Хрустальное счастье. Часть 34

Когда Эро де Сешель вышел за ворота поместья, уже темнело. Короткий зимний день заканчивался. В небе, словно проведенные кистью художника, проступили широкие красные полосы - отблески заходящего зимнего солнца. Под ногами скрипел снег. Эро специально замедлил шаг, вспоминая прощание с матерью. Мари-Элен проводила его до ворот поместья, а на прощание обняла.
- Ты мог бы остаться переночевать, - проговорила она, украдкой вытерев глаза.
- Спасибо, мама. - Эро взял ее за руку. - Но я должен вернуться в Париж сегодня. Я обещал Адель.
- Понимаю, - Мари-Элен улыбнулась. - Тогда приезжайте вместе в следующий раз, хорошо? Я хотела бы с ней познакомиться.
- Непременно, - улыбнулся в ответ Эро. - Адель - удивительная. Мы собираемся пожениться.
- Я так рада, Эро, - мать еще раз обняла его. - Очень рада. И, надеюсь, еще увижу своих внуков.
- Тоже надеюсь... - тихо ответил Эро, глядя куда-то в сторону.
Возникла небольшая пауза...
- Ладно, мама, - сказал он уже другим, веселым голосом. - Мне пора.
Мари-Элен поцеловала его на прощание и, стоя у ворот, долго смотрела сыну вслед.

Сейчас, вспоминая этот разговор, Эро чувствовал одновременно и боль... и в то же время, с души словно свалился груз, который давил ее все последние пять лет. Конечно, он не стал рассказывать матери об угрозе ареста, о зловещей тени гильотины, которая нависла над ним в последние месяцы. Это было уже чем-то настолько постоянным, что он уже почти привык с этим жить.
 
"Человек устроен так, что привыкает ко всему", - подумал он и усмехнулся про себя, а сердце опять сжала боль, почти физическая.
Эро даже остановился и глубоко вдохнул холодный воздух. Из состояния задумчивости его вывел неожиданный вопрос.

- Гражданин, не подскажете, который час? - услышал он рядом с собой хрипловатый, но весьма вежливый голос.
Подняв глаза, Эро увидел стоявшего рядом пожилого человека в сутане.
Уже почти стемнело, и священник его не узнал.
- Семь часов, - ответил Эро.
- Благодарю вас, - отозвался священник.
Эро почему-то подумал, что он - из немногих священников, все еще не присягнувших республике. На это указывала и его сутана, в которой он открыто ходил, и учтивая манера общаться. Некоторые священники так и не присягали единой и неделимой республике, даже ценой своей жизни.

Словно угадав мысли Эро де Сешеля, святой отец медленно проговорил.
- Мне вот уже семьдесят девять... да, стар я, совсем стар... Но никогда раньше не думал, что доживу до этого... до всего этого позора, - он горестно вздохнул.
- О чем вы? - спросил его Эро.
- Да это всё... - священник провел рукой вокруг себя. - Всё, что творится вокруг. Храм, где я служил, на прошлой неделе закрыли. Теперь там очередной патриотический клуб имени Богини Разума. А где их разум-то? Где? Эх, сын мой... - священник горестно махнул рукой. - Ни разума теперь у людей не осталось... ни веры... ни милосердия.

Эро внимательно слушал его.
- А вы не боитесь, что...? - начал он и замолчал, не решаясь продолжать дальше.
Впрочем, все и так было очевидно. Произносить подобные антиреспубликанские вещи, особенно незнакомому человеку, было весьма опасно. Да и знакомому, впрочем, тоже.
- Устал я уже бояться, - честно ответил священник. - Да и чего бояться?
Что вы донесете на меня, гражданин? Я и так живу в ожидании ареста.
- Просто теперь ведь это очень опасно... - заметил Эро. - Такие слова... 
- Знаю! - снова махнул рукой старик. - Но все по воле Божьей. А я уже думаю порой, что лучше умереть, чем видеть все это... то, что вокруг делается.

Эро де Сешель неожиданно подумал, что этот старый священник озвучивает и его мысли.
- Да, - ответил он. - Поверьте, я часто тоже так думаю. Что, возможно, лучше умереть...
- Вы, гражданин? - священник всмотрелся в его лицо, но из-за слабого зрения и полумрака так и не узнавал.
- Именно, - Эро кивнул головой. - Я живу ведь, как и вы... ожидая, когда за мной придут.

Он засмеялся, засунув руку в карман.
- Знаете что... - Эро вытащил купюру и протянул старому священнику. - Возьмите пожалуйста... здесь десять ливров. Помолитесь за меня, хорошо? Мне согреет сердце, что это сделает священник, не присягнувший республике.

- Зачем же деньги? - пробормотал старик в замешательстве. - Да еще и так много? Я и так за вас помолюсь, гражданин.
- Нет, возьмите. - Эро разжал его ладонь и вложил купюру. - Считайте, что это оплата за ваши услуги.
- Ну... хорошо, - пробормотал священник, соглашаясь. - Как ваше имя? За кого мне молиться?
- Мари-Жан... Эро де Сешель, - ответил Эро и, повернувшись, быстро пошел прочь.
- Гражданин де Сешель? - воскликнул священник. - Так это были вы?!

Но Эро уже уходил все дальше и дальше. Вскоре он свернул с тропы и оказался на аллее, где уже стоял дорожный экипаж.

***

Дорога от Ливри до Парижа заняла более трех часов, и домой Эро де Сешель вернулся уже за полночь. Адель, дремавшая в большом кресле в гостиной, сразу же проснулась.
- Ну, как все прошло, Эро? - с тревогой спросила молодая женщина, подходя к нему и заглядывая в глаза.
Вопреки опасениям, ее любимый был абсолютно трезвым. Выглядел он, правда, усталым.
- Все хорошо, любимая моя, - ответил Эро. - Но почему же ты еще не ложилась? Я ведь сказал, что вернусь поздно.
- Я ждала тебя, - обиженно надула губки Адель.
- Все прошло хорошо, - Эро обнял ее и поцеловал. - Сначала меня не хотели даже пропускать. Но потом все-таки пропустили, и мы с матушкой помирились.
Все было так трогательно... Она даже настояла, чтобы я у нее пообедал. Знаешь, Адель... - он сделал небольшую паузу, задумчиво глядя на янтарные языки пламени в камине, - на мгновение мне даже показалось, словно все-по прежнему. Как раньше, еще до революции. А этих последних пяти лет словно и не было. 
- Господи, Эро... - молодая графиня провела рукой по его щеке, - я так рада за тебя... Так рада.
- Спасибо, Адель. - Эро обнял ее и прижал к себе. - Я люблю тебя.
- Я тоже люблю тебя, - прошептала Адель. - Очень люблю.

Продолжение: http://www.proza.ru/2013/08/14/335


Рецензии
добрые вести Эро принес для Адель. Надеюсь, что она познакомится с его матушкой! Хорошая женщина, и ее жаль!

а встреча со священником тоже тяжелая. Как у нормлаьных людей вот душу калечатся от всех этих революций, что люди теряют веру в лучшее и жить не хотят.

спаисбо, Ирочка! Столько глубоко смысла в твоих книгах!!!

с теплом душевным,

мира, тепла и вдохновения тебе,

Ренсинк Татьяна   18.12.2014 22:19     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Танюш!
Рада, что следишь за событиями)
Да, в революции любой ничего хорошего нет.
Но, к сожалению, иногда они становятся неизбежны.
Когда правящая элита купается в роскоши, а простой народ пухнет с голоду...
Так было и во Франции в те годы.
И Эро это понимал и именно поэтому и поддержал народ.
Но затем, увы... революция перешла в страшный террор и беспредел.
Это я и хотела показать.

Всех благ тебе, добра, удачи!

С теплом,

Ирина Каденская   19.12.2014 14:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.