Вспоминая себя на ЗИЛе 25 - Продвигая идею

На фото - я пишу объявление о моём докладе в УКЭР, который я собираюсь прочесть по своей статье в «АВТОЗАВОДЦЕ». Пишу я объявление гуашью и плакатным пером, это были тогда такие широкие перья, очень удобные для написания крупным шрифтом. Теперь все всё на принтерах печатают, а тогда так, от руки писали. Умение писать этими перьями я получил в нашей школе с дизайнерским уклоном, вот она польза от такого производственного обучения. Кстати, придумали это производственное обучение при ХРУЩЁВЕ. Обучать школьников разным профессиям, а не только домоводству.

Продолжение моей статьи в газете Автозаводец.

 КАКИМ БЫТЬ УКЭР?
    Рассмотрим пример работы экспериментального производства, который состоит из автоматизированного отдельно стоящего комплекса, позволяющего конструировать и создавать достаточное количество опытных образцов автомобилей.
     Первый этап – конструирование. Оно начинается с рабочего  места конструктора, оборудованного дисплеем и экраном электронно-телевизионного проектирования. В процессе работы конструктор имеет связь с центральной ЭВМ комплекса, а также с архивной            и патентно-лицензионными  службами.

     По каналам кабельно-телевизионной связи он запрашивает  аналоги  проектируемого узла, которые поступают в дисплей. Конструктор выбирает наиболее приемлемый и при помощи дисплея вносит свои изменения в чертежи, меняя размеры и компоновку, создаёт узел       или детали по своему усмотрению.
     Электронное конструирование позволяет осуществлять и выбор конструкционных материалов ещё в процессе работы. ЭВМ как бы испытывает проектируемую деталь и выдаёт разработчику  данные  о свойствах применяемого материала.
     Дальнейшая обработка производится центральной ЭВМ, которая составляет технологическую программу, определяет возможность изготовления этой детали в зависимости от загруженности  опытного производства и задаёт срок и время изготовления образца.

     Второй этап – изготовление. Осуществляется оно цехом опытного производства в соответствии с технологической картой. Из ячеек автоматического склада необходимая заготовка подаётся на линию металлорежущих, пятикоординатных обрабатывающих центров,  способных обрабатывать детали в соответствии с поступившими из центральной ЭВМ программами. Продвижение детали осуществляется промышленными роботами с гибкой избирательной способностью самостоятельного анализа, а также транспортными самодвижущимися тележками с программным управлением.

     Третий этап – испытание. Процесс испытания также связан с применением электроники. Различные стенды – имитаторы с помощью электронных программ проводят испытание деталей. Все нагрузки, действующие на деталь, предварительно записываются, кодируются и вводятся в память стендов. Стенды в той же последовательности имитируют нагрузки, что позволяет  проводить испытания в условиях, близких к реальным. Такие испытания можно проводить круглосуточно, добиваясь максимальной эффективности.

     Вся информация поступает в центральный вычислительный центр, а затем – на рабочее место конструктора.
     Аналогичным способом проводится конструирование, изготовление и испытание кузовов автомобилей. Сначала дизайнер создаёт художественный образ нового кузова или его детали. Затем изготавливается пластилиновая модель в натуральную величину. Модель обрабатывается при помощи координатно-измерительной машины, результаты записываются на магнитную ленту, составляется программа для станков-автоматов, изготавливающих матрицы, штампуются детали, из которых образуются кузова, готовые для стендовых испытаний. Результаты испытаний поступают на центральную ЭВМ для обработки и корректировки.

     Четвёртый этап – средства обслуживания. Это один из самых сложных этапов в процессе автоматизации. Сюда входит противопожарное и медицинское обслуживание, энергетические сооружения, транспорт, подъездные пути, территория, столовые  и бытовые помещения. Только при хорошо организованной работе  этого, на первый взгляд, вспомогательного этапа производства  можно рассчитывать на слаженную работу всего экспериментального коллектива.

     СУЩЕСТВУЮЩЕЕ на сегодняшний день на ЗИЛе опытное производство и площади, на которых оно располагается, не позволяют создать подобный замкнутый технологический цикл не только в ближайшее время, но и в будущем.
     Постепенное переоборудование существующих помещений под новую технологию нецелесообразно, так как уже к настоящему времени на модернизацию отдельных участков завод потратил сотни тысяч рублей, но они, при всём нашем желании, не могут составить одно целое замкнутое производство.

     Отдельные участки, вырвавшиеся в своём развитии вперёд, только усугубляют тупиковую ситуацию. В будущем они  будут препятствовать созданию замкнутого цикла производства новых опытных образцов автомобилей. Так, например, в корпусе экспериментальных и исследовательских работ требуется установить новый пресс для создания кузовных конструкций. Для такого пресса необходимо достаточное количество производственных площадей, причём не только для пресса, а и для современного высотного склада и многого другого сопутствующего оборудования.

