А. Г. Жучков Прикосновение к тайне 33-34
Глава 18
1) Под «волей» обычно принято понимать «духовный акт, благодаря которому подтверждается некоторая ценность, признанная таковой, или благодаря которому стремятся к ней. Направлена воля может быть только на (субъективно) ценное, поэтому она зависит от индивидуальной субординации ценностей. Волевой мотив, а, следовательно, и ценность или положение вещей, обладающее ценностью, обнаруживаются в пределах некоторой ситуации. Каждый волевой мотив порождает контрмотив, от силы которого зависит, будет ли воля иметь своим следствием некоторое действие. Воля как духовный акт всегда является свободной волей, то есть может выбирать среди многих мотивов даже такой мотив, который противоречит жизненным потребностям человека. Благодаря этому человек представляет собой единственное существо, которое может добровольно действовать наперекор свои собственным интересам и даже уничтожать себя».(39,с.75)
Как видим, данная трактовка «воли» ставится в зависимость от некой ценности (признание ее или стремление к ней). Отсюда волевой мотив, являющийся воплощением воли, представляется одним из выбранных вариантов возможного поведения. Действительно, волю можно рассматривать как духовный, а точнее, сознательный акт, поскольку само понятие «духовный» современной наукой либо вообще не раскрывается, либо отождествляется с деятельностью сознания. Однако, правильнее было говорить не о ценностях, как результатах проявления воли, а о цели (или целях), на достижение которой направляется воля.
Глава 20
1) Под Душой (от греч. psyche, лат. anima) обычно понимают «совокупность побуждений создания живого существа, особенно человека; антитеза понятий тела и материи. Научное понятие души: душа - в отличие от индивидуального духа - совокупность тесно связанных с организмом психических явлений, в частности чувств и стремлений».(39,с.147) Последнее толкование души достаточно странно, поскольку современная наука до настоящего времени отрицает наличия души, как таковой, а если и допускает ее существование, то понимает под ней скорее психическую (душевную) жизнь. Теософское понимание души более глубокое и под ней понимается «жизненный принцип или дыхание жизни».(3,с.150)
2) Под «движением» «в широком смысле понимается всякое изменение, в узком - изменение положения тела в пространстве. Об абсолютном движении можно говорить только в соотнесении с какой-либо точкой, которая мыслится находящейся в мировом пространстве в состоянии покоя. Действительное движение всегда относительно, оно есть движение в соотнесении с какой-либо точкой пространства, находящейся в (относительном) движении или в (относительном) покое».(39,с.125) Более удачным было бы понимать движение именно в первом смысле, как всякое изменение, ибо определение, данное в узком смысле этого слова как изменение положения тела в пространстве, свойственно в большей мере для уровня проявленной или проявляющейся Вселенной, где есть или формируются формы. Тогда же, когда речь о формах еще идти не может, когда процессы происходят на уровне качественных изменений, говорить о пространственных перемещениях немыслимо.
Глава 22
1) Под Творением обычно понимают «возникновение мира и любой вещи из ничего благодаря всемогущему божественному творению... .В переносном смысле творением, творчеством называют всякое внесение нового, в частности создание образов в результате формирующей деятельности духа, творческой фантазии. Все творения - создание природы (Гете)».(39,с.448-449) Такое понимание Творения (возникновение из ничего) противоречит не только эзотерическому, но и материалистическому пониманию мира. Оно в большей степени может быть отнесено к религиозному пониманию возникновения Мира, как некое чудесное возникновение Всего из ничего. Действительно, обратившись, например, к христианскому описанию сотворения мира, можно обратить внимание, что, при буквальном понимании «Бытия», Бог создал весь мир из ничего: «Создал что-то, увидел, что это хорошо, и оставил существовать».
Эзотерическое отношение к понятию Творения таково: «Истинная Эзотерическая Философия не говорит ни о «сотворении», ни об «эволюции» в смысле, придаваемом этому экзотерическими религиями. Все эти олицетворенные Силы не эволюционируют одна из другой, но представляют лишь множество аспектов одного и единого проявления Абсолютного Все».(1,т.1.с.433) Как видим, эзотерическое понимание творения отличается от приведенного выше, поскольку не отождествляет процесс проявления Космических и Вселенских Принципов с религиозным «сотворением» или «эволюцией». Вместе с тем научное понимание эволюции (от лат. evolutio - развертывание) как развития (39,с.529) (исходя из толкования развития как «закономерного изменения материи и сознания, их универсальное свойство; собственно «развертывание» до тех пор «свернутого», выявление, обнаружение вещей, частей, состояний, свойств, отношений, которые имелись и прежде, уже были подготовлены, но не были доступны восприятию» - 39,с.382) может быть использовано в эзотерической картине понимания возникновения Мира.
Глава 23
1) Понятие Логос (от греч. logos) означало «первоначально - слово, речь, язык; позже, в переносном смысле - мысль, понятие, разум, смысл, мировой закон». (39,с.247) С эзотерической точки зрения Логос рассматривается как «внешнее выражение или следствие вечно скрытой причины. Так, речь есть Логос мысли, поэтому и переводится соответствующим образом как «Глагол» и как «Слово» в его метафизическом смысле».(3,с.233-234)
2) «Мировое Яйцо или Дерево, или любой подобный символический объект в мировых Мифологиях. Меру есть «Мировая Гора»; Древо Бодхи, есть Мировое Древо буддистов, также как Иггдрасиль является «Мировым Древом» древних скандинавов».(3,с.264)
3) Атма - «Вселенский Дух, божественная Монада, так называемый седьмой принцип в семеричном строении человека. Высшая Душа».(3,с.63). В данной главе это и два других понятия (Буддхи и Манас) исследуются по аналогии строения человека и Вселенной. Эти три плана составляют высшую триаду человека. (К ним можно отнести Дух, Будхическое тело и тело Причинности). Причем Буддхи и Манас подразделяются на Высшие и Низшие, причем низший Манас соответствует Ментальному телу.
4) Буддхи - «Вселенская Душа или Разум, ... духовная Душа в человеке (шестой принцип), проводник Атмы, экзотерически - седьмой».(3,с.92) Если Атма - это Дух, то Буддхи - эта духовная Душа.
5) Манас - «буквально, «ум», ментальная способность, превращающая человека в разумное и нравственное существо и отличающая его от простого животного; синоним махата. Эзотерически, однако, это означает, в широком смысле, Высшее Эго, или чувствующий перевоплощающийся Принцип в человеке. В узком смысле теософы называют его буддхи манасом, или Духовной Душой, в противоположность его человеческому отражению - кама манасу (ум желаний)».(3,с.246)
Глава 24
1) Ах-Хи - «Змии, Дхиан Коганы, «Мудрые Змии» или Драконы Мудрости».(3,с.66) В данном случае их необходимо рассматривать как Высших Разумных Существ, следующих за проявлением Логоса, совокупность которых и составляет Вселенский Разум. (Употребляя понятие «существа», необходимо сразу оговориться, что в данном аспекте эти существа не могут отождествляться с последующими существами, в том числе и с существами человеческих рас. Ах-Хи не имеют физических тел (даже на самом тонком уровне понимания проявленной Вселенной), поскольку они энергетические существа. Но и их необходимо отличать от первичных или высших энергетических существ человеческих рас, которые также имеют энергетические тела. Все существа человеческих рас - это дифференцированные носители частицы Вселенского Разума и существующие на Планетарном уровне, в то время как Ах-Хи представляют собой совокупность ВСЕГО ВСЕЛЕНСКОГО РАЗУМА.
2) Данное понятие, предлагаемое автором, новое и требует пояснения. В настоящее время существует множество литературы, претендующей на роль эзотерической, но имеющей с последней общее лишь то, что использует отдельные эзотерические положения. Попытка современного осмысления дошедшей до нашего времени действительно эзотерической литературы привело к тому, что многие новые авторы, не удосуживаясь хотя бы в какой-то степени понять суть прежних учений, получив поверхностное представление о скрытых тайных знаниях, стремятся передать эти свои «знания» читателям. Именно поэтому стали возникать современные понятия, типа «Космический Разум», «Космический Банк Данных», «Информационное поле Земли» и т.п., не только несовпадающие с известными эзотерическими понятиями, но и прямо противоречащие им. На понятии «Космический Разум» мы еще остановимся в данной главе. Что же касается «Космического Банка Данных» и «Информационного поля Земли», то как таковых их в Природе не существует, а то, что авторы «околоэзотерической» литературы именуют таким образом, находится везде и всюду на определенном этапе проявления Вселенной. Если признать, что любая частица материи несет в себе основные Принципы Вселенной и Космоса, то создание специальных «Банков Данных» или «Информационных полей» совершенно бессмысленно. Это лишь попытка внедрить в эзотеризм совершено чуждые ему понятия, сформировавшихся у людей с учетом развития компьютерной технологии.
