Два бесценных дара от Ирины Антоновой

  В тупик поставило посетителей Пушкинского музея совмещение выставок Тициана и прерафаэлитов: с кого начать?
      По отзывам, если начать с прерафаэлитов, снижается воздействие Тициана. Если начать с Тициана, прерафаэлиты кажутся мальчиками-рисовальщиками.

      Кто такие прерафаэлиты? Молодые английские художники, создавшие в 1848 году «Братство прерафаэлитов» (Россетти, Хант и др.) Название «прерафаэлиты» должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения, то есть художниками «до Рафаэля» и Микеланджело». Не случайно среди картин в экспозиции «Мадонна с младенцем» Ботичелли, стилистику которого они брали за образец.
      По сути, это первые европейские авангардисты. Они хотели не только изменить принципы современного искусства, но и его роль в социальной жизни общества.

Если говорить о художественном подходе, то у прерафаэлитов это отказ от тёмной основы, фактурного мазка и смешанных красок, принятых в академической живописи.
        Дабы не плутать в дебрях их творческой лаборатории, пройдусь по разделам выставки, коих шесть: «Спасение», «Образы прошлого», «Природа», «Красота», «Поэтическая живопись», «Утопия».

Наибольшее количество зрителей – у картины Миллеса «Офелия». Думаю, что именно это полотно взяли за основу создатели многочисленных музыкальных видеоклипов, в которых неподвижные юные прелестницы лежат в ручьях, болотах и бассейнах.
        Моделями прерафаэлитов служили они сами, их родные и близкие, таким образом обессмерченные. Вот и Офелией выступила жена Россетти Элизабет Сиддал. Увы. Пусть кто-то и не верит в дурацкие приметы, но спустя несколько лет  Элизабет трагически погибла, совсем молодой.

       Драмы Шекспира, герои Данте, персонажи исторических хроник, библейских сюжетов представлены во множестве. При этом художники в точности воспроизводили костюмы и интерьер избранной эпохи. И вообще меня обуяло желание засесть за исторические книги и энциклопедии. Трагическая сцена «Гугенот в день святого Варфоломея», парень и девушка прощаются навсегда. Выражение «варфоломеевская ночь» употребляют все, но что к чему, при чём здесь юный гугенот – напрочь забыто.
       В этом же зале и витражи прерафаэлитов, выполненные по средневековым технологиям.

       Ну а поэтов, конечно, не оставят равнодушными картины Брауна «Семена и плоды английской поэзии», тема которой – рождение и расцвет английской литературы, а также С.Соломона «Сафо и Эрина на острове Лесбос». Сидят на скамье поэтессы в недвусмысленной позе. Ой, не подумайте чего-нибудь плохого. Это художник-шалун выдумал. В реальности дам разделяли два века!
Они, разумеется, в разделе «Красота». Здесь же и «Тщеславная женщина» Россетти. В кольцах-бусах-перьях. А как же! Тщеславная ведь. Так же как и праздная дама «Il Dolce far Niente» Ханта, что в переводе с итальянского означает «Сладко ничего не делать».      
        Один парень за моей спиной сказал другому, что это любимое выражение его матери. Я быстренько записала в тетрадочку.
        Называется это всё новаторской трактовкой женских образов, прославлением подчёркнуто чувственной женской красоты.

       В ходе просмотра возникает много аналогий с картинами русских живописцев.   
      «Невеста» Хольста (юную девушку выдали замуж за старика, и в тот же вечер она умерла) напомнила Пукирева «Неравный брак». Картина «Муж скорбей» аналог масштабного полотна Крамского «Христос в пустыне» (обожаю!), с той разницей, что пустыней здесь служит каменистый шотландский ландшафт.
      Любуюсь пейзажами, вдруг кто-то окликает. Владимир, коллега по работе. Говорит, делаю уже второй круг по прерафаэлитам. А к Тициану уже не раз сбегал. А моё счастье – увидеть Тициана – ещё впереди. Пока смакую молодых англичан.

      Итак, пейзажи рафаэлитов – «синтез пленэрной живописи, захватывающих шекспировских сюжетов и злободневных тем современного труда» (из каталога). О как! Природу писали на пленэре, а фигурами заполняли работу уже в мастерской. Ну что сказать о пейзажах? Соперничали с фотографией.

      Всего картин – 80. Помимо них – шпалеры, витражи, иллюстрированные книги, мебель, набивные ткани. Но, уходя, ещё раз оборачиваешься на картины из центрального зала – они провожают тебя сиянием. Секрет прост: художники наносили дополнительный слой цинковых белил, краску наносили в виде мозаики пятен чистых тонов единственным тонким слоем, сводя к минимуму фактурные эффекты.

      Возможно, профессиональные художники скептически отнесутся к творениям прерафаэлитов, но простым зрителям, уверена, удовольствие она доставит несказанное.

      Теперь в бочку мёда – ложку дёгтя. Пояснения к картинам выполнены из рук вон плохо. Мелким шрифтом, на зеленом фоне, коричневыми буквами!!! Поэтому народ, не вооружённый аудиогидами, