Записки начинающего художника

               Вначале я хотела назвать эти заметки «Рассказ юного художника», имея ввиду стаж моего приобщения к живописи, но потом вспомнила, что в последнее время ко мне повадились приходить строгие читатели без чувства юмора, которые меня упрекают в легкомыслии и придираются к словам, поэтому  пусть будет так, без иронии (которую я обожаю несмотря ни на что!)
             На курсы рисовании для «подживых» (выражение моей любимой внучки), я попала случайно. Очень хотелось немного отойти от горького и тяжелого чувства беспомощности, когда видишь, как мучается близкий и родной человек, но не способен уйти спокойно, а ты только и можешь просить Бога улегчить страдания. Маме было 97 лет, она и сама понимала, что уже пора… но ей было так страшно уходить, что она из последних сил цеплялась за жизнь, хоть и больно это было, безумно больно.
           И ей, и мне, и дочери, и внучке.
Я уходила из дома, чтобы немного отвлечься, но душа постоянно была тяжелой.
                Тут и подвернулось это объявление в районной газете.
Долгих раздумий не было – раз в неделю, бесплатно (!!!), недалеко от дома и там будут краски! Которых мне так не хватало сейчас!
Поэтому я записалась и буквально упала с головой в это озеро акварели и гуаши.

…..Я вообще не люблю «грузить» людей своими проблемами, а здесь, в нашем тесном кружке, немолодых телом, но юных душой, тётушек и джентльменов, вообще никто не рассказывал ни о себе, ни о своих проблемах.
           Мы слушали, открыв рот, нашу преподавательницу и, высунув язык, старались нарисовать стакан так, чтобы было понятно, что это не ведро и не кусок трубы. И когда удавалось изобразить прямую линию какой-нибудь оконной рамы или овал низа вазочки и при этом не вылезти за край листа, то радости не было предела! Хотелось скакать и пищать, как в детстве: ура, ура, ура!
           Через полгода занятий  стало понятно, что способности у всех разные. Я вдруг поняла, что терпеть не могу карандаш и скрупулезность рисунка. Мне нравилось макать кисточку в воду и быстро «ляпать» по бумаге, удиявляясь и поражаясь, как эти цветные пятна могут вдруг превратиться в кроны осенних деревьев, в облака, в пушистые черемуховые ветки. Стоит только после небольшой просушки тонкой кисточкой немного прорисовать веточки или птичек в небе или по-детски набросать несколько пятилепестковых цветочков.
          Преподавательница, кроме того, что она – профессиональный художник, еще и арт-терапевт, поэтому нас не ругает, иногда подшучивает над особенно кривой стенкой керамической вазы, которая на рисунке  падает со стола,  или над непонятно откуда  взявшейся  кляксе на драпировке. Мы сами смеёмся и не обижаемся. А я так вообще громко восхищаюсь и хвалю от всей души любые начинания художниц. Ведь это так здорово, что «девушки» не сидят дома, пересчитывая болячки и раздирая душу ворчанием на детей, внуков и правительство, а приходят, принаряженные, с хорошим настроением, и стараются выразить свои внутренние ощущения с помощью красок и кисточки.
          У меня вдруг появилась своя тема: кошки. Я и по жизни их люблю, а здесь вдруг появилась возможность еще и на бумаге живописать смешных и трогательных котят.
Оказывается, главное у этих животных – глаза. Мордочки могут быть и крупными и маленькми, тельца вытянутыми и круглыми, лапки длинными и короткими, про хвост и не говорю, но если глаза неправильно нарисуешь, то получится, не кошка, а…. монстрик.
      Поэтому я внимательно вглядываюсь в своих Чернушку и Пусю и, потом, увидев, что в Интернете огромное количество художников-кошатников, смотрю, кто и как рисует глазки, носик, лапки…. И теперь я уже тааакой специалист, что могу сама давать мастер-классы.
Долго мне не удавалось понять, как рисовать шерстку, чтобы понятно было, что кошка пушистая, а не гладкокожая, как сфинкс.
        Хотя некоторые художники вообще не заморачиваются такими глупостями – тут темная клякса, тут светлая. Правильные глазки, хорошее знание пропорций и мускулов и опа! Вот вам и кошка. Обычно так рисуют китайцы. И это тоже очень красиво. Но мне хочется именно шерстку. Одна знакомая художница показала, как толстую круглую кисточку развернуть веером, макнуть в краску и водить так туда-сюда, чтобы получилась  пушистая шубка.
        Долгие тренировки, мучения и почти что слезы в конце-концов приучили ручки водить кисточкой правильно и теперь – ох, дети мои, самой не верится!  я умею изобразить пушистость и бархатистость любой хвостатой-полосатой.
        Теперь я буду рассказывать  вам о своих секретах, которые сама(!!!) открыла опытным путем, хотя и прочитала много чего в Интернете и книжек накупила целую библиотеку, но долго не могла понять, почему не получаются, например, оттенки на лепестках цветов. Всё получается плоско, как ни стараюсь или, наоборот, такая размытость на всю страницу, что  вместо букета появляется  огромный цветок на целый лист. И я тупо смотрю на него, не зная, что же мне с этим делать.
        Конечно, можно сказать, что так было и задумано, но… я же знаю, что это всё мои ошибки.
        Итак! После трудных раздумий, я поняла: дело  в моей природной торопливости. Мне всё время хочется, чтобы было сделано быстро и хорошо. А так не получается, или быстро, но плохо, или хорошо, но долго.
       То есть нарисуешь карандашом букет, подмажешь немного цветочки, сделаешь фон и жди…. Пока всё высохнет. Особенно мне не везло с белой гуашью. Я обожаю белый цвет. У меня очень много одежды именно белого цвета. Она мне и идет, и кроме этого настроение поднимает. Поэтому я очень хотела нарисовать белую кошку в снегу. Именно белую на белом. Нашла фотографию по теме. Стала рисовать. А они вдруг слились в одно пятно и… я почти что заплакала. Потому что мысленно  уже представила, как это красиво и необычно. Долго я мучилась. Просила преподавательницу показать, а она говорит – сделайте снег темнее кошки, положите голубые и зеленые тени, они её сделают выпуклой, вот и получится.
         А тени не получаются. В общем месяца два я носилась с этой  историей. И вдруг! Однажды получилась эта несчастная кошка! Вся белая, в снежных ветках, на голубом снегу и сверху я еще  её засыпала снежинками (это надо взять зубную щетку, опустить в белую краску,  потом пальцем сильно провести по щетинке – капли так и посыпятся, а затем просто приделать к капелькам ножки-ручки снежиночные и вот вам красота и оригиналность!).
        И вы знаете, когда у нас была большая выставка в Ленэкспо (что могут делать и чего хотят люди преклонных годов), эту картину сразу же купили! За тысчу рублей. Мне, правда, досталсь только половина, но сам факт, что моя кошка так впечатлила народ, очень меня согрел. И я поняла, что еще одна ступенька пройдена. А ведь их так много этих ступенек, что даже и не знаю, доберусь ли когда-нибудь до вершины.
….. Летом мы с нашей преподавательницей рисуем на «пленере», То есть на улице окружающую природу. И обязательно с водой.
           В первый раз ничего  не получилось. Я расстроилась и решила, что вода – это не моё. Буду цветочки осваивать и дальше ваять кошек. Здесь у меня очень хорошие результаты. и я точно знаю, что меня похвалят. А вы ведь знаете, что для творческого человека похвала, даже скупая из двух слов, важнее всего на свете. И страшно неприятно, когда тебя критикуют или говорят, что вот здесь недотянула.
         Но я по зодиаку – овен, то есть упрямый баранчик. Поэтому опять засела за компьютер и стала смотреть мастер-классы про воду, море и волны. И нашла! Художник Страхов быстро и ловко за десять минут научил меня рисоавть волны. Морские! Почти, как у Айвазовского.
        И я рискнула. Вы не поверите – у меня получилось с первого раза.
Я понимаю, что уже и руки слушаются, и краски я научилась –более-менее смешивать, но волны! Волны! Морские! Как у настоящих художников. Я буквально зарыдала от счастья! И тут же наваяла пейзаж с волнами и белой пеной.  Марина сказала: здорово!  Прикольно! Молодец!
        И в эту ночь я спала буквально сном ребенка, улыбаясь во сне до самого утра.
Теперь еще несколько тайн: облака можно промокнуть бумагой, тогда они становятся более «кудрявыми», травку рисуют снизу вверх веерной кисточкой, волны – мастихином, песок на берегу – стряхивая с кисточки брызги желтой и светло-коричневой краски, мелкие листья  на деревьях чуть-чуть дотрагиваясь краешком обычной губки. Туман - сильно разбавленной белой гуашью. Там еще много всяких похожих уловок, но пока не привыкнете к кисточке, эта техника вам не дастся. Нужны тренировки. И лучше каждый день, как для музыкантов, чтобы пальцы не разучились играть-рисовать.
          И вот еще что. Самое главное! Никогда у меня не получается сделать точную копию с рисунка или фотографии. Обязательно будет что-то «по мотивам», но никогда то же самое. Даже и получше бывает что-то. Но точная копия никак не выходит.
          Вначале я думала, что это просто отсутствие настоящего мастерства. Но учительница сказала, что любой художник всегда рисует СЕБЯ! Даже, если это просто вазочка с одним цветком. Всё равно это будет ваш собственный характер. И в красках, и композиции, и в тенях.
          И теперь я спокойнее к этому отношусь. Хотя иногда переживаю, что на картине луна - в облаках и желтая, а у меня нагло вылезла вперед, переоделась в белое, и вместо того, чтобы пустить дорожку на море, спокойно смотрится таким же круглым шаром в воду, как в зеркало. И ничего! Даже и не стесняется. Ну и я тоже. Раз она так хочет!

