Глава 8. Сближение

Когда мы поднимались домой к Кристине, я не могла избавиться от навязчивого вопроса – знает ли она, что я уже была в её квартире? С одной стороны, девочка кивком головы направляла меня, как человека, впервые оказавшегося в этой обстановке. С другой же, она вполне могла вести себя так, то есть притвориться, чтобы не смущать меня. Рассказывал ли Костя про этот случай? Я всё думала и не находила ответа, а любопытство мучило всё сильнее. Хотя, в конце концов, какая разница? Если Кристина не знает – отлично, а если знает, но не подаёт виду, значит, ей просто нет дела.
- Ты хочешь кушать? – осведомилась она, заходя в лифт. – Просто мы сейчас будем обедать, если не торопишься, можешь с нами…
- Мы? – перебила её я, не поняв, о ком говорила девочка. Я не рассчитывала, что придётся сталкиваться с членами её семьи.
- Мы с мамой, а что? – объяснила Кристина. Отвернувшись, я вздохнула.
- Понимаешь, если бы ты предупредила, что твоя мама дома, я бы не поехала. Ей вряд ли понравится, что ты привела меня. – прямолинейность – это плохая черта характера. Почему я никогда не боюсь обидеть кого-то, задеть? Почему мне безразлично, что подумают другие о сказанных словах? Да, резко – ну и чёрт с ним. Как есть, так и выразилась.
Я ждала, что Кристина расстроится, растеряется, начнёт убеждать меня в собственной неправоте. Но оказалось иначе.
- Хватит уже! – она рассерженно схватила меня за руку и развернула к себе. – Тебе постоянно кажется, что ты такая бедная-несчастная, что все тебя ненавидят! Так вот, знаешь, я вот что скажу – это не так. Некоторым просто всё равно, понимаешь? Наплевать им и на тебя, и на твоё существование! Люди могут относиться к тебе так же, как ко всем! Хватит уже драму устраивать, поняла? А водить кого-то в свой дом тайком я не собираюсь, кстати.
- Ну, поздравляю, хорошая девочка! – со злой иронией в голосе отозвалась я, вырвав руку. Неожиданно было слышать от всегда милой и сдержанной девочки такую тираду, но… Пожалуй, все эти слова были правдивыми. Слишком уж я нагнетала обстановку. Как загнанный в угол волчонок… На мне нет клейма, делающего изгоем – пожалуй, я сама повесила его себе на лоб в глазах других. Мне казалось, что именно такой меня видели – но что было на самом деле? Взгляд людей на вещи не всегда одинаков. Где один увидит лишь грязные лужи, холод и слякоть, другой заметит радугу вверху. Всё зависит от того, куда ты смотришь. Общественное мнение о человеке, его внешность – только оболочка. Хочешь узнать его душу – смотри глубже, внимательнее; смотри в корень. Впервые я почувствовала к Кристине искреннее уважение, потому что именно она попыталась увидеть меня, какая я есть, отбросив стереотипы. А мне… Мне будто бы нравилось надевать чёрные очки и воспринимать мир в мрачных оттенках. Сложно искать проблески света, если не веришь в него.
- Прости, если обидела. – Кристина точно извиняясь, избегала моего взгляда – тихая, неуверенная, смущённая… Точно боялась меня. И почему-то именно она заставила глубоко задуматься об отношении к другим. Если уж я заставляю людей отводить глаза, стоит им повысить на меня голос…
- Нет, всё хорошо. – поспешила заверить девочку я. В этот момент лифт как раз остановился, и мы зашли в квартиру.
Когда распахнулась дверь, мне почему-то показалось, что вместе с ней открылась дорога к началу чего-то нового. Как будто это был своеобразный сигнал к старту. Красная ленточка, перерезанная ножницами. И теперь всё уже будет иначе – и сама я тоже изменюсь. Перемены придут именно после этой двери, уже закрывшейся за мной…
- Кто пришёл? – издалека послышался мягкий, низковатый голос и вслед за ним – шаги. – А, это вы, девочки… Заходите, раздевайтесь! Почему так рано?
Я представляла себе маму Кристины совсем другой – почему-то именно блондинку, очень моложавую и уделяющую своей внешности чересчур внимания. Однако передо мной предстала очень приятная, миловидная женщина с ласковой улыбкой и разбросанными светло-русыми кудрями. На первый взгляд и не скажешь, сколько ей лет – во всем её образе проскальзывала трогательная, почти детская беззащитность. Но карие глаза смотрели так внимательно, излучая уверенность, мудрость и теплоту, какими мог обладать лишь взрослый человек. Всё моё напряжение и враждебный, если можно так сказать, настрой, тут же растворились в воздухе. Так чувствуешь себя исключительно дома – непринуждённо и спокойно… И от этой женщины, и от Кристины веяло доброжелательностью, в которой сложно усомниться. Говорят, что глаза никогда не врут. Сегодня я ощутила это на себе. Не могла я не поверить доброте и простодушию этого взгляда.
- Привет, мамуль! А нас отпустили уже, последние уроки отменили, - пояснила одноклассница, снимая сапоги. – Мам, это – Наташа, моя подруга.
Подруга… Это слово повергло меня в такой шок, что я не сразу пришла в себя. Растерявшись от неожиданности, замолчала и даже забыла, что надо сказать…
- Здравствуйте, очень приятно! – наконец, выдавила я из себя и продолжила переварить услышанное. Женщина с улыбкой кивнула:
- Кристинка про тебя много рассказывала, я всегда хотела с тобой познакомиться. А я – Лиза. – и сразу предупредила: - Не надо никаких отчеств, мне так проще! Вы идите, помойте руки, я пока чайник поставлю. Сейчас будем обедать.
- Пойдём! – новоявленная «подруга», взяв меня за руку, потащила в ванную. Я же, не стесняясь, глазела по сторонам. Честно сказать, это была самая красивая квартира, увиденная мною когда-то. Да, смешно – я так мало всего видела, но… Дело было вовсе не в великолепном интерьере, бледно-золотистых обоях и огромных светлых окнах. Хотя, возможно, как раз окна играли далеко не последнюю роль в невероятном уюте этого жилища.
Дом… Этим словом не назвать квадратные метры, где ты ешь и спишь, куда приходишь с неохотой, оттягивая возвращение. Дом – это «крепость», в которой можно укрыться от всех тревог и неприятностей, зная, что именно здесь тебе всегда будет хорошо. Дом – это место, наполненное приятными воспоминаниями, чувством защищённости и тепла. Место, куда ноги сами поведут тебя, когда ты устанешь… Это бесценное ощущение не купить. Тут не помогут ни дизайнерские услуги, ни модные безделушки или огромная площадь. Оно либо есть, либо нет – никак иначе. И я с уверенностью могла заявить, что в этой квартире оно было повсюду, наполняя изнутри самыми светлыми эмоциями.
- Как у вас хорошо! – не удержалась я. Кристина засмеялась.
- Да, это точно. Знаешь, заходишь – и всегда такое тепло на душе, не передать.
Ванная комната была оформлена в нежно-голубых тонах; стены выложены плиткой с рисунком морской волны по краю. Над умывальником висело огромное круглое зеркало. Я невольно посмотрелась – худенькая черноволосая девочка с джинсах и белом свитере, довольно высокая. Хвостик довольно сильно растрепался – мне пришлось причёсываться снова. Распущенные волосы точно преобразили меня, сделали резкое, мрачноватое лицо чуть более привлекательным.
- Ой, тебе так идёт! – с неподдельной искренностью подметила Кристина и ещё раз прошлась расчёской. – Ну вот, совсем другое дело. Улыбалась бы ещё почаще, ты ведь очень красивая!
- Неправда. – с горькой иронией улыбнулась я. Никогда не любила собственную внешность, скорее – привыкла не обращать на неё внимания. Какая есть, такой и останется, ведь от переживаний у меня другое лицо не появится. Тем более, есть гораздо более некрасивые девочки, а я… Я совершенно обычная. Посредственность – вот как это называется.
- Конечно, раз ты постоянно себя уродуешь. – недовольно пробурчала девочка.
- Что? – мне стало смешно. – Уродую? Какая чушь.
- Да! Так и есть! Всё время волосы зачёсываешь, носишь… ну, не обижайся… как будто первое, что под руку попадётся, одеваешь… - она замялась, явно опасаясь меня обидеть.
- Не мямли, говори, как есть. – кивнула я. – Давай, мне интересно.
- И не красишься никогда, хотя не в этом дело… Понимаешь, тебе на себя наплевать, а это сразу видно. У тебя такая внешность интересная, а ты внимания не обращаешь.
- И что ты предлагаешь? – усмехнулась я. Забавно, к чему же она ведёт?...
- Хотя бы волосы распускай, потом придумаю. – просияла Кристина, видимо, не ожидавшая такой реакции с моей стороны.
Я ещё раз взглянула в зеркало. Возможно, она и права…
- Девочки, вы идёте? – окликнула нас Лиза.
Торопливо помыв руки яблочным мылом и вытерев полотенцем, мы поспешили на кухню. Там, на светлом деревянном столе уже стояли чашечки с ароматным чаем и спагетти с томатной пастой. Я с опаской покосилась на блюдо – привыкшая к обычным макаронам, я боялась показаться невежей, которая не умеет правильно есть.
Кристина села слева от меня, Лиза – напротив. Я нигде не обнаружила телевизора, что приятно меня удивило. У маминой подруги Тани они были в каждой комнате,  к тому же всегда работали, точно её семья жизненно зависела от этих ящиков. Но больше всего меня раздражала их глупая привычка обедать, уставившись в экран. Сама я часто читала за едой, но старалась с этим бороться; хотя, о каком сравнении книг и телевизора может вообще идти речь?
- Наташ, тебе сахар надо к чаю? Или лимон? – вежливо предложила Лиза. Только сейчас до меня дошло, какая она красивая, пусть и не похожа на Кристину. А я была такого пренебрежительного мнения о ней до знакомства…
- А можно молока лучше? – попросила я. Женщина тут же налила мне немного:
- Я сама с молоком очень люблю, всегда так пью. Хватит?
- Да, спасибо большое. – мне стало неловко. Никогда за мной не ухаживали за столом, никогда не наливали чай и не спрашивали, чего хочется. И эта забота показалась такой странной… Непривычной.
- Ну что, какие у вас планы на сегодня?
- Я обещала Наташе книжки свои отдать, ну те, которые с художки остались. Она так красиво рисует, ты даже не представляешь! – Кристина говорила с такой радостью, точно хвасталась собственным достижением. – У меня никогда так не получалось, а у неё талант просто…
- Да какой там талант… - буркнула я, смутившись. Сейчас она расхвалит меня на все лады, а её мать решит, что я великая художница, что на самом деле далеко не так. Представляю её лицо, когда она увидит мои каракули…
- Принеси сейчас то, что ты в школе рисовала, пожалуйста! – загорелась девочка. Да на что сдались ей мои рисунки! Пристала же! С трудом скрывая раздражение, я молча сходила за бумажкой и принесла её на кухню.
Лиза бережно взяла листок, разгладила его и внимательно, пристально всмотрелась. Я не увидела в её глазах безграничного восхищения, как у Кристины, что только радовала – но заметила интерес. Значит, всё же не безнадёжно…
Восторженная похвала кажется фальшивой, неискренней, преувеличенной во много раз точно для того, чтобы подлизаться к её адресату. Откровенная ругань воспринимается скорее отношением к самому себе, чем к своей работе – словно человек хочет оскорбить тебя и выразить личную неприязнь. Верить хотелось только объективной критике, словам человека, действительно понимающего в этом деле… Честному, искреннему мнению, которое складывается с учётом и недостатков, и достоинств. Такие слова, как: «Ты молодец» для меня звучат пустотой, а вот какие-то советы, замечания действительно хотелось услышать. Ведь предела совершенству нет, а если сказать совсем нечего – значит, это неисправимая бездарность. Это-то и пугало больше всего…
- Достойно. – наконец, Лиза вернула мне рисунок. – Конечно, пример не лучший – на мятой бумажке талант разглядеть сложнее, да и рисовала ты, видимо, от скуки. Но знаешь… руку художника я всё-таки вижу. Этого не отнимешь, или есть от рождения, или с временем приходит – но очень медленно, трудно… Тебе повезло, правда.
- Спасибо… - этим словам я поверила, и в моих глазах они были гораздо, в тысячу раз ценнее восторга одноклассницы. Пусть та и училась в художественной школе, казалось, что Лиза разбиралась в творчестве ничуть не хуже. Та, точно прочитав мои мысли, продолжила:
- Я с детства мечтала быть художницей, даже своя галерея когда-то была. А сейчас это скорее отдушина, личное дело, которым не всегда хочется делиться… Мне всегда хотелось, чтобы Кристина тоже рисовала, но для неё это осталось просто увлечением. – я подумала, что ту это должно жутко обидеть, но на лице девочки не промелькнуло и тени неудовольствия. – У каждого человека своё дело, свои способности… Например, я никогда не смогла бы так танцевать.
- Каждому своё. – кивнула девочка, видимо, полностью согласная со словами матери.
Я провела с ними ещё часа два, не уставляя поражаться всему. Мы успели и посмотреть Кристинины книги, и поговорить о планах на ближайшее будущее, и обсудить предстоявший конкурс. Это не было выдумкой или прихотью девочки – дело обстояло куда серьёзнее. И я поверила. Поверила, что есть куда стремиться и что попробовать. Не время опускать руки, даже не начав.
Эти два часа я, наверное, запомню на всю жизнь. Какое-то невероятное чувство осталось со мной надолго, точно навсегда, однако что это было, я так и не поняла… 


Рецензии
Кристина мне значительно более симпатична, чем Наташа. Добрая, но в то же время прямолинейная и настойчивая. Наташа уже просто начинает раздражать своим пессимизмом и мрачностью.
Понравилось описание квартиры Кристины.

Ася Кожевникова   12.08.2013 12:30     Заявить о нарушении