Ко Дню учителя

  О  форме и о содержании

Тема « Нужна ли школьная форма?»,  предложенная учителями и учащимися средней школой №17 п.г.т.  Ильский Северного района Краснодарского края, буквально «взорвала» интернет.
    С 17 февраля обсуждение этого актуального вопроса шло порой в «Одноклассниках» круглосуточно -  российские просторы позволяют. Если, например, утомленные москвичи-участники форума  ложились спать далеко за полночь,  то на смену им приходили живущие в других часовых поясах. Не остались в стороне, как сейчас принято говорить, русскоязычные, проживающие в СНГ, странах ближнего и дальнего зарубежья.
  Организаторы форума   предложили проголосовать:  ответить «да» или «нет», и при желании  оставить свои комментарии.   Предварительные результаты: участников – 1 030 425 . Ответили «да»  - 846 515, «нет»  – 183 910.
  Очень любопытны комментарии (16  581), хотя их оставлял далеко не каждый. Конечно, качество, количество, а главное – содержание ответов на этот вопрос зависело  от возраста, образования, материального достатка, общественного положения, мировоззрения и воспитания авторов. Чаше всего именно отсутствие последнего (не зависимо от возраста) приводило к взаимным оскорблениям. Но даже эти «ложки дегтя» в бочке «меда» - информация к размышлению. В том числе  и множество сообщений, не  относящихся к  теме форума (флуд), заставляли задуматься о  серьезных проблемах в массовой школе, которые  при помощи введения одной лишь   школьной формы явно  не решить.
  Голосовавшие против школьной формы  – это, в основном, школьники (судя по орфографии и пунктуации, озабоченные совсем не учебой), недавние выпускники (с такой же грамотностью), родители дошкольников и  неработающие мамы, нежелающие, чтобы их ребенок «стал серой мышкой» из «инкубатора».   Молодые люди – Светик, Дима, Подрасту офигеите, Псих, Бариска , Юлька возмущались произволом учителей, которые не желают понимать  их тонкие натуры и  не позволяют иметь собственные суждения. Вот несколько личных мнений со 100% сохранением авторства:
 Я ненавижу школу патамушта радителей настраение порчу.
Учетиля уже совсем с ума сходят. Нармальных нету, все  с тораканами в галаве. Наши  мальчики  на уроках в тилефоне сидят. Пусть учетеля сами в этих бабушачьих юбках ходят, а то сами резче учинеков ходят. Уж лучше умиреть, чем форму насить.
Я эту форму  на глазах директара сожгу. Только ЖЛАБЫ  застовляют своих дитей форму насить, лишь бы красивую одежду своему рибенку ни пакупать.
  Были ответы без ошибок, но   также амбициозного  содержания:
Каждый человек  имеет право на  самовыражение и носить одежду,  какую  ему угодно. Я в бардак (школу) в форме не пойду (восьмиклассница). Я как носился по школе, так и в форме буду носиться (шестиклассник.)Я на эту форму плевал с высокой горы(десятиклассник).
Были возмущения, по какому это праву взрослые решают, что носить детям.
  Одна мама, не относящаяся к жлобам, написала:" Дети и родители уже ненавидят эти школы с их маразматическими требованиями. Я своих детей в эту  спецовку не одену никогда. Лучше бы на учебе акцент делали".
