Никто моим словам не внемлет...

«Никто моим словам не внемлет… Я  один». Это строка из стихотворения Лермонтова. Как знакомо многим это одиночество, когда не видишь рядом родственной души.
Святым и отшельникам было легче, наверное. Они были объединены любовью к Богу по всему миру. Они знали друг друга, знали друг о друге, вели переписки, встречались, общались, вели беседы о Боге и вечном. А здесь – один. Один на один на тропе Божией – с Богом, со святыми учителями «Святых Писаний», но без современников, без живого плеча друга, соратника, сотрудника. Если упадешь – некому руку помощи подать. А сам Бога еще плохо слышишь, а очи еще плохо видят во тьме. Как нужна поддержка, как нужна! И если вера колеблется – нужно ее поддержать, укрепить. Часто ломается подвижник, падает духом, впадает в отчаяние. И смерть кажется лучшим выходом (у мирского подвижника). А лукавому то и нужно. Душа у такого подвижника еще не с Богом, в вере легко спотыкается, впадает в отчаяние. Без помощи душа гибнет и становится добычей сатаны.
Стихи Лермонтова полны одиночества и тоски. И многие из нас могут сказать, что стихи о нас написаны.
«Никто моим словам не внемлет… Я один».
 
«И все, что свято и прекрасно,
Отозвалося мне чужим;
Тогда молитвой безрассудной
Я долго Богу докучал.
И вдруг услышал голос чудный.
«Чего ты просишь? – он вещал,-
Ты жить устал? – но я ль виновен;
Смири страстей своих порыв;
Будь, как другие, хладнокровен,
Будь, как другие, терпелив,
Твое блаженство было ложно;
Ужель мечты тебе так жаль?
Глупец! Где посох твой дорожный?
Возьми его, пускайся вдаль;
Пойдешь ли ты через пустыню,
Иль город пышный и большой,
Не обожай ничью святыню,
Нигде приют себе не строй.

Предельно ясно Лермонтову как достичь победы: бери посох, иди по тропе Божией. Смирись, обрети терпение, не поклоняйся идолам и чужим богам. Но, почему же он жить устал? Почему смерть страстной плоти он ждал смертью физической?
И вот раскрывается состояние души  поэта, идущего к Богу в одиночку.

«Я говорю тебе: я слез хочу, певец,
Иль разорвется грудь от муки.
Страданьями была упитана она,
Томилась долго и безмолвно;
И грозный час настал – теперь она полна,
Как кубок смерти, яда полный».

А в ушах вновь звучит, как набат фраза-плач поэта:

«Никто моим словам не внемлет… Я один».

Да, тяжел путь к Богу! Смертельный бой ведут силы тьмы, не дают душе идти к Богу. Нагоняют страхи, тоску, уныние, печаль, отчаяние, чувство приближающейся смерти. Но если человек поймет, что это он слышит ощущения самих сил тьмы, которых изгоняет из себя – страхи уйдут, придет желание потерпеть все эти тяготы ради Того Света, Который войдет в очищенное сердце. И важно рядом чувствовать плечо сотрудника. Не только учителя, наставника, но и сотрудника, чтобы знать, что не один ты идешь в этом мире к Богу. Очень важно увидеть человеку общество людей, участвующих в строении Церкви Небесной.
И самая первая задача – самому стать церковью, храмом Божиим.
Вторая задача – помочь другим душам пойти к Богу, чтобы стали церквями Божиими.
Третья задача – всем людям, ставшим церквями Божиими, храмами Божиими –
   Объединиться в Единую Церковь Небесную, объединить усилия в построении Небесного Иерусалима на земле. Церковь Небесная составляется из душ, подобных Серафимам (огненные), Херувимам (много-очитые) - с открытыми источниками благодати Божией, изливающейся из чистых сердец подвижников-храмов.
Каждый к Богу идет своим путем. Тесен путь даже и для двоих. Эти слова сказаны о подвижническом пути, о сотворении самого себя. Читая стихи, всегда ясно видишь путь каждого отдельного путника на тропе Божией. Много их – тружеников Божиих, идущих тропою. Стих очень выразительно описывает местонахождение человека на тропе Истины. Сколько светильников уже светят на нашей земле, матушке-России.
Вот отрывки из стихотворения