Естессно, не могу не похвастаться своими успехами, поэтому на картинке – моё собственное произведение. Надеюсь, что вы пожалеете тонкую нервную организацию "молодого" художника и не будете сильно критиковать. Спасибо!


Рецензии
"Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста" сказал Пикассо. Вы сохранили эти качества детства или нашли её спустя время. Карьера художника начинается завтра, желаю Вам удачи и долгих лет жизни Галина.

Довран Эргешов   16.01.2021 06:59     Заявить о нарушении
Довран, если честно, мне обидно, что я 20 лет была женой профессионального художника, но мне даже в голову не приходило, что и я могу начать рисовать. И только спустя 10 лет после развода, вдруг меня "пробило". А ведь могла бы уже накопить опыт и сейчас не с кошками возиться, а "ваять" большие полотна.... Смеюсь, конечно.
Но, видимо, каждому овощу своё время, поэтому в моём возрасте рисование это уже не желание славы или признания, а удовольствие и радость...
Я еще раз хочу повторить: в нас так много всего заложено, что, наверное, и жизни не хватит, чтобы всё это открыть. Главное - не бояться и пробовать ВСЁ! Особенно, если это не больно! Ха ха.

Галина Кириллова   16.01.2021 08:12   Заявить о нарушении
На это произведение написана 41 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.