В Москве - Тициан!

Несомненно, главное событие нынешнего выставочного сезона – Тициан в Пушкинском. Идти туда обязательно, даже если:
- нет времени,
- нет денег,
- нет особой тяги к изобразительному искусству,
- живёте за тыщу вёрст от Москвы.

Потому что Тициан. И потому что нынешнее собрание (11 картин из 8 разных галерей и соборов Италии) вы увидите в этой жизни в первый и последний  раз.

Во-первых, для этого нужно обойти все эти галереи  а во-вторых, с внезапным уходом Ирины Антоновой и назначением на пост директора ГМИИП человека, не имеющего музейного опыта, не обладающего таким, как у Ирины Александровны, масштабным мышлением и, главное, мировым авторитетом, стоит ли ожидать подобных выставок в дальнейшем!
В тициановский зал я входила с трепетом (честное слово – мурашки по коже). Мало того, что предстоит встреча с титаном, так еще и замираешь перед входом в зал: в дверном проёме - темнота, лишь картины светлыми пятнами. Ощущение, будто нырнёшь сейчас в пещеру с сокровищами.

Впечатлениями делиться – дело неблагодарное, ибо к совершеннейшим творениям неприменимо понятие «понравилось-не понравилось». Это как солнце, оно есть – и всё тут! Поэтому просто перечислю, что увидите.

Несколько мужских портретов. Долго не задерживаюсь. Поскорее – к «Данае», «Флоре» и «Венере», их по репродукциям к учебникам истории легко вспомнят даже те, кто совсем далёк от изобразительного искусства.
«Даная»» - это «обнажённая, которая подошлёт дьявола к самому кардиналу…».
Про картину уже ходит свеженький анекдот. Пришёл на выставку папа с маленьким сыном. Подошли к «Данае». Ребёнок спрашивает:
- А почему она голая?
Отец, не моргнув глазом:
- Так жарко ведь!

Напротив Флоры - «Венера, завязывающая глаза Амуру».

Однако, судя по записям в «Книге отзывов», первенство всё-таки у «Флоры», молодой, цветущей женщины с распущенными волосами тициановского цвета (оттенка янтарного мёда) - своего рода знака красоты.
Роскошная женщина, глаз не оторвать... Эти плечи… Эта атласная кожа…Этот поворот головы… Эти плавные складки платья… Эти руки…
В правой - букетик. Как следует из пояснений к картинам (написаны на стене крупным-крупным шрифтом, видны издалека, что исключает толкотню у полотен), это шиповник, фиалки и жасмин. Сразу вспомнился гениально сыгранный Ричардом Гиром фрагмент фильма «Окончательный анализ». Слушая лекцию о значении, по Фрейду, увиденных во сне цветов (тюльпаны, гвоздики и т.д.), герой понимает, как жёстоко обманут он любимой женщиной). Интересно, как бы Фрейд истолковал толковал букет «Флоры»!

В следующем зале небольшие картины «Мадонна с младенцем», «Крещение».

Даже при столь небольшом количестве работ экспозиция позволяет нам проследить путь художника от ранних спокойных, поэтичных работ к вершинам его искусства, полотнам, полным драматизма: «Благовещение» и «Распятие», в которых каждая деталь сама по себе целая философия.
Эти судорожно сжатые пальцы Мадонны у креста, на котором – любимый сын. Не заламывание рук, не полные слёз глаза, обращенные к небесам. Пальцы – в замок!
В «Благовещении» (см. иллюстрацию к эссе) не привычный нам смиренный образ Девы Марии в момент, когда архангел Гавриил сообщил ей благую весть, а совершенно по-иному прочитанный Мастером. Что творится в душе этой совсем ещё девочки! А этот жест, которым она вскинула прозрачное покрывало! Мы будто только-только стали свидетелями таинственного момента. Вот он, знаменитый тициановский динамизм. И цвета, использованные художником, необычны для изображения знакомого всем евангельского сюжета.

По словам одного из знаменитых современников художника, Тициан «соединил величие и мощь Микеланджело, приятность и красоту Рафаэля и колорит самой природы». Не удивительно, что, походив по другим залам, возвращаешься в тициановский снова и снова.

Впечатление усиливается в условиях тёмного зала, концентрируешься только на картине, остальное уходит в тень, ты один на один с шедевром.
Но, Боже, какие страсти разгорелись в «Книге отзывов» по поводу освещения! Некоторые посетители негодуют: мало света, мешают блики… Возмущённые граждане обвиняют устроителей в некомпетентности, даже апеллируют к офтальмологам! А вот и они (окулисты ведь тоже ходят в музеи), на соседней страничке, призывают недовольных прийти к ним на ул. Россолимо (там располагается знаменитая глазная клиника в Москве).

И, конечно, любителей прекрасного тревожит уход И.А. Антоновой, которая сама – наше национальное достояние. Какие нежные слова благодарности нашли гости музея для этой великой женщины! «Дорогая», «родная» - эти слова пишут незнакомые лично с Ириной Александровной люди.

А мужчины выразились скупо, по-мужски:
- Дембельский аккорд И. Антоновой вышел на славу!