Глава 25
1) Понятие «эфир» (от греч. aither - воздух над облаками) современная философия комментирует следующим образом: «в древнегреческой философии ... тончайшее первовещество, у Платона и Аристотеля также «пятый элемент» («квинтэссенция»), который по значению, однако, является первым, заполняя небесное пространство над Луной; у стоиков - тончайшее первовещество (огонь, пневма), из которого все состоит, который (как «мировая душа») во всем действует и в который все превращается после «мирового пожара». По Гердеру, эфир - это, возможно, «место пребывания Творца Вселенной»; По Канту - первоматерия, модификации (уплотнения) которой составляют определенные вещества. Прежде в физике эфир - это гипотетическое вещество, наполняющее мировое пространство».(39,с.547-548)
Современная физика комментирует «эфир» как «мировой, световой эфир, гипотетическая всепроникающая среда, которой наука прошлых столетий приписывала роль переносчика света и вообще электромагнитных взаимодействий. Первоначально эфир понимали как механическую среду, подобную упругому телу. Соответственно распространение световых волн уподоблялось распространению звука в упругой среде, а напряженности электрических и магнитных полей отождествлялись с механическими напряженностями эфира. Гипотеза механического эфира встретилась с большими трудностями. Так, поперечность световых волн требовала от эфира свойств абсолютно твердого тела, то в то же время полностью отсутствовало сопротивление эфира движению небесных тел. Трудности механической интерпретации эфира привели в конце 19 века к отказу от создания его механических моделей. Нерешенным оставался лишь вопрос об участии эфира в движении тел. Возникшие при этом трудности и противоречия были преодолены с созданной А. Эйнштейном специальной теории относительности, которая полностью сняла проблему эфира, упразднив его. С современной точки зрения вакуум физический обладает некоторыми свойствами обычной материальной среды. Однако его не следует путать с эфиром, от которого он принципиально отличается уже потому, что электромагнитное поле является самостоятельным физическим объектом, не нуждающимся в специальном носителе».(40,с.907)
С эзотерической точки зрения «эфир» характеризуется как «материальный посредник, хотя до сих пор и не обнаруженный ни одним физическим прибором; тогда как акаша является определенно духовным проводником».(3,с.475) «Эфир является третьим принципом космической семеричности».(3,с.476)
2) Понятие «субстанция» (от лат. substantia - сущность) «в обычном понимании синоним материи, вещества; в философском плане - нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям и свойствам; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому и в другом. Как сущность, лежащая в основе всего, понятие субстанции играет некоторую роль уже в древнегреческой философии. ... Для современного естествознания субстанция - только формальное понятие, имеющее смысл: носитель явления».(39,с.440-441) Данное определение достаточно противоречиво и мало подходит для понимания эзотерической сущности субстанции. Как мы уже убедились ранее, Материя существует и на более ранних уровнях проявления, отличаясь лишь ее различными свойствами, в связи с чем приведенное выше определение «субстанции», как синонима материи мало приемлемо. Следующие же ее характеристики - «нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям и свойствам», «существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому и в другом» вообще неприемлемы с эзотерической точки зрения, поскольку, как мы уже рассматривали ранее, данный уровень проявления Вселенной - есть лишь один из этапов, каждый из которых предуготовлен предыдущим и создает основу для проявления последующего. О неизменности свойств или самосущности субстанции можно говорить лишь без учета всех предыдущих этапов проявления, что недопустимо для каждого из уровней проявления. Мы уже говорили, что неизменным и самосущным является лишь Абсолют. Субстанция или рассматриваемая в данной главе Корень-Субстанция - это изначальная характеристика Материи уровня Вселенских Принципов, представляющая собой первичную дифференциацию энергии. То, что было на уровне Космических Принципов невозможно было назвать субстанцией, поскольку оно представляло собой особое состояние энергии. Здесь же впервые начинается этап дифференциации материи в виде энергетических сгустков мельчайшего уровня.