Путеводная Звезда
А. Приходько
 
Наш долг – идти к великой Цели,
Все остальное – суета.
Поможет вырваться из плена
В Путь уводящая Звезда!
Она у ног сияет нитью,
Она в груди горит огнем.

Кто России поможет
Светлана Дар

Все в себе испытаешь,
Все осилишь вовек,
Силу Бога познаешь,
О, творец человек!
Твое счастие – в сердце!
Там истоки глубин.
Там открытая дверца,
Бог нас ждет там Един.
…. … …
И в труде закаляйся,
И наращивай свет»!

Общинник
В. Дружинин

Где самый важный участок
Работы общинника?
… … …
Может, молитва?
Да! Но молитва в духе,
В сердце,
А преданности,
В любви.
Распознавание добра и зла,
Преодоление себя.
Искушения и препятствия,
Стоящие на его пути,
Лишь испытания,
Веру его укрепляющие».

С.А. Аринчин

Нет, мне не отмолить запущенных грехов,
Раскаянье мое не успевает.
Где столько мне найти и времени и слов,
Чтоб вычистить тебя, душа живая?
Как возбудить в себе молитвенный порыв?
Как воспылать огнем, не угасая?
И удержать его в себе до той поры,
Пока не расцветешь, душа живая?
Я тороплюсь, спешу, мне надо так спешить
Успеть спасаясь, не дошагав до края,
Единственной тебе могу я посвятить
Мои стихи, душа живая!

П.А. Подлекарев

Нам даруй помыслы благие,
И твердость для стоянья в них.
В борьбе за право человека
Мы умудрились позабыть,
Что лишь одно дано от века
Нам право – человеком быть».

о. Роман

«Россия-Русь! Куда бы не неслась
Оборванной, поруганной, убогой,-
Ты не погибнешь! Ты уже спаслась,
Имея столько праведных у Бога».

Бог
Гаврил Державин

А я перед Тобой – ничто.
Ничто! – Но Ты во мне сияешь
Величеством Твоих доброт.
Во мне Себя изображаешь,
Как солнце – в малой капле вод.
Ничто! – Но жизнь я ощущаю;
Не сытым не каким летаю
Всегда пареньем в высоты;
Тебя душа моя быть чает.
Вникает, мыслит, рассуждает.
Я – есмь, конечно, есь и Ты.
Ты есь! Природы чин вещает,
Гласит мое мне сердце то,
Меня мой разум уверяет:
Ты есь – и я уж не ничто!

Я знаю, что души моей
Воображения бессильны
И тени начертать Твоей!
Но если славословить должно,
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить,
В безмерной радости теряться
И благодарны слезы лить.

Как контрастны стихи Лермонтова  и стихи Державина:
«Ты жить устал? – но я ль виновен;
Смири страстей своих порыв».
И
«А я перед Тобой ничто.
Ничто! – но Ты во мне сияешь…
… … …
Ты есь – и я уж не ничто!
… … …
…Слабым смертным…
…к Тебе лишь возвышаться…

Лермонтов еще не справился со страстями в сердце своем,
Державин же описывает портрет обОженого человека, богоносца:
«во мне Себя изображаешь…
Ты есь – и я уж не ничто!

Я царь – я раб, я червь – я бог!

Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ податель,
Душа души моей и Царь!

