как мне показалось, что на меня кто-то сзади смотрит. Я обернулся и увидел змею на  краю каменной кучи.
     Она лежала, не шевелясь, на  гладком булыжнике, вросшем в землю, головой в нашу сторону.
     Уходящее солнце светило  нам в глаза, потому мы ее сразу и не увидели. Змея, наверное, тоже нас не видела, потому что никаких признаков беспокойства не проявляла, даже тогда, когда мы подошли к ней совсем близко.
     Вспомнив, как змея  днем шипела на меня, я  передернулся от ужаса. Дедушка тут же меня успокоил:
     -.Это вовсе не гадюка, а уж. Гость непрошеный, но не опасный. Укусить, скорее, оцарапать он, конечно, может, если его раздразнить. Да зубы-то его без яда, так, пустые иголочки.
     Для меня тогда, что уж, что гадюка были одно и то же. Просто змеи. Как их отличишь друг от друга, если  они по виду совершенно одинаковые?
     Дедушка будто подслушал мои сомнения и продолжал:
     - Отличить гадюку от ужа проще простого. Гляди, на голове у него желтая шапочка, будто корона. Ты ее в страхе не заметил. А у гадюки такой красивой шапочки нет.
     Я пригляделся. И только сейчас увидел на голове змеи два желтых пятна, образующих золотистую корону.
     Дедушка посоветовал мне не прогонять ужа, раз тут ему понравилось.
     - Может быть, это его территория, а меня он считает захватчиком? – наивно спросил я.
     - Всего скорее, так оно и есть, раз не уползает, - серьезно сказал дедушка. - Одно ясно: вы не должны дразнить друг друга.
     Уж словно понял, что нельзя быть назойливым. Никогда больше он не занимал мое место, а грелся на своем булыжнике. И я  перестал его бояться.
     Теперь, встретив в лесу, на болоте или возле ручья змею с золотистой короной на голове, я не вздрагиваю от испуга, а почтительно уступаю ей дорогу..


Рецензии
Очень и очень интересно!И спасибо!В Нейман

Виталий Нейман   10.10.2013 21:44     Заявить о нарушении
Присмотрись к началу рассказа"дедушкин огород" -2 раза рядом и плюс снова "огород" , да ещё "изгородь"...Многовато нагородил для одного абзаца.Извини...В Нейман

Виталий Нейман   10.10.2013 21:48   Заявить о нарушении