Вынужденный компромисс

    Гашкин, ассистент кафедры русского языка,  подходил к двери своего общежития, когда к нему подошел незнакомый парень лет восемнадцати, высокий, широкоплечий, скуластый.  Поздоровавшись, он попросил поставить ему  зачет по культуре речи. 
    - А вы кто?  Я вас в первый раз вижу, - проговорил  возмущенно Гашкин.   
    - Студент  спортфака.
     - Я не могу вам просто так поставить зачет. Вы его  должны сдать.  Вы подготовились? - проговорил преподаватель  металлическим голосом.
     - Поймите, у меня отец пьяница. Мне нельзя без стипендии. – В его голосе звучали нотки отчаяния.
     - Я же не отказываюсь принимать у вас. Почему  вы не ходили на занятия?
      - Я  не мог ходить. Мне негде было жить. Меня не поселили в общежитие. А снимать квартиру я не могу: у меня нет денег.
     Гашкин зашел в общежитие и пошел по длинному  коридору к своей комнате.  Студент продолжал следовать за ним.
   -  Я подготовил один вопрос  -  орфоэпические нормы. Поставьте зачет,  - канючил он.
     - Надо ко всем вопросам подготовиться, - строго проговорил преподаватель.  -  Вы же знаете, как много пришлось работать вашим товарищам, чтобы получить зачет. Как подготовитесь, так подходите.
   Гашкин зашел в свою секцию. Студент  последовал  за ним.
   - Я вас не приглашал, - возмутился преподаватель.
   Студент пропустил  его слова мимо ушей. Он сел на пол на проходе, по-турецки поджав под себя ноги, и заплакал.  Слезы, текшие по щекам, скуление, шмыганье носом   изумили преподавателя. Здоровый парень плакал, как обиженный дошкольник. Плачущий студент спортфака - такое же необычное зрелище, как и плачущий большевик.
   Гашкин  зашел в свою комнату и закрыл за собой дверь. Он надеялся, что студент уйдет, но не тут-то было. Дверь открылась, и студент без разрешения  вошел в миниатюрную комнату, в которой обитал ассистент.
   Его бесцеремонность шокировала  Гашкина. Такого еще не было в его преподавательской  практике.  Он не знал, что  делать. Закричать на него, попытаться вытолкнуть из своей комнаты? Бесполезно, а может и опасно: неизвестно, какой будет  реакция этого здоровяка-спортсмена. Вызвать милицию?  Не хотелось привлекать к себе внимания.  Не хотелось стать героем скандала.  Ректорат не погладит по головке, если  он дискредитирует институт.
     Студент  стоял возле холодильника, а его тяжелая сумка, как верный пес, лежала у его ног.
  Вдруг рыдающим голосом он сказал, что он сын мордовского народа. В  душе преподавателя зазвучала нотка жалости.
   - Откуда вы приехали? – спросил он.
   - Из Магнитогорска.
   Снова слезы.
   - Вам невозможно сдать. Слишком много вопросов, - пожаловался  он после небольшой паузы.
- Почему невозможно? Вы же знаете, что половина студентов вашей группы получила зачет-автомат. Они не пропускали занятий и активно работали.
- Да, знаю. Кудасов получил. Может, он и  не пропускал  занятий. Но, кроме мата, от него ничего не услышишь.
   Гашкин  почувствовал, что щеки у него  загорелись от смущения и возмущения.
  Время шло, а студент  не уходил. Преподавателю  надоел этот балаган. Он не видел разумного выхода. Пришлось пойти на компромисс.
   - Ладно, - сказал он, - рассказывайте про орфоэпические нормы.
   Студент рассказал.
   - Условно я поставлю  зачет, чтобы вам назначили стипендию, но при одном условии: вы должны будете подготовиться  к зачету и сдать мне   его по-настоящему, - сказал я строго, стараясь сохранить свое лицо. - Если не придете в течение недели, я вынужден буду зачет аннулировать. 
     Студент обещал. Гашкин  вписал в его зачетную книжку и «хвостовку» слово «зачтено», и незваный гость ушел.
    Конечно же, он не сдержал обещания. При встрече с Гашкиным  он делал вид, что  не знает его. 


Рецензии