Мазохизм распространен больше, чем принято считать

Из общих соображений исходя, можно высказать гипотезу: если информационная потребность (ИП) у человека действительно одна-единственная и все мыслимые и известные – лишь ее частные проявления, то тогда можно выделить несколько вариантов проявления ИП в зависимости от ситуации, в какой человек находится:

1. Одиночество. В этом случае ИП реализуется в самом чистом виде, и информационный поиск ведется в максимально широком спектре ее проявлений: уход с головой в творческие дела, чтение, слушание музыки, просмотр видеофильмов, поиск случайных контактов для общения, любовных приключений и вообще приключений на свою голову.

2. Тесный вицмундир. Скованность на работе слишком строго регламентированными рамками общения заставляет человека искать компенсации (т.е. недополученной информации) вне службы. Хорошо если он, подобно Тютчеву, находит отдушину в творчестве. Но проще найти компенсацию в семейных скандалах, размолвках с друзьями. Некоторые, которые ощущают, что подобные действия, превратившись в обыденность, свою компенсаторную функцию постепенно утрачивают, могут даже со службы уйти, доселе обеспечивавшей им и их семьям благополучие. Потому что таким уже может показаться, что чем хуже, тем лучше.

3. Творческая импотенция. Человек наделен способностью видеть картины своего мыслимого будущего, и реальное настоящее в большей или меньшей степени всегда им не соответствует. Несоответствие может проявляться еще проще и нагляднее и при сравнении себя с другими, гораздо больше реализовавшими картины своего мыслимого будущего. Даже в условиях свободной конкуренции общественное признание, т.е. личный успех, далеко не всегда определяется масштабами таланта. Что уж говорить о несвободных обществах. А поскольку на вершине успеха может поместиться лишь несколько избранных, то незаслуженно обиженных судьбой в любом обществе оказывается предостаточно. То, что большинство из них на самом деле обижены заслуженно (поскольку талантливых людей всегда, в любой стране, слишком мало), совершенно не меняет ощущения дискомфорта этих малых талантов: оно выражено так же, как у больших, а может, и еще сильнее.

Далеко не всегда недореализованность приводит к таким катастрофическим последствиям, как в случае малоталантливого художника Адольфа Шикльгрубера. Бывает, что поиски признания оказываются успешными в смежных областях. Но более вероятен, пожалуй, вариант более надежного, безотказного общественного признания у собутыльников. И этот вариант вновь и вновь осуществляется недооцененными, хотя он и ведет (предсказуемо!) к разрушению личности, оскудению таланта и, в промежутках просветления, к осознанию уже полной своей бездарности.

4. Ситуация душевной дисгармонии, включающая творческую импотенцию как частный случай, проявляется, например, и тогда, когда на людях человеку надо говорить одно (и соответственно себя вести), тогда как у него в мыслях совсем другое. Пример писателя и общественного деятеля Александра Фадеева, покончившего самоубийством на фоне далеко зашедшей алкоголизации, -- случай крайний, но закономерный.

На уровне семейной жизни эта ситуация реализуется изо дня в день, когда у супруга (супруги) есть любовница (любовник). Желание хоть иногда говорить то, что думаешь, также может иметь результатом нахождение собутыльника, которому тоже ведь хочется ответить откровенностью за откровенность.

В последние 10-летия ХХ века, когда возможность не только воспроизводства, но расширенного воспроизводства ВВП освободила массу людей от приложения не только физических (это так уже с начала ХХ века), но и умственных сил, для поглощения избытка энергии молодых нашлось грандиозное и все более расширяющееся применение – наркомания. Индивидуальный душевный раздрай, вызванный ощущением пустоты жизни, получил имитацию разрешения в сеансах наркотического кайфа. Они гарантированно, при учете потребности в повторениях, даже и без помощи СПИДа, ведут к полной деградации и асоциальности личности, к пополнению клиник душевно больных.

Приведенные схематические примеры, по моему мнению, подтверждают вынесенную в заглавие мысль – если мазохизм понимать расширительно, не только как стремление наносить себе телесные повреждения из желания испытывать физические страдания. Тогда и поиски приключений на свою голову, игнорируя весьма вероятное членовредительство и смертные исходы, и жизнь по принципу чем хуже, тем лучше, и движение к пропасти по пути духовной деградации – будут проявлениями все того же махрового мазохизма. Да, чёрта полезно назвать по имени, чтобы лучше осознать его как проблему.

Пессимистическая точка зрения на эту проблему будет заключаться тогда в том, что, мол, ничего не поделаешь, такова человеческая природа. Оптимист, однако, имеет что на это возразить. В каждом из приведенных эпизодов, порождающих мазохизм, есть та или другая совокупность обстоятельств, причем неблагоприятных. Но разве не будет человеческая природа проявляться по-другому, если обстоятельства будут другие? Да она и проявляется по-другому – у тех, кто реализовал свои потенции до уровня общественного признания, до ощущения своей нужности людям. Так что для счастливой жизни на планете Земля надо "всего лишь" – чтобы такие ощущения стали массовыми.


Рецензии