Полицай

  В 1979 году в тогда еще Ленинградской области я, работая в стройотряде, в обед заснул возле стога сена. Меня разбудил человек. Спросонья я не мог понять, в чем дело, и сообразить: кто это, и что ему от меня надо. Внешность очень специфическая... пятна на лице, вероятно, болезнь Витилиго. Ко всему прочему человек заикался. Наконец, он мне объяснил, что нельзя так спать: земля сырая . Можно заболеть. Увидев, что я закуриваю, предложил отойти от стога и попросил сигарету. Мы сели на какой-то пенек и разговорились. От дифирамбов природе разговор плавно перешел к теме оккупации Ленинградской области в годы войны. и в какой-то момент собеседник ошарашил меня. Достаточно спокойно, пожалуй, только чересчур внимательно глядя мне в глаза, сказал, что он очень хорошо помнит это время. Он был полицаем. В соседнем селе. Эту войну прошел мой дед, погиб мой дядя, брат отца... да и воспитаны мы были в духе времени, и я ,затоптав сигарету, поднялся со своего места, чтоб, сказав все, что я о нем думаю, гордо удалиться. Видимо, привыкший к этой реакции, человек спокойно смотрел на меня, ожидая нелицеприятных выражений в свой адрес.  И когда я для затравки спросил его, как ему спится, он вдруг сказал: «Сядь. Расскажу...»
  Я, продолжая стоять, мягко выражаясь, скептически оглядывал тощую сутулую фигуру собеседника, когда он спросил:

 -Тетететебе сколько лет?
   
 - Семнадцать. Тебе-то какое дело?

 - Я тототогда чуть постарше был... гогогодика на три.


   Казалось, мой тон его ничуть не покоробил. Из внутреннего кармана  старенького пиджака он достал початую пачку Примы и задумчиво закурил следующую сигарету.
  Криво усмехнувшись, я с удовольствием съязвил:
 - Экономный какой!

   Он затянулся сигаретой и так же совершенно не к месту спросил:
 - Ттт... ты жить хочешь?

 - Любой ценой?  - Я  старался пообиднее куснуть предателя

 - Нет. - Он досадливо мотнул головой. - Ппп...просто жить. На небо смотреть, ппп...птичек слушать... В сасасасасаса...стогу спать... будь он неладен. - Буква "с" ему давалась трудней других.

 - Хочу.

   Я не знал, для чего отвечаю этому человеку. Почему не  ухожу, красиво плюнув в его некрасивое лицо .

 - Я тото...тоже  хотел...

 - Так пошел  бы к партизанам!

 - А ммм..мать? А сесесесесе....сестра? А кыкыкы.... кто меня туда звал?
   
   Он начал волноваться, и слова вылетали с трудом, цепляясь в мозгах за эмоции и воспоминания.
 
 - Нанана... назначили полицеским, и я бегом к партизанам? Зазаза... здравствуйте, пожалуйста... там для меня  быбыбыбы...быстро сусусу...сучок бы нашли да веревку... - Он зачем-то сломал пышный цвет конского щавеля и, ободрав соцветие, бросил под ноги.

  Глядя  на этого забитого человека, я не мог себе представить, что он когда-то носил повязку с крестом и полицейскую фуражку; что этот человек был не просто свидетелем, а непосредственным участником тех давних событий, о которых я столько слышал в школе, читал книги  и смотрел фильмы. Нет, фронтовики в те времена еще не были такой редкостью. Они приходили в школы; надев медали и ордена, шли в первых рядах на Первомайской демонстрации и собирались в парках на девятое мая - День Победы. Но этот человек был с другой стороны. В понятие "наши" он не входил.
      
  Я  отвернулся и пошел в сторону лесхоза, на котором мы тогда работали, а он остался сидеть не своем неровно обрезанном пеньке. Мне не хотелось оглядываться и стыдно было за свою жалость к этому человеку. У местных жителей я потом узнал, что на самом деле он был полицаем, и после освобождения Ленинградской области был арестован и отсидел пятнадцать лет за измену Родине.