3) Е.П. Блаватская комментирует значение «Протила» как «нововведенное слово в химии для обозначения изначальной, однородной, предвечной субстанции».(3,с.328) Однако она же отсылает к другому понятию - «Прото-ил», означающий «изначальная предвечная материя». Использование первого понятия, учитывая уровень исследования Природы химией (вещественный, атомный, молекулярный), на данном этапе проявления Вселенских Принципов недопустим. О нем можно будет говорить только на уровне Шестого и Седьмого Вселенских Принципов. Здесь же правильнее было бы говорить только о Прото-иле, как изначальной, предвечной Материи на уровне проявляющейся Вселенной, но не в абсолютном значении. Именно поэтому Е.П. Блаватская, отвечая на вопрос: «Не будет ли ошибочным придание уже используемому в науке термину другого значения? Слово «протоплазма» когда-то обозначало почти то же самое, что и слово «Протил», но сейчас его значение стало уже?» говорит: «Определенно будет».(4,с.14)
4) «Сила», в зависимости от принимаемого ее значения, трактуется различно. Так она может рассматриваться «в физическом смысле как способность изменять форму материальных масс, вызывать их движение, менять направление и скорость движения или приводить тело в состояние покоя. «Живая» сила (редко употребляемое теперь выражение), или действующая сила - сила в состоянии действия, то есть на физическом языке «работа». «Упругостью», или скрытой силой, называется сила до тех пор, пока она бездействует, - сила в собственном смысле. Силы, исходящие от масс, от магнитных и электрически зараженных тел, так же как от протонов и нейтронов, образующих атомное ядро, новейшая физика включает в силовые поля, которые теория признает физической действительностью наряду с силами; подчас реальность силы вместе с реальностью материи исчезает за реальностью полей. ...Все силы составляют динамическую картину мира».(39,с.412) В отличие от приведенного определения из «Философского энциклопедического словаря», современная физика понимает силу несколько иначе. Прежде всего она разделяет ее на несколько видов, в зависимости от разделов физики (механическая, звука, излучения, света, тока и др.) Например, «сила в механике - мера механического действия на данное материальное тело других тел. Это действие вызывает изменение скоростей точек тела или его деформацию и может иметь место, как при непосредственном контакте, так и через посредство создаваемых телами полей. Сила - величина векторная и в каждый момент времени она характеризуется численным значением, направлением в пространстве и точкой приложения».(40,с.677) Сила излучения определяется как «пространственно-угловая плотность потока излучения».(40,с. 677) Сила света связывается со световым потоком, а сила тока - с зарядом, переносимым через сечение проводника за интервал времени.(Там же) Как видим, несколько упрощая эти характеристики, можно сказать, что современная физика связывает с силой движение некоего объекта (тела, потока, количества зарядов), с определенной скоростью и с определенным периодом времени. Однако и поток излучения, и количество заряженных частиц имеют материальную основу и фактически должны быть отождествлены с суммой неких тел, пусть даже и чрезвычайно малых, но реальных. Таким образом, все силы можно рассматривать по аналогии с силой в механике, то есть как взаимодействие тел.. Для уровня Третьего Вселенского Принципа, когда только происходит проявление Вселенной, говорить о существовании этих величин недопустимо, а следовательно понимание силы с точки зрения современной физики здесь неприемлемо.
Хотелось бы здесь же остановиться на понятиях «силовое поле» и «поле физическое».
«Силовое поле» трактуется как «часть пространства (ограниченная или неограниченная), в каждой точке которой на помещенную туда материальную частицу действует сила, величина и направление которой зависит либо только от координат х, у и z, этой точки, либо от координат и от времени. В первом случае силовое поле называется стационарным, а во втором - нестационарным».(40,с.678)
«Физическое поле» характеризуется как «особая форма материи; физическая система с бесконечно большим числом степеней свободы. ...Согласно концепции поля, участвующие во взаимодействии частицы, создают в каждой точке окружающего их пространство особое состояние - поле сил, проявляющиеся в силовом взаимодействии на другие частицы, перемещаемые в какую-либо точку этого пространства. Первоначально выдвигалась механистическая интерпретация поля как упругих напряжений гипотетической среды - «эфира». Теория относительности, отвергнув «Эфир» как особую упругую среду, вместе с тем придала фундаментальный смысл понятию физического поля, как первичной физической реальности. Согласно теории относительности, скорость распространения любого взаимодействия не может превышать скорость света в вакууме. Поэтому в системе взаимодействующих частиц сила, действующая в данный момент времени на какую-либо частицу системы не определяется расположением других частиц в этот де момент времени, то есть изменение положения одной частицы сказывается на другой частице не сразу, а через определенный промежуток времени. Физические поля не только осуществляют взаимодействие между частицами; могут существовать и проявляться свободные физические поля, независимо от создавших их частиц. Поэтому ясно, что их следует рассматривать как особую форму материи».(40,с.572)
Эти два понятия показывают, что современная физика не в состоянии дать физическую характеристику поля или силы на тонком плане. Отрицая, так называемый, гипотетический «эфир», физика пытается скрыть несостоятельность противопоставить нечто конкретное, обращается к удобному приему, использованному материалистами, - «особая форма материи». Уходя от точной науки в философские категории, физика, вместе с тем, вынуждена признать, что могут существовать «свободные физические поля», то есть поля без источника, их создавшего. Но силу, в чистом виде, она признавать отказывается.
Глава 26
1) Е.П. Блаватская, поясняя значение понятия «Фохат», кроме данного ею в «Теософском словаре», говорит: «Это составное слово урало-алтайского происхождения, и оно имеет несколько значений. В Китае слово Pho или Fo означает «животную душу», жизненный Нефеш или дыхание жизни. Кое-кто говорит, что оно произошло от санскритского Bhu, что значит «существование» или, скорее, «суть существования». Слово Swayambhu сейчас означает «Браму» и «Человека» одновременно. Оно означает «самосуществование» и «самосуществующий» - то, что бессмертно, вечное дыхание. Sat - это потенциальность Бытия, Pho - сила Бытия. Однако значение слова целиком и полностью зависит от того, что мы акцентируем. Опять же Фохат соотносится с Махатом. Он есть отражение Всемирного Разума, синтез «Семи» и интеллекта семи творческих Строителей, или, как мы их называем, Космократов. Следовательно, в нашей философии, как вы поймете, жизнь и электричество суть одно».(4, с.80,81) О характеристике Фохата через понятие «электричество» мы поговорим ниже.
2) Понятие «электричество» (от греч. elektron - янтарь) с позиции современной науки и эзотерики разнятся. Так, современная наука рассматривает «электричество» как «совокупность явлений, в которых проявляется существование, движение и взаимодействие (посредством электромагнитного поля) заряженных частиц».(41,с.1554) «Электрическое поле», рассматривается как «частная форма проявления, наряду с магнитным полем, электромагнитного поля, определяющая действие на электрический заряд (со стороны поля) силы, не зависящей от скорости движения заряда.».(40,с.865) Сам же «электрический заряд» рассматривается как «источник электромагнитного поля, связанный с материальным носителем; внутренней характеристикой элементарной частицы, определяющая ее электромагнитное взаимодействие. Вся совокупность электрических и магнитных явлений есть проявление существования, движения и взаимодействия электрических зарядов». (40,с.864) «Электрический ток»,с которым иногда ассоциируют электричество, рассматривается как «упорядоченное (направленное) движение электрически заряженных частиц или заряженных макроскопических тел».(40,с.864) «Электромагнитное поле» рассматривается как «особая форма материи, посредством которой осуществляется взаимодействие между электрически заряженными частицами».(40,с.874) Как видим, понятия «электричество», «электромагнитное поле», «электрическое поле», «электрический заряд» и «электрический ток» рассматриваются и характеризуются через проявление свойств неких заряженных частиц. Такой подход к пониманию электричества, когда точная наука пытается замаскировать пробелы в своем познании с помощью философских категорий, то есть не имеющих конкретного физического значения, едва ли можно признать правильным. Не указывая, к какому уровню материи это относится, физика, с помощью этого подхода, уходит от конкретизации используемых значений. Если же учесть, что наука признает существование таких частиц, как, например, «нейтрино» (возможно, безмассовая, электрически нейтральная частица)(40,с.448) или «нейтронов» (электрически нейтральная элементарная частица с массой, незначительно превышающей массу протона)(40,с.451), можно сделать вывод, что ни одна из указанных частиц, не имеющая электрического заряда, не является источником электрического поля, а, следовательно, не обладает электричеством. И далее, если эти частицы непричастны к электрическому или электромагнитному полю, то они не подпадают даже под удобную философскую категорию «особая форма материи» и должны образовывать еще одну «особую форму материи».
Вместе с тем необходимо отметить, что некоторые из рассмотренных понятий могут быть частично применены при анализе Вселенских Принципов, но только на последующих уровнях, когда речь пойдет о совокупностях Корень-Субстанций и вихреобразованиях.
Эзотерическое понимание «электричества» несколько иное и охватывает уровни проявляющейся Вселенной. Рассматривая Фохат как живую, электрическую Силу, трансцендентальное объединяющее единство всех космических энергий, а, также говоря о проявленном и непроявленном Фохате, эзотеризм гораздо глубже современной физике определяет уровень существования электричества, не связывая его с некими «заряженными частицами» или с «заряженными микроскопическими телами». Последние предполагают обладание плотной формой, в то время как носители Фохата могут быть и просто энергетические состояния, пока еще лишенные форм, (например, на уровне Космических Принципов). Вместе с тем, Фохат нельзя отождествлять с электричеством, поскольку последнее есть лишь действия Фохата.
«Электричество, свет, тепло и т.д., были остроумно названы, как «Призраки или Тени Материи в Движении», то есть, сверхчувствительными состояниями Материи, лишь следствия которых мы можем постичь.
Истинно, наделить материю - о которой ничего до сих пор неизвестно - врожденным качеством, называемым силою, о природе которой еще меньше известно, значит создать гораздо более серьезную трудность, нежели та, которая лежит в принятии посредничества наших «Духов-Природы»в каждом естественном феномене. ...Не материя, но только сущность или естество материи неразрушима и вечна, ... все, так называемые, Силы Природы: электричество, магнетизм, свет, тепло и т.д., далеко не только виды движения материальных частиц, но ... являются дифференцированными аспектами Мирового Движения».(1,т.1,с.199)
Глава 27
1) «Акаша» в переводе с санскрита, означает «пустое пространство». Е.П. Блаватская, показывая роль и место Акаши во Вселенной, поясняет, что Акаша это: «Тонкая, сверхчувственная духовная сущность, наполняющая все пространство; изначальная субстанция, ошибочно отождествленная с Эфиром. Но она относится к Эфиру так же, как Дух к Материи, или атма (Вселенский Дух, Божественная Монада) к кама-рупе (субъективная форма, порожденная ментальными и физическими желаниями и мыслями). Фактически, она является Всемирным Пространством, в котором неотъемлемо заключена вечная Мыслеоснова Вселенной и в ее вечно изменяющихся аспектах на планах материи и объективности, и из которого излучается Первый Логос, или выраженная мысль. Это причина того, почему в Пуранах указано, что Акаша имеет лишь один характерный признак, а именно, звук, ибо звук есть не что иное, как переведенный символ Логоса - «Речи» в ее мистическом смысле».(3,с.31) Как видим, с одной стороны, Блаватская указывает на то, что Акаша - духовная сущность, наполняющая все пространство, с другой, изначальная субстанция. Здесь нет противоречия, ибо эта ИЗНАЧАЛЬНАЯ СУБСТАНЦИЯ может быть ДУХОВНОЙ СУЩНОСТЬЮ (поскольку проявляется вслед за Фохатом)
Сравнивая Акашу, Эфир и Астральный свет, Е.П. Блаватская поясняет, что «Эфир - это материальный посредник, хотя до сих пор и не обнаруженный ни одним физическим прибором; тогда как акаша является определенно духовным проводником; в то время как астральный свет представляет лишь седьмой и наивысший принцип земной атмосферы, так же не обнаруженный как и Акаша и настоящий Эфир, поскольку он принадлежит совсем другому плану. Седьмой принцип атмосферы Земли, как сказано, астральный свет, лишь второй на космической лестнице. ...В эзотеризме Эфир является третьим принципом космической семеричности, Земля - низшим, затем следует астральный свет, Эфир и акаша - высший.»(3,с.475-476)
2) Прадхана (санскр.) -«Недифференцированная субстанция, иногда также называемая Акашей; Мулапракрити, или Корень Материи ведантистов. Короче говоря, Первичная Материя».(3,с.322)
Глава 28
1) Шаровой сегмент - часть шара, отсекаемая какой-либо плоскостью (41,с.1517)
Глава 29
1) В предыдущей главе приводилась цитата об «удачном сочетании двух додекаэдронов для ритма огня». Если сами додекаэдроны являются основой вихрей, то уровень вихреобразований - это и есть уровень существования огненной Жизни. Эта Жизнь отлична от жизни на нашем уровне проявления, однако она является своеобразной основой, на базе которой в дальнейшем будут развиваться различные виды Жизни.
2) Эфир - (греч. aither) в греческой мифологии означает верхний лучезарный слой воздуха. (41,с.1575). Под ним также подразумевается «мировой, световой эфир, гипотетическая, всепроникающая среда, которой наука прошлых столетий приписывала роль переносчика света и вообще электромагнитных взаимодействий. Первоначально эфир понимали как механическую среду, подобную упругому телу. Трудности механической интерпретации эфира привели в конце 19 века к отказу от создания его механических моделей. Возникшие при этом трудности и противоречия были преодолены с созданием А. Эйнштейном специальной теории относительности, которая полностью сняла проблему эфира, упразднив его. С современной точки зрения вакуум физический обладает некоторыми свойствами обычной материальной среды. Однако его не следует путать с эфиром, от которого он принципиально отличается уже потому, что электромагнитное поле является самостоятельным физическим объектом, не нуждающимся в специальном носителе».(40,с.907) Вместе с тем «в 1920 году в работе «Эфир и теория относительности» А. Эйнштейн показал, что в пространстве без эфира «не только бело бы невозможно распространение света, но и не могли бы существовать масштабы и часы, и не было бы никаких пространственно-временных расстояний в физическом смысле слова»(36,с.8), но это не могло восстановить научный интерес к эфиру как реальности. Не восстановили интерес к эфиру и проведенные позднее опыты ученых. «В эксперимента Майкельсона-Морли с интерферометром была сделана попытка подтвердить теорию «Френеля и Лоренца о неподвижном эфире. Эксперимент ставил своей целью обнаружить «эфирный ветер», который неминуемо должен был бы быть, если бы эфир был неподвижен в пространстве. Наличие эфирного ветра ожидалось обнаружить по изменению скорости света, пропускаемого вдоль направления эфирного ветра, направление которого, в свою очередь, определяется движением Земли вокруг Солнца со скоростью 30 км/с. Как известно, ни в 1881, ни в 1887 годах такое движение Майкельсоном и Морли обнаружено не было. Работы Миллера, которому удалось обнаружить эфирный ветер, нарастающий с увеличением высоты, были завершены только к 1927 году и поэтому во внимание не принимались».(36,с.14-15) Вместе с тем «в 1925 году Д.К. Миллер обнаружил эфирный ветер, величина которого на уровне Земли действительно была равно нулю, но увеличивалась с увеличением высоты. В частности, при подъеме на высоту 250 м над уровнем моря скорость эфирного ветра оказалась равной 3км/с, а на высоте 1860 м - около 10км/с».(36,с.23)
С философской точки зрения под эфиром подразумевалось «первичное первовещество, у Платона и Аристотеля также «пятый элемент» («квинтэссенция»), который по значению, однако, является первым, заполняя небесное пространство над Луной; у стоиков - тончайшее первовещество (огонь, пневма), из которого все состоит, который (как «мировая душа») во всем действует и в который все превращается после «мирового пожара»; по Канту - первоматерия, модификации (уплотнения) которой составляют отдельные вещества».(39,с.548) К анализу понимания Эфира с позиции современной науки мы обратимся в следующей главе, а что касается философского понимания Эфира, то, как мы можем обнаружить, оно во многом может быть признано близким к его истинной сути. Ведь действительно, если считать, что все вихреобразования могут рассматриваться как основа последующих более плотных построений, то Эфир может быть признан «первовеществом», «квинтэссенцией». Можно согласиться и с пониманием Эфира стоиками - первовещество (огонь, пневма), поскольку движение, дыхание вполне могут быть ассоциированы в понятие «пневма». Сравнение Эфира с «мировой Душей» также неслучайно, если вспомним, что Пятый Вселенский Принцип именуется хоть и не Мировой, но Вселенской Душой. Вполне можно согласиться и с трактовой Кантом Эфира как «первоматерии», если рассматривать данный уровень как одно из первичных проявлений дифференцированной материи. Но все же кантовская трактовка достаточно спорна и правильнее было бы говорить о «первовеществе», а не о «первоматерии».