 Кто и  каким образом должен делать акцент на учебу, понятно благодаря  комментариям других мам-нежлобов:  это -  президент, министерство образования, школа (названная тошниловкой), учителя.  Особенно досталось учительницам (курицам, овцам, козам дранным, бестолочам…), не умеющим заинтересовать детей своим предметом, наплевательски относящимся к своим обязанностям, а именно:  не желающим отвечать за сохранность мобильных телефонов. При желании список «обязанностей»  получающих «ни за что» деньги бездельниц-учительниц можно было бы продолжить.  Была возможность  еще раз убедиться, что навязанное СМИ ложное представление о том, что учительница должна быть второй мамой, приводит к тому, что  под вторичными материнскими обязанностями подразумевается все, что угодно,  и  иные отцы  и матери  совершенно не вспоминаются про собственные первичные. В результате становится  типичным явлением, когда  родители могут позвонить классному руководителю в два ночи, чтобы  уточнить место нахождения  сына или дочери, несмотря на то, что ребенок  всегда с телефоном. А мальчики и девочки с навороченными телефонами очень эффективно используют на уроках  «средство связи  родителей с детьми в наше неспокойное время».  Решать задачи на уроке  бывает не  интересно, гораздо «прикольней»  довести до белого каления учительницу, а потом снять на камеру  мобильника и выложить ролик в Сеть.  Таким образом на определенное время  можно стать знаменитостью, кумиром, решившимся вывести «психопатку-училку» на чистую воду. Дети прекрасно знают, что за  подобные  невинные шалости им ничего не будет, хотя бы потому, что раз учитель кричит, значит не профессионал и на него можно жаловаться – сначала родителям, а они уж потом  дадут делу ход. Все мотивируется правами ребенка, а про обязанности этого ребенка, ростом выше учительницы,  никто не говорит.  Каким бы идеальным не был учитель, всегда найдется тот, кому доставит удовольствие бросить  в него камень (и в прямом и  в переносном смысле) или тряпку, испачканную мелом. Никто не гарантирует педагогу неприкосновенности при исполнении служебных обязанностей. Об этом пытались завести разговор учителя. Но их тут же вычисляли и давали советы: « Иди бухай в учительской…».Возмущали  также  жалобы на маленькую зарплату: «Миллионы вам платить что ли?».  Неизвестно, обратил ли кто внимание на ответ:  «Учитель должен зарабатывать столько, чтобы имел возможность купить одежду, соответствующую требованиям профессии; компьютер, необходимый для качественной подготовки к урокам, и методическую литературу; дать образование собственным детям; помогать родителям, чьи сбережения «испарились» в известное всем время; если не купить новое жилье, то хотя бы отремонтировать полученное в наследство, а на работу можно добираться и  не на личном авто, хотя оно для пользы дела не помешало бы».      
    Одни  родители жаловались, что в классе, в котором учится их ребенок, « математику преподает малолетка,  ничего не знающая и не умеющая  ничего толком объяснить».  Другие конфликтуют с учителями, «отжившими свой  век», не  понимающими современную молодежь и не знающими, что, например,  в США,  нельзя ругать, стыдить и тем более наказывать ученика, так как у ребенка на всю жизнь  могут возникнуть всевозможные комплексы. Да, действительно в СМИ можно найти информацию о том, что в  американской массовой школе дети могут разговаривать, ходить во время урока, сидеть в свободной позе, звонить по телефону. Учитель должен действовать только позитивно, поощряя за успехи.  Если подобное – образец для подражания, тогда, наверно, прав один из участников форума, предлагавший уволить всех нынешних  учителей, и набрать «новых, нравственных». Вопрос лишь в том, откуда возьмутся новые: проблема с педагогическими кадрами с каждым годом становится все острее.
  Очень резкой критике подвергались не только учителя, но и  вся сегодняшняя система образования: « Форма зачем, если образования давно нет?». Одна  агрессивно настроенная против школьной формы  участница форума вместо слова «образование» напечатала «образоРвание».  Именно такое написание, повторенное несколько раз, сразу же отвергло предположение о случайной опечатке. Не исключено, что отсутствие школьной формы – одна из причин превращения образования в образорвание.
    На слово «учиться» у немалого числа детей и родителей просто аллергия. Вот должно быть ребенку интересно на уроке, и все тут. Почему то забывают, что в тетрадях  в начале урока школьники пишут «Классная работа».  Были здравомыслящие высказывания о том,  учеба – это умственный труд, порой нелегкий. Есть, конечно, темы, которые можно преподнести в игровой форме, но таблицу умножения, правила  по русскому языку, даты исторических событий, формулы по химии и физики и многое другое нужно выучить. И никакого личного мнения по поводу правописания, например, безударных гласных быть не может.  Но подобных комментариев  было мало. Так  же  немногочисленными высказываниями были о том, что  во все времена детей учиться, за редким исключением,  заставляли. Как известно, в старину придерживались мнения «Потачки портят и собачку». Многие,  вспоминая школу 70-80 годов,  именно за  «деспотизм и насилие» благодарили своих учителей, которые сумели дать прочные знания, очень пригодившиеся в жизни. В школах был поРЯДок, из РЯДа вон выходящие личности были редким исключением, их называли нарушителями дисциплины. С сожалением  и тревогой  писали  также об отсутствии дисциплины,  о том, что  иные  классы в школах больше напоминают ночные клубы или место сборища скинхедов: старшеклассницы в  эротических майках или кофточках, с боевой раскраской, а  на одежде юношей лозунги националистического толка.
    Один из участников форума предположил: «Выделиться при помощи одежды пытаются те,  кто не может это сделать умом».  На первый взгляд, верное предположение, но были комментарии, благодаря которым вырисовывалась довольно таки  любопытная  картина. Эти комментарии писали дети из обеспеченных семей, вероятнее всего, единственные. В таких случаях мамы таких учениц  сообщали: «Мы с дочей». Одна из дочей возмущалась действиями учительницы -  классного руководителя, написавшей в дневнике  в графе  «Поведение» -  «неудовлетворительное». По мнению обиженной красавицы, она имеет право не участвовать в школьных и классных мероприятиях:  это пусть другие, названные нищебродом,  отмечают День защитника Отечества. У личностей  есть более  важные дела – занятия с репетиторами. Девушку возмущает тот факт,  что учительница  до сих пор не попросила прощения.
 Опытом, как заставить строптивых учителей просить прощения, делилась явно неработающая  мама, «солировавшая»  на форуме не менее трех часов. По ее мнению, чтобы поставить училку на место, нужно написать заявление  в вышестоящую организацию, чтобы не тратить напрасно время еще  и на «укрощение» директора школы. 
    Поведение детей-суперличностей  в школе подобно айсбергу -  видна лишь та часть, которая характеризует их как прекрасных учеников. Цинизм, презрение к одноклассникам и  к училкам(среди которых  немало  нещебродок) и  высокомерие, как правило, не заметны, потому что  находятся  под «водой» -  хорошими манерами и лицемерием,  и «всплывают»  неожиданно в подобных форумах.       
  Девушка яростно отстаивала свое право приходить в школу в одежде, подчеркивающую ее неповторимую индивидуальность и сообщила: « как ходила в школу, как королева, не обращая внимания на завистливые взгляды, так королевой ходить и буду». Как известно, «король без свиты – не король», а уж тем более «свита» нужна королеве. Эти амбиции приводят к группировкам в классе  и являются причинами участившихся конфликтов-драк  среди девочек. Именно желание, хотя бы  на определенное время и в определенном месте  (во время уроков в школе)  сделать не столь контрастными полюса «богатые – бедные»,   заставило многих голосовать за школьную форму.  Писали так же о том, что социальное неравенство введением школьной формы, конечно же, не устранить, но все же нужно использовать любую возможность  пресекать  проявления высокомерия у «богатых» и  появление зависти  у «бедных».
    Противников школьной формы  очень возмущал  тот факт, что число проголосовавших  за форму многократно превышает число тех, кто против, поэтому несколько раз приводился контраргумент: « Ну, кто голосует, что форма нужна? Тут одни старушки на сайте сидят». « Старушек» - женщин пенсионного и предпенсионного возраста было действительно много, но не только они «сидели на сайте». Недавняя  выпускница школы поведала историю одной  своей двойки. Засмотрелась на новую, очень красивую, кофточку одноклассницы, и стала размышлять, как уговорить маму дать деньги на такую же. Отвлеклась до такой степени, что не слышала, какой вопрос задала учительница, И когда неожиданно была вызвана к доске,  не знала о чем говорить, а переспросить не решилась. О том, что пестрая, слишком разнообразная  одежда  отвлекает от занятий,   писали многие:
-Дети должны учиться, а не обсуждать  очередные наряды друг друга. 
- Куклы размалеванные, клоуны в штанах. Ходят тряпки демонстрировать друг перед другом и крутизну телефонов.
-Плывет то ли девушка, то ли при-видение.
- Не ученики, а стайка попугайчиков.
- Дети на уроках заняты сравнением, у кого телефон круче и юбка короче.
  Многие пытались найти объяснение такому удивительному факту: на празднике Последнего звонка все выпускницы в формах образца 80-х годов. Случается, что шьют на заказ специального для этого дня не только красивые фартуки, но и платья. В чем причина? Вероятнее всего,  форма -  символ школы, учебы.