  Прошли годы. Мир изменился до неузнаваемости. Бывшие солдаты вермахта приезжают в Россию и встречаются на полях сражений с теми, кто  не дал им пройти по Советской земле победным маршем. Уровень жизни в стране - победителе той кровопролитной войны на порядок ниже, чем в стране, её проигравшей.  Слово "патриотизм" благодаря стараниям лжепатриотов и их оппонентов приобрело какой-то ненормальный  коричневый оттенок. Пышным махровым цветом цветет национализм в когда то братских республиках, а недоброй памяти первый президент России уронил не только экономику и веру людей в светлое будующее, но и уважение к самой стране.

  Сегодня, прочитав произвеление Николая Долгирева "Свечи плачут за людей", я вспомнил ту давнюю встречу. Вспомнил и подумал: а ведь если бы тот бывший полицай в свое время попал не в оккупацию, а, например, в ряды Красной Армии ?  Вернулся бы освободителем? Меньше всего мне хотелось бы отбеливать тех  нелюдей, которые бесчинствовали на родной земле, расстреливая и пытая мирных жителей, вылизывая задницы "дойче зольдатен", позабыв честь и совесть... Но ведь были и другие. Просто люди. Со своими страхами и мечтами, злобой и добротой, надеждой и отчаянием... Вот таки, как тот маленький сутулый человек, попавший в эту ситуацию, в общем-то, не по своей вине; оказавшийся волею судьбы между двух огней; пожалевший своих родных и пустивший всю свою жизнь наперекосяк... Положа руку на сердце, могу только сказать:  НЕ ДАЙ БОГ ОКАЗАТЬСЯ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ, когда, спасая своих близки , человек теряет  свое имя, лицо, калечит судьбу...  а сохранив их, отправит на эшафот мать, которая дала ему жизнь, и сестру, которую нянчил  на своих руках...
  Давайте просто оставаться людьми.


Рецензии
Тема войны, предательства и героизма, всегда интересна читателю. Война - это пир предателей и героев и каждый человек, оказавшись в подобной ситуации, всегда имеет право выбора, за какой стол садиться, за тот или иной. Все эти оправдания, что человек слаб и всегда цепляется за жизнь, считаю не состоятельными. Выбор всегда один - Родина, верность присяги. Все остальное - предательство. Удачи.

Александр Аввакумов   01.05.2016 09:57     Заявить о нарушении
Спасибо что зашли. С ув. Андрей

Андрей Панюшкин   03.05.2016 17:00   Заявить о нарушении
Зачем сейчас влезаю в разговор двух мужчин сама не знаю. Но смолчать не получается) Есть понятие мораль и понятие этика. Так вот с первого взгляда эти слова и понятие синонимы, ан нет! Честь, присяга и т.п.-однозначно мораль и есть хорошо. А вот выживание как таковое есть истинная этика самой жизни. Какую форму принимает этика с точки зрения морали и есть наше мироощущение. Так что писать что цепляться за жизнь это чуть ли не предательство по моему просто Аморально. Простите еще раз за то что влезла и высказалась)))

Даилда Летодиани   21.11.2016 23:39   Заявить о нарушении
На войне, как на войне, не до этики и морали. Эти понятия присущи лишь мирному времени.

Александр Аввакумов   22.11.2016 11:41   Заявить о нарушении
Неправда! У войны просто своя мораль, а этика всегда одинакова. Если не будет морали у войны то это терроризм и хаос а не война. А стремление выжить есть божественное изначальное предназначение человека. Если война не имеет своей морали то зачем ввоевать. Как к черту присяга тогда и какому государству. Если человек не воспрринимает себя частью единного движения или общности людей то и воевать не пойдет. А если все же имеет представления о чести как составляющей морали, то конечно хочет выжить для продления процветания своей группы. И не принципиально как называется группа. СССР, Россия ли или Марс. Сила в единстве!

