Сетевые разговоры. Глобализм в литературе
ГЛОБАЛИЗМ (от лат. globus — шар) — понятие, определяющее сущность современного этапа развития человеческой цивилизации и возникающих в ходе данного развития проблем, одинаково актуальных для всего человечества, а также направление научного, политического, философского мышления, отражающее способность к восприятию глобальных проблем.
Однако, это определение остается обыденным и воспринимается на уровне интуиции, поскольку в нем имеются неопределенные составляющие: «человеческая цивилизация», «человечество», «глобальная проблема». Это важно понять, поскольку глобализм воспринимается как философская категория, а не определенная сущность.
Тем не менее, если заменить «человечество» на «народонаселение Земли», то более понятным становится выражение «глобальные проблемы», т. е. проблемы, касающиеся всех жителей планеты. Осталось выяснить, существуют ли такие проблемы?
Наиболее часто глобализм связывают с объединением и укрупнением экономик. Например, самое крупное торговое объединение – ВТО. Уже организовываются антиглобалисты. Однако, примечательно, что выступая против глобализма, их организация сама является глобальной. Интересно, кто стоит за этой искусственной организацией? Не тренировка ли это создания системы управления огромным объединением, а в конечном результате – создание структуры того самого Человечества, которого фактически еще нет в природе.
Глобализм имеет отношение не только к экономике. Это, как раскрывается в определении, и глобальный интерес глобальные условия, глобальная необходимость, глобальные противоречия, глобальные задачи и т.п. Вот только кто, какая группа людей может ставить глобальные задачи, например, для всего человечества?
Наверно, одной из самых первых глобальных тем в литературе, является развитие идеи мирового господства. Возможно, это и одна из первых глобальных теорий. В наши дни ее пытаются реализовать через всемирную революцию атипичные личности. Самое интересное, что идея мирового господства, практически, не может быть реализована. Во всяком случае, в том виде, в котором она предлагается. Именно поэтому, вероятно, произведения, связанные с этой темой – фантастические.
В Интернете на форумах можно встретить серьезно задаваемые вопросы о единой религии, например. Не буду развивать эту тему, но, по-моему, даже религиозные чиновники в этом сомневаются.
Модно в последнее время затрагивать вопросы глобального потепления или, наоборот, замерзания.
Многих людей, по сути, с атипичной психикой, волнуют проблемы гибели человечества – апокалипсис. Его с периодической настойчивостью, не стесняясь, предрекают уже многие столетия. Самое главное, что находятся люди и с типичной психикой, которые верят в это мистическое явление. Поэтому, еще не скоро «оскудеет» перо писателей, пописывающих на эту тему. Тема апокалипсиса часто звучит не прямолинейно. В произведениях это выглядит как нападение инопланетян, выход из-под контроля вируса и нашествие мутантов в связи с этим и др.
Не трудно разглядеть глобализм и в поиске некой абсолютной Истины. Абсолютная Истина – это нечто, что открывает путь к следующему подобному феномену – смыслу жизни. Пожалуй, на каждом действующем форуме в Интернете, можно найти тему поиска смысла жизни и абсолютной Истины. Это так же неисчерпаемые темы в литературе. Вероятно, эти философские вопросы еще долго будут будоражить умы людей, отвлекая их от личностных проблем. По сути, увлечение поиском смысла жизни и абсолютной Истины является дополнительной проблемой личности. К истокам подобных проблем можно отнести поиски Философского камня превращающего металлы в золото и способствующего созданию элексира жизни.
Таким образом, многие люди, в силу различных причин, заняты решением глобальных проблем, которые, фактически, не существуют в Природе на данный момент, или не могут существовать вообще. Для многих писателей, подобные темы – неиссякаемый источник творчества. Причем, для подобных произведений всегда есть читатели, во все века и времена.
Иногда, на первый взгляд, трудно определить глобальную проблему. Рассмотрим, например, суеверие. Это проблема конкретной личности. Но, учитывая то, что суеверные личности представлены в каждой стране, проблему суеверия можно считать глобальной. Подобные глобальные проблемы людей описаны очень давно, например, в одном из первых собраний сочинений — Библии. Это пороки человеческие.
В этой связи, проблемы национализма, коммунизма, демократии, коррупции являются глобальными, регулярно питающие литературу и писателей.
Интересно, что некоторыми проталкивается мысль о каком-то «глобальном мышлении». Это мышление неплохо описано в психиатрии, кстати. Но «глобальная мысль» шагает, естественно, широко по планете. Нашлись люди, которые систематизируют глобальное мышление (не понятно, как можно систематизировать мышление индивида?) и уже создается или создана специальная научная дисциплина – глобалистика. «… Глобализм, составляющий концептуальную основу данной дисциплины, оказался в центре внимания общественных, естественных, технических наук, что свидетельствовало о насущной необходимости в комплексных и междисциплинарных научных разработках. Так, например, как особую сферу общественной мысли можно выделить политический глобализм, обусловленный потребностями обеспечения глобальной безопасности мирового сообщества и задачами политического регулирования глобальной сферы». Остается выяснить, у кого возникают эти самые потребности?
Подводя итог, можно сказать, что глобализм представлен в литературе очень давно и тем, связанных с ним, становится всё больше. На поверку, эти темы являются философскими, мистическими, фантастическими, просто надуманными, и редко связаны с реальностью.
(Опубликовано: Журнал "Белая Вежа", 3(5)2011)
Свидетельство о публикации №213081101405