     Но в сегодняшних условиях не только склад, но и сам пресс устанавливать негде. Если даже и будет установлен, то заранее можно сказать, что это решение будет полумерой, повлечёт за собой ухудшение условий работы на других участках производства, а   главное – создаст ещё большие трудности по внедрению новой технологии.  Всё это доказывает необходимость разработки   проекта нового  экспериментального комплекса замкнутого цикла на площадях, занятых в настоящее время соседним предприятием в районе лабораторного корпуса.  На это есть несколько причин.
     Во-первых, эта площадь отвечает условию территориальной обособленности экспериментального производства, что невозможно осуществить на существующих площадях.
     Во-вторых, она позволит создать отдельно стоящие объекты комплекса, связанные технологией конструирования, изготовления и испытания новых образцов автомобильной техники.
     В-третьих, смежная территория позволит связать в единый ансамбль существующий комплекс климатических испытаний, построенный недавно и отвечающий современному уровню.
     В-четвёртых, новый комплекс позволяет создать современную архитектурную композицию, которая в отличие от современного состояния, может стать элементом украшения набережной    Москвы-реки.
     В заключение необходимо отметить, что строительство нового отдельно стоящего комплекса не нарушит работу существующего экспериментального производства, а это позволит осуществить последовательный переезд на новые площади и освободить  занимаемые под дальнейшую реконструкцию.
   
     Э. РАТНИКОВ, инженер отдела развития управления конструкторских и экспериментальных  работ.
    На снимке: предполагаемый внешний вид нового экспериментального  центра.

Ну как? Сам только что прочёл своё и поразился. Ребята, ведь я это написал, когда ещё цветных телевизоров практически не было. Телефоны с кнопками отсутствовали, только диски крутили пальцем. Те КОМпы, которые засекретили КГБшники, дважды два с трудом складывали, вот почему я в своей статье всё к центральной ЭВМ обращаюсь. Кстати, эта ЭВМ (электронно-вычислительная машина), так назывался тогда компьютер (даже слова этого «компьютер» не было), стояла рядом с нашим инженерным корпусом и занимала здание в четыре этажа, и я просто уверен, что по мощности МЫСЛИ вся эта махина уступала планшету и смартфону у вас в кармане. И всё это было каких-то двадцать пять лет тому назад.
Но как ни странно, связь с центральной ЭВМ всех компьютеров - это вполне здраво, только тогда я не мог себе представить ИНТЕРНЕТ и  эту глобальную сеть по всему миру, но я видел мини сеть на отдельно взятом заводе.
Из еженедельной толстой газеты «За рубежом» я выдирал интересующие меня статьи по разным темам и теперь у меня есть подборки в виде толстых книг из этих статей. А там в каждом номере печатали научно-технические перепечатки со всего мира, вот я и нахватался знаний про всякие тележки, роботов и всякой другой фантастики. Уже тогда там писали, что компьютеры будут везде: в кастрюлях, сковородках, и уж тем более во всей бытовой технике.  Додуматься, что они будут во всех производственных процессах - большим гением не надо БЫТЬ.
Вернёмся к нашим баранам. Оказывается, газету «МОСКОВСКИЙ АВТОЗАВОДЕЦ» читали не только на ЗИЛе. Эту заводскую газетёнку читали и на тех предприятиях, которые совсем рядом              с ЗИЛом. И уж сам бог велел прочесть мою статью заводишку, который просто стоял на нашей территории прямо рядом с нашим экспериментальным цехом.
Этот мелкий заводишка был военный и даже чем-то секретный, и маскировался под ЗИЛ для вездесущих шпионов и диверсантов. А теперь я вам приведу цитату из моего опуса.
 «Всё это доказывает необходимость разработки проекта нового  экспериментального комплекса замкнутого цикла на площадях,  занятых в настоящее время соседним предприятием в районе лабораторного корпуса».
Как видите, вы при прочтении совершенно не обратили на эту цитату никакого внимания. Но это вы, а вот этот заводишка со своим  военным производством очень даже обратил. Конечно, это не произошло сразу, но кто-то умный среди вояк (там такие встречаются), читая достаточно внимательно, вычислил: так это же он про нас там написал в своей газетёнке.
К этому времени я не сидел сложа руки, и мне всего-то что и требовалось - это начать новую компанию по совместной кооперации с МАРХИ (Московским архитектурным институтом). Естественно,  идти по проторенной дороге во много раз легче. Просто масштаб работы требовал не курсовых разработок, а настоящего целого   диплома и может даже не одного.
Пока суть да дело (дипломы - они ведь один раз в году), я решил сам, своими силами и личными взглядами на проблему смоделировать те объекты, которые нужны для этого замкнутого комплекса. Я сделал два макета - один из бумаги, а впоследствии из пенопласта, в котором изменил административный корпус, приблизив его по стилю к другим корпусам. Наверное, для разговоров на эту тему среди работников цеха и частично завода, этого макета было вполне достаточно, но я ведь уже упоминал, что решение надо утверждать там, на самом верху, в правительстве.
Мне лично мой макет нравился тем, что в нём я делал упор на технологический процесс, а не на архитектурную составляющую, но и это далеко не самое главное для его реального осуществления. Продолжение в следующей главе.

Продолжение:
26. – Вторая статья в газету             http://www.proza.ru/2013/08/12/1904


Рецензии