Глава 30
1) «Наиболее привлекательной оказалась ядерная или планетарная модель атома, предложенная в начале 20 века Резерфордом. Согласно Резерфорду, основная масса атома, как сгустка материи, сосредоточена в ядре, вокруг которого с огромной скоростью вращаются электроны - частицы с пренебрежимо малой массой. Размер ядра так мал по сравнению с размером всего атома, что невольно возникает ощущение сплошной пустоты в любом кусочке вещества».(38.с.48)
2) Валентность (от лат. valentia - сила) - «способность атомов химических элементов образовывать химические связи с другими атомами».(41,с.192)
Список использованной литературы
1. Е.П. Блаватская, Тайная Доктрина, т.1-3.
2. Е.П. Блаватская, Разоблаченная Изида,т.1-4, М, 1992г,
3. Е.П. Блаватская, Теософский словарь.
4. Е.П. Блаватская, Комментарии к «Тайной Доктрине», 1999 г.М., Новый Центр,
5. Е.П. Блаватская, Ключ к теософии, М, изд. «Сфера» Российского Теософского
Общества, 1993 г.
6. Дж. Р.С. Мид Трижды Величайший Гермес. Москва, изд. «Алетейа», 2000 г.
7. Письма Махатм, Самара, 1993 г.
8. Платон, Государство, М, изд. Мысль, 1999 г.
9. Платон, Законы, М, изд. Мысль, 1999 г.
10. Платон, Парменид, М, изд. Мысль, 1999 г.
11. Платон, Тимей, М, изд. Мысль, 1999 г.
12. Платон, Филеб, М, изд. Мысль, 1999 г.
13. Платон, Федон, М, изд. Мысль, 1999 г.
14. Платон, Федр, М, изд. Мысль, 1999 г.
15. Платон, Пир, М, изд. Мысль, 1999 г.
16. Книги Агни-Йоги (Живой этики), Община, Новосибирск, 1990г.
17. - " - , Агни-Йога, - " - .
18. - " - , Беспредельность, - " -.
19. - " -, Иерархия, - " -.
20. - " -, Сердце, - " -.
21. - " -, Мир Огненный, - " -.
22. - " -, Аум, - " -.
23. - " -, Братство, - " -.
24. Е И. Рерих, Напутствие вождю. «Свет» Новосибирск, 1997г.
25. Махабхарата, Мокшадхарма и Нараяния, Ашхабад, изд. Ылым, 1983г.
26. Апокрифы древних христиан, М., Мысль, 1989 г.
27. АУМ, № 1-3, 1990 г.,
28. В.Ф. Асмус, Античная философия, М., Высшая школа,1976г 17. Кант И., Соч. в 6
т ом., М, 1963-1966, т.4.
29. Л. Фейербах, Избр. Философские произведения,т.1.
30. К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. 42.
31. Ф. Энгельс, Анти-Дюринг,
32. В.И. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм, М., Политиздат, 1989 г.
33. Ленин В.И., ПСС, т. 33. «Государство и революция»
34. И.М. Сеченов, Избранные философские и психологические произведения, М, 1947 г.
35. Вернадский В.И., Философские мысли натуралиста, М, 1988г.
36. В.А. Ацюковский, Введение в эфиродинамику, (реферат), М, 1980 г.
37. П. Девис, Суперсила, М., Мир, 1989 г
38. М.И. Клецов, Раскрытие тайн мироустройства, М., 1995г
39. Философский энциклопедический словарь, М, изд. Инфра-М, 1999 г.
40. Большой энциклопедический словарь, Физика, М, Научное изд. «Большая Российская энциклопедия, 1999 г.
41. Советский энциклопедический словарь, М, изд. «Советская энциклопедия», 1980 г.
42. Знания за пределами науки, М., изд. Республика, 1996 г.
43. Хозе Аргуэльес, Фактор майя, Внетехнологический Путь, Изд. «София», Киев, 1996 г.
44. И. Кант, Соч. в 6 т., М, 1963-1966 г., т.4.
45. Н Хоровиц, Поиск жизни в Солнечной системе, М, Мир, 1988,
______________
* Первая часть – размещена в Стихи.ру 11 августа 2013 г.
Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3
Свидетельство о публикации №213081100288