Даилда Летодиани   22.11.2016 12:10   Заявить о нарушении
Все правильно Даилда. Единственное что я бы добавил к Вашим словам , что бывает так что понятие Родины для человека ассоциируется как раз с такими понятиями как "Мать" и "Сестра". Я не описывал в заметке своего отношения к понятию "предательство", но думаю что для человека, одевшего китель полицая для спасения родных ему людей , и не окрасившего рук кровью соотечественников это возможно и не лучший , но выход. Возможно я и ошибаюсь, но это мои соображения. Старею... Становлюсь сентиментальным...)))

Андрей Панюшкин   22.11.2016 13:03   Заявить о нарушении
Родина это там где чувствуешь себя своим. Иногда и рядом с матерью и сестрой чужак чужаком. мы обсуждали с Вами помниться примерно это. Ностальгия великая вещь но к жизни реальной имеет мало отношения. Жить в состоянии ностальгии невозможно. Это тянет только назад. ЭТИКА велит иначе!)))) Живи и будь счастлив в предлагаемых условиях. Война? значит будь счастлив во время ее и с нею. Мир иногда более жесток нежели условия военных действий. Вы же понмите Я не любвлю насилия и бессилья и мне не жаль растятого Христа. И пусть нас ждут большие перемены. Я это никогда не полюблю!!! рада что Вы опять со мной переписываетесь. Вы сказали Должникову что неплохо и

Даилда Летодиани   22.11.2016 13:19   Заявить о нарушении
даже хорошо иметь такого друга как я. Спасибо! Так давайте дружить!!! Вот Вам моя рука))

Даилда Летодиани   22.11.2016 13:21   Заявить о нарушении
Ну и моя рука тут же)))Значит бум дружить. Это кажется Владимир Семёныч. Кстати... грешным делом , пользуясь уникальностью Вашего имени , я побывал на Вашей страничке ...Да! И еще...на "ты" было бы проще?

Андрей Панюшкин   22.11.2016 21:45   Заявить о нарушении
Вы старше меня неудобно как то тыкать. Вы пожалуйста говорите мне ты, а я со временем постараюсь если Вас напрягает выканье. Ладно?

Даилда Летодиани   22.11.2016 21:48   Заявить о нарушении
Договорились))))

Андрей Панюшкин   22.11.2016 21:59   Заявить о нарушении
Замечательно))))

Даилда Летодиани   22.11.2016 22:03   Заявить о нарушении
Андрей! Немного добавлю, во время войны тема предательства стояла остро, жизнь, или смерть. Ну не все герои, были и слабые духом, и герои. Но совершенно другое дело, когда предают свою страну, и свой народ в мирное время. И ничто не грозит смертью! А сколько шакалов, которые продали Россию, за тридцать сребренников? Они, предали свой народ, будушее своих детей, эти ублюдки живут одним днем, и не понимают, что прокляты будут своим народом, а каково будет их детям, внукам? Очень много тварей воспитала нынешняя преступная власть.

Соломон Дубровский   20.03.2018 17:04   Заявить о нарушении
Интересная полемика - если не будет морали у войны, то это терроризм. Вообще очень странно. Убивать детей, женщин, стариков, рушить исторические шедевры - все это мораль войны. Мне пришлось повоевать в Афганистане, в Первой Чеченской войне и я могу с полной уверенностью сказать, что война аморально во всех своих проявлениях. Предать Родину, одеть повязку полицая и при этом спокойно наблюдать за тем, как враг убивает, насилует и это морально и оправдано - это просто аморально с любой точки зрения. Родина, там где хорошо - чисто еврейский лозунг, да простят меня евреи. Он родился тогда, когда у евреев не было своей родины, государственности. Хотел еще что-то написать, но не могу, зашкаливают эмоции.

Александр Аввакумов   20.03.2018 17:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.