Воркута-1. Карцер. Каторга. стр. 29

КАРЦЕР

Художника, как только он закончил рассказывать анекдот, зачинщики провокации скрутили и отправили в карцер, как это было принято – на карантинную профилактику для новичков. Там ему недвусмысленно заявили:

– Вас сюда привезли не перевоспитываться, а вымирать. И чем быстрее, тем лучше. Новенькие вон, всё поступают и поступают. Уже девать некуда.

В карцере обычно (и сейчас тоже) содержат по одиночке, голыми, в неотапливаемом помещении, со специально налитой на пол водой, которая местами заледеневает, без нар и табуреток на 10–15 суток.


КАТОРГА

Для более полного «счастья» после карцера направляли на каторгу. Там «безымянных» ЗэКов заставляли пришивать номера – на грудь, шапку и колено, по «которым и различали». На каторгу отправляли в основном полит ЗэКов, либо уголовников, не угодивших охранникам или начальству. Там они посменно вкалывали, не вылезая из шахты. А резня без присмотра охранников процветала. Неудивительно, что поставляемый заказчикам уголь бывал частенько в крови. В пище ЗэКов, как и сейчас, на витамины нет и намёка. Жиденькая баланда. Кусочек чёрного хлебушка да несколько ложек пресной каши. Зачастую к скудному рациону (в качестве дополнительного издевательства) в суп добавляли турнепс. Сырой или жареный, он… не так, чтобы уж «очень вкусен» (для человека, а не для коровы или свиньи, конечно же), но съедобен. А вот св;ренный в супе – ужасно воняет мочой. В Заполярье, даже при хорошем питании, ввиду недостаточного солнечного излучения, витамины не усваиваются. Даже сами охранники или вольнонаёмные, если не выезжали на юг или не принимали ультрафиолетовые ванны, хирели, и заболевали цингой...


Рецензии
Турнепс мы, мальчишки, ели с удовольствием. В Абези. А цингой вольнонаемные болели до тех пор, пока не нашли средство от неё. Многие из них несколько высокомерно смотрели на коми - прекрасному, доброму и сердечному народу, из-за того, что они ели сырое замороженное мясо северного оленя, строганину. Было замечено, что коми цингой не болели, чувствовали себя прекрасно. Наконец, для вольнонаемных дошло, что строганина лучшее средство от цинги. Впоследствии строганину подавали и в воркутинских ресторанах. С каким удовольствием я бы попробовал сейчас строганины.
В Абези жили и Копасовы, коми по национальности. Собственно по Вашей фамилии я вышел сейчас на Вашу страничку. Вы случайно не жили в Абези?
Об Абези я написал в рассказе "Матч у колючей проволоки". Помещён на моей страничке.
С уважением,

Латиф Бабаев   31.08.2013 16:09     Заявить о нарушении