«Да не будет уже школьной формы, как раньше. Поезд ушел вместе с пионерами и комсомольцами. И прекрасно, что наши дети имеют выбор в одежде»,- отвечали тем, кто  слишком подробно описывал достоинства старой формы. 
  Казалось бы, вопрос об одежде – дело женское. Но в  обсуждении  приняли участие  много  солидных, с богатым жизненным опытом мужчин. Их краткие, остроумные ответы не позволяли превратиться форуму в бессмысленную болтовню:
- Кто против формы: СРОЧНО сходить в школу, и посмотреть, как одеваются дети. Отпадет множество вопросов.
-Каждый ученик – это лицо той школы, в которой он учится.
-Форма не только дисциплинирует, но и создает авторитет учебному.
заведению. Если смогли ввести, заставить приобрести – значит там порядо.
 - Форма должна быть красивой и удобной, по разумной цене, доступной для людей с невысокими доходами
- Форма должна быть ЕДИНАЯ, и это должен быть госзаказ: единая цена и контролироваться государством.
 К сожалению, все же бывало часами шел один лишь флуд (сообщения в интернет форумах и чатах, занимающие большие объемы  и несущие никакой полезной информации). Не раз  приходилось читать: « Собрались любители поговорить, высказать свое мнение, не задавшись целью решить проблему», «Обсуждали форму, а вылезло много других проблем, которые важнее  формы: грубость, неумение вести диалог, всеобщая безграмотность и многое другое».
   Не обошлось без спама. (Спам – рассылка коммерческой или иной рекламы  лицам, не выражающим желания получать подобные сообщения.) В обсуждение неожиданно  вклинился астролог с предложением предсказать будущее  всем желающим. Но по иронии судьбы за этим спамом  оказалось  следующее  «пророческое» сообщение: « Образование и так скоро станет уделом элиты, с учетом его платности. Так что нищим  всем  едино достанутся четыре класса церковно-приходской». Сразу стали появляться сообщения  - вариации на тему «Слышал звон…». Гораздо любопытней были  комментарии по поводу знаний выпускников церковно-приходской  школы и современных выпускников с  аттестатами. И вновь речь заходила об  отношении к учителю, о престиже профессии.
   Вероятнее всего, комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль» по-прежнему  актуальна. Не переводятся Митрофанушки, девиз которых «Не хочу учиться, а ХОЧУ жениться».  Так называемые собственные мнения  на уроках очень напоминают ответ Митрофанушки на вопрос:  «Дверь какое имя: существительное или прилагательное?» - «Дверь, котора дверь?».   Как и в прошлых веках, г-жи Простаковы считают: «Конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка». (Школьная форма, если ребенок не желает носить,  также  вздор.) Учили Митрофанушку Кутейкин, Вральман и Цыфиркин. Из-за поведения  современных Кутейкиных такое нелестное мнение об учителях и советы: «Иди, бухай в учительской!» Вральманы не утруждают «робенков»,  найдут «индивидуальный подход» к каждой «личности». Таких учителей очень уважают родители, особенно матери Митрофанушек.   Вральманам подарки, и не только в виде роз-мимоз. Но школа держится на Цыфиркиных,  которые  знают, « что в иного пня в десять лет не вдолбишь того, что другой ловит на полете», но вынуждены  учить всех.
   Конкретный вопрос «Нужна ли школьная форма?» вызвал множество откликов, содержание которых было  разнообразным. Очень хочется надеяться, что  участники форума обратили внимание на следующий комментарий: « Школа – это еще и школа жизни. Дети учатся не только математике, русскому языку, но и умению общаться, находить общий язык, идти на компромиссы, преодолевать комплексы и т.д. Умение одеваться соответственно месту и времени тоже должно прийти в детстве. Как и умение ценить окружающих не за стоимость их одежды».


Рецензии
Интересную тему Вы подняли, Наталия! Форма! Сколько мнений! Индивидуалисты, серые мыши, "протестаторы", модники- сколько людей, столько мнений. Я за форму. Красивую, удобную.

Светлана Петровская   04.03.2024 09:53     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.