Державин воспевает Творца, Его непостижимое величие и могущество для человека. К Нему можно лишь приближаться, возвышаться до Него.
И в наше время очень многим трудникам трудно идти тропой, когда страсти еще кипят в сердце, когда еще не понятен замысел Творца,Что только самого себя может человек сотворить и только с Божией помощь..
Стихотворение П. Шаповалова «Храм» - это бунт страстной части человека, она не согласна умереть, и внушает сердцу, что «просветленные лица» не истинно убелившие свои Одежды, не истинно сделавшие свои сердца чистейшими скляницами, храмами Божиими, но что это – сатана! Страшно то, что нет рядом с этим трудником уже очистившего свое сердце друга.
Меня убеждают – смириться…
Меня призывают – терпеть…
Смотрю в просветленные лица,
Как на добровольную смерть.
Нам место и рай – на погосте.
Россия – не наша страна.
Мы в ней как незваные гости.
Хозяин же здесь – сатана.
Себе – и пиры, и чертоги,
А труд и молитвы – толпе.
Нет, храмы не людям, не Богу –
Их нелюди строят … себе.
Твой жребий – нужда и работа
На крестном проклятом пути.
Смиренно кому-то за что-то
Плати и плати, и плати…
 
От Бога – родная землица:
Он больше не даст ничего!
За жизнь надо до смерти биться,
Коль мало труда одного.
В тени колоколен и башен
Блаженствуют Трон и Алтарь…

П. Шаповалов поддался помыслам страстным и ушел с тропы Истины. И уже сам крестный путь ему виден проклятым, а брань духовная обернулась в революционную идею: «За жизнь (материальную) надо до смерти биться». Никто не повел его по пути, а сам не уяснил – о какой тишине говорят те, кто идет тропой. И уловился помыслами лукавого.
 Еще одна выдержка из старой газетной статьи: «Чем и как народ пробудить»? Т. Светловой из Киргизстана.
Светлана ясно видит путь: «Недостаточно иметь в руках Послания Сил Света, нужно еще и выполнить законы этой силы, зовущей нас к Беспредельности».
Она упоминает о статье «Община не для избранных»:
«Видимо, ее автор испытывает эти трудности на себе, раз он пишет такое: «А вы пробовали создать общину в своей семье на основах Иерархии?.. Попробуйте! Тогда, может, поймете, что невозможно требовать  от людей того, что вы требуете».
Светлова продолжает свою мысль: «Ибо каждый считает свои достижения, вкусы и требования единственно верными, важными и необходимыми,  и не только для себя, но и для окружающих. Отсюда разногласия, нетерпимость, ссоры и споры до желания уничтожить неугодных… Люди редко выбирают путь отречения от низменных желаний и страстей – путь собственного распятия. Но познавшие этот путь и то, что получаем взамен, никогда не променяют это на все земные блага и славу».
Вот так говорит и живет Светлова.
Но почему же человек, вставший на путь Христа, путь Истины, вдруг изменяет своему решению, своему выбору, своему свободному выбору – отдать себя в волю Бога-Творца. И терпеливо ожидать окончания сотворения нового человека – новой твари? Потому что уловляют помыслы лукавого. Уводят с пути. Бога слушают в молчании ума. А попробуйте-ка ум сосредоточить на молитве! Два слова прочитаешь, - смотришь, а он уже снова витает где-то.
Сколько труда вложишь, пока ум будет пребывать в сердце в молчании. П. Шаповалов осознает это,  и признает, что «труд и молитвы мне самому». До седьмого пота трудятся в «бане пакибытия» трудники, пока разожгут в сердце костер – жертвенник, теплоту сердечную, и и обретут слезы покаяния. Приходит в помощь Страх Господень, Промысл, Сторож Небесный, Который опытно  учит, познаешь сам.
Чем же молитва отличается от медитации?
Обратимся к статье «Сенсационное открытие» ученых института им. В.М. Бехтерева.
«… Сняли энцефалограмму и обнаружили, что во время медитации в коре головного мозга включаются механизмы возбуждения. И в один прекрасный момент мы задались вопросом: «А что происходит с мозгом, когда человек молится? Для чистоты эксперимента мы пригласили настоятеля одного из монастырей и записали его энцефалограмму во время молитвы. Результат нас ошеломил. Мы обнаружили, что в полном сознании в молитвенном состоянии православного священнослужителя энцефалограмма показывает полное выключение коры головного мозга. Человек сидел и молился, но у него полностью отсутствовал электрический импульс, свидетельствующий о работе коры головного мозга. То есть, мы наблюдали состояние полного отключения мозга при ясном сознании. Мы назвали этот феномен четвертым состоянием человека.
Во время настоящей молитвы происходит уход от реальности, что приводит к разрушению патологических связей. Ведь обратите внимание, характерной чертой для подвижников церкви, монахов-старцев является умиротворенное состояние души».
Записала Валентина Казак, Санкт-Петербург).

