Несколько слов об Уфе и Башкирии
Я был уверен, что затеряюсь в толпе. Однако, в Уфе моя внешность – такая же экзотика, как и в Питере. Как там, так и здесь, в столице Башкортостана, едва я признаюсь, что родом из Севастополя, мне тут же задают вопросы: «Ты крымский татарин?» или «Ты мусульманин?».
Согласно данным из Википедии, татары составляют вторую по численности часть населения Уфы, точнее, 23%. Первое место занимают русские: 48,9%. Башкиры, как ни странно, составляют лишь 17,1% от населения города. Процентное же соотношение населения по всей республике радует и обнадёживает. Так, согласно Всероссийской переписи населения 2010 года русские составляют 36,1%, башкиры – 29,5%, татары – 25,4%. Есть даже украинцы, они составляют 1% от населения Башкирии. Но всё равно: удивляет, что большую часть населения Республики Башкортостан (далее – РБ) составляют русские, а не башкиры. И татары на глаза особо не попадаются.
К СЧАСТЬЮ, НЕ ЧЕЧЕНЦЫ!
Говорят, башкиры – народ с гонором, задиристый. Так это или иначе, судить мне об этом пока рано. В Башкортостане я всего-то с неделю. Однако, если хотя бы поверхностно обратиться к истории России, сложно не обратить внимания на тот её момент, что связан с бунтами Емельяна Пугачёва. Именно на территории нынешней Башкирии с 1773 по 1775 гг. проходили кровавые сражения в ходе Крестьянской войны. С одной стороны – башкиры, у которых русские чиновники в обход закона отнимали земли; с другой – карательные императорские войска. Крестьянская война была последним этапом в череде Башкирских восстаний на протяжении столетия. Башкиры, к счастью, не чеченцы, но и они могут за себя постоять, что и доказывали неоднократно.
КАК ТАРАС ШЕВЧЕНКО
Салават Юлаев для Башкирии – то же самое, что Тарас Шевченко для Украины. Салават – и борец за идентичность башкирской нации, и поэт-импровизатор (сэсэн). Воин-лирик. Народный идеал одухотворённого воина. В период упомянутой выше Крестьянской войны он, в возрасте 19-ти лет, примкнул к Пугачёву и в течение года, возглавляя отряды восставших, сражался с карательными русскими войсками. А в своих стихах, которые передавались из уст в уста, прославлял красоту родной земли:
Я гляжу на цепи гор в нашем благостном краю,
И, вбирая их простор, Божью милость познаю.
Песней небо раскололось, соловей поёт в долу,
Как азан звенит твой голос, Богу вознося хвалу!
Не зовёт ли на молитву верных мусульман?
Провожает меня в битву мой Урал — родимый стан!
Именем Салавата Юлаева названы город, районы, улицы Башкирии, Уфы, России, ну и, разумеется, знаменитый уфимский хоккейный клуб. Народный герой, восседающий на коне, изображён на гербе РБ; а длань величественного памятника, дублирующего изображение на гербе, устремлена к железнодорожному мосту, что пересекает реку Белую, один из неофициальных символов Уфы.
«САЛАВАТ ЮЛАЕВ» КРУТ
В детстве я частенько слышал по телику: «Салават Юлаев»! «Салават Юлаев»! Для меня звуки этих непонятных тогда слов звучали экзотично, загадочно. Словно буддистская мантра для несведущего и непосвящённого. Мне казалось странным и весьма оригинальным так назвать хоккейный клуб. «Салават Юлаев» был крут по умолчанию хотя бы потому, что сильно отличался от тривиально звучащих «Спартак», «ЦСКА», «Динамо», «Локомотив» и т.д. И самое примечательное, что о хоккейном клубе я узнал намного раньше, чем о существовании Уфы, Башкирии и самого Салавата Юлаева, народного героя. Об Уфе я впервые узнал, когда выяснилось, что родом из неё не менее прославленный Юра-музыкант.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ
Уфа не понравилась. Точнее, она ничем не впечатлила. После Санкт-Петербурга и Севастополя столица РБ кажется большим скучным городом, правда, весьма зелёным. Не встретил я ни особенностей архитектурного национального стиля, ни ярко выраженных башкирских достопримечательностей. Так, к числу последних относятся, в основном, дома и особняки русских (!) купцов XIX века, а к современным – Железнодорожный вокзал, здание банка УралСиб, Конгресс-Холл, здание Пенсионного фонда и др. Национальный, точнее, религиозный колорит прослеживается разве что в мечетях; что, собственно, объяснимо, так как РБ хоть и многоконфессиональная административная единица РФ, но мусульмане в республике превалируют. В Башкортостане функционируют более 900 мечетей. Православных же храмов – более 200-т. Думаю, скудость образцов национального зодчества Башкирии в целом и Уфы в частности связана с кочевым образом жизни древних башкир. Так, по-настоящему национальным башкирским строением можно считать войлочную юрту – «тирмэ».
В плане Уфа, особенно центр, достаточно проста, оттого и скучна: столица поделена на прямоугольные сектора. По обе стороны главного уфимского проспекта – проспекта Октября – стоят типичные жилые «коробки», на первый взгляд хрущёвки периода застройки годов этак 80-х. И так – почти по всей столице. Лишь на улицах Старой Уфы (центр) крайне редко, но всё же встречаются деревянные малоэтажные постройки позапрошлых столетий. Это едва ли не памятники архитектуры эпохи древнерусского деревянного зодчества. Впрочем, на периферии Уфы, как и на периферии большинства мегаполисов, возводятся жилые многоэтажки, высота которых, однако, не должна превышать 16-ти метров. Хотя даже невооружённым глазом видно, что требованию этому застройщики следуют далеко не всегда. И наиболее явственно несоблюдение этих требований наблюдается в 100-метровом здании банка УралСиб. Национальный же колорит я заметил разве что в широких скулах башкир да в уфимских топонимах. «Продуктовый магазин» по-башкирски звучит как «азык-тулек», «аптека» – «дарыухана», «улица» – «урам», «дом печати» – «матбуFат йорто» и т.д.
САМЫЙ ЗЕЛЁНЫЙ
Очень радует, что Уфа буквально утопает в зелени. Согласно данным из Википедии, она является самым зелёным городом-миллионером России, «на одного жителя приходится 202 м; зелёных насаждений». Вообще, создаётся впечатление, будто столица республики – некий оазис цивилизации посреди бескрайних башкирских лесов. Если стоять у подножия памятника Салавату Юлаеву или на окраине мусульманского кладбища и смотреть на железнодорожный мост, пересекающий Агидель (река Белая), то видно, как в голубой дымке теряются верхушки деревьев, а там, дальше, ничего уже нет, сплошной лес, на тысячи и тысячи километров. Ощущение при взгляде на эту бескрайность непередаваемое! Глядя на всю эту красоту, понимаешь, как ты мал, человек, затерявшийся где-то в Центре Руси, в Предуралье: в 500-х километрах от Уфы расположен Екатеринбург, столица Урала!
Июль 2013 г.
Свидетельство о публикации №213081100469