Рекомендация:
лучше всего идти на выставку в субботу-воскресенье до 11 утра, позднее - очередь-змея на несколько часов.
После работы идти не советую, кассы до 18.00, но одного часа на осмотр не хватит, рассчитывайте часа на 2-3 (это вместе в прерафаэлитами).
В четверг - кассы до 20.00

В музее есть дни бесплатного посещения:
8 и 25 августа, 12 и 29 сентября - для студентов-очников, 11 августа и 8 сентября - для лиц до 18 лет.


Рецензии
"Ощущение, будто нырнёшь сейчас в пещеру с сокровищами."

Была я на этой выставке.
К сожалению, не испытала того же восторга. Но, ощущение, что попала в пещеру, при входе в зал сложилось и у меня.
Следующая ваша фраза объясняет причину того эмоционального состояния:
"Впечатление усиливается в условиях тёмного зала, концентрируешься только на картине, остальное уходит в тень, ты один на один с шедевром."

Вы меня извините, но я не понимаю, почему шедевры нужно замуровывать в пещере?
Но понимаю тех, кто возмущался недостаточностью освещения.
Как художница, шла на выставку этого, с ваших слов титана,с одной целью поучиться у него тому, чего не знаю и не умею сама. Изучить его технику. Увы...
Чему я могла там поучиться, если не возможно было увидеть истинную цветовую гамму? Сложилось такое впечатление, что подавляющей атмосферой темных залов, от зрителей пытались припрятать все недочеты творений художника.Дабы не разочаровать толпы народа.
К ещё большему моему сожалению, во время посещения я увидела в его творчестве несколько иное. Резко бросилась в глаза халтурность творчества художника. Он также, как и наши современники халтурил, выполняя заказы.
Удивительно то, что после моего посещения той выставки, в памяти остался лишь общий колорит зала, напрочь поглотивший картины. Сегодня я не могу вспомнить ни одной картины, висевшей в залах.
Впрочем, достаточно.
Итак много сказала из того, что войдет в конфронтацию с мнением почитателей творчества Тициана.

Удивительно Удивительно   07.11.2013 21:43     Заявить о нарушении
Милая УУ!

Чтобы Вы так уж серьёзно не относились к этому опусу, скажу: пишу для своих многочисленных друзей-приятелей, дабы не рассказывать одно и то же многократно. Я не только не искусствовед, но даже и не знаток живописи. ;)) Просто любитель походить по выставкам.

По сути замечаний.
Титан Тициан, пардон, не с моих слов. Думаю, это даже не обсуждается. Тут вряд ли уместно даже "нравится-не нравится".
Перед "халтурой" его люди стояли веками и, уверена, будут стоять до скончания мира.

Странно, что у Вас не осталось в памяти ни одной картины из висевших в зале, хотя бы потому, что ими богато иллюстрированы учебники истории для школьников, не говоря уже о спецлитературе для студентов художественных колледжей и т.д.

Про "пещерность": не хотелось бы ставить под сомнение профессионализм команды Пушкинского (команды И. Антоновой). Уверена, всё было продумано до мелочей.

Разве плохо, что выставка (картины "живьём") вызвала у Вас столько нареканий, которые Вам дали пищу для обсуждения в кругу художников.

В любом случае большое спасибо за Ваш интерес к моей статье!

Татьяна Гусарова   29.11.2013 15:03   Заявить о нарушении
"Титан Тициан, пардон, не с моих слов. Думаю, это даже не обсуждается. Тут вряд ли уместно даже "нравится-не нравится".
Перед "халтурой" его люди стояли веками и, уверена, будут стоять до скончания мира."

Эта фраза, устоявшееся мнение в обществе.
Не забывайте о том, что веками можно стоять у чего угодно. Причем каждый стоит со своими мыслями.
Я,же, как художник написала своё личное мнение о его творчестве.
И, ещё, людям только скажи, где лучше стоять, они туда и потянутся.
Обидно, что русских художников из прошлого так не боготворят. Сам народ наш не ценит собственные таланты. Привык попирать своё самое ценное, заглядываясь на заморское...

Удивительно Удивительно   29.11.2013 19:39   Заявить о нарушении
Хочу добавить, что Вас я поняла. Вы любитель и Вам приятно ходить на выставки. Это хорошо, что тянетесь к прекрасному. Но, беда в том, что Вы пользуетесь только тем, что Вам предлагают из книг. Увы, книги бывают разными. Пишут их тоже люди с разными интересами. В наше время, как правило, все интересы сводятся в бизнес.
Вообще, искусство, обычный зритель воспринимает таким, каким ему его преподносят заинтересованные представители. Для того чтобы иметь полное представление об искусстве, нужно длительное время серьезно по вариться в том котле. Иначе это всё пустые слова.
По каждому Вами написанному мне слову в комментариях я бы могла с Вами серьезно пообщаться, т.к. они спорны, но вижу, что для такого диалога нам понадобится очень много времени.
Еще раз успехов!

Удивительно Удивительно   29.11.2013 21:53   Заявить о нарушении
Была бы очень благодарна Вам, если бы Вы привели список хотя бы нескольких книг по искусству, которые следует прочесть.

Татьяна Гусарова   11.05.2014 12:41   Заявить о нарушении
Лучшая книга - открытая душа зрителя.

Удивительно Удивительно   11.05.2014 13:34   Заявить о нарушении