Молитвенную тишину ума знали Е. и Н. Рерих. Н. Рерих писал: «Величайшие мировые действия творятся в глубоком молчании, лишь прикрытые докучливым шумом и лживой поверхностью звука. -… Мыслящий представляет смесь правды и лжи. Истинное воображение извращено живым представлением. Истинная память загромождена лживыми мыслями. Поверхностная деятельность ума должна остановиться – о молчание заменит беспокойство. И затем, в тишине – в беззвучной глубине – приходит озарение.
Эти слова Н. Рериха его последователям необходимо выделить как ядро учения, основание учения. Потому что для достижения «идеологического строительства новой культуры России», к которой стремятся последователи Е. и Н. Рерихов, нужно только научить человека сотворению себя нового.
У Рерихов этот путь не указан – как пройти по нему. Есть наставления, диктанты Е. Рерих. Рада из Магнитогорска пишет:
«Учение – это Истины Глас.
Над плотью дает оно
Силу и власть.
Учение – это посох
В Пути.
С ним в беспредельность
Можно войти».

Учение Агни-Йоги созвучно Притчам Соломона, наставлениям святых отцов, Посланиям Апостолов. Да, эти наставления – посох в пути. Но где сам путь?
Путь -  в Боге. «Без Меня не можете ничесоже».
Бог есть «Огнь, поядающий страсти, Бог-Свет, Бог-Слово, Бог-Учитель, Бог-Путь.
Вот, М. Назарук пишет, что Бог для всех Един. Но смею заверить, что Бог не для всех Един, но только для взывающих к Нему. Бог дает руку Свою и ведет по пути сотворения.
Еще хочется сказать о храмах, наших земных церквях, где идут богослужения, коллективное возношение молитв, хваления Богу. Там. Где молитва непрерывно  читается на одном месте, там  «Небеса отверсты». Столп молитв своим звучанием открывает дверь к Богу, через которое льется благодать Духа Святого Божиего, Сила Божия – хлеб и вино Божии. Только человек, омраченный «шумом и лживой поверхностью звука»,  «поверхностной деятельностью ума», что в православии называется «помыслами лукавого, злых духов», - только такой человек по наущению лукавого может назвать церковь местом сатаны. Вот и ученые подтвердили, что православные имеют «ключ» к Царствию Небесному в сердце своем.
У Н. Рерих «Агни-Йога! Олицетворяется девой, несущей свет  в руке, т.е. учение, записанное на бумаге, православного он изображает на горе в молитве, но без света. У православного Свет в груди, учение идет от сердца к сердцу. У Богородицы, явившей миру Спасителя, Свет идет из груди, Бог Сын-Свет, всегда изображен на руках Богородицы.
То, что не успели познать о пути к Богу Е. и Н. Рерихи, можно найти в учении православных святых отцов, в их святоотеческих творениях, в Добротолюбии, также сказки волшебные, былины, сказания. Православное учение помогает открывать для себя и в себе Царство Божие, дает возможность увидеть духовное общество нашей страны, и и мировое духовное общество, дает возможность участвовать в строении Церкви Небесной.
2008 г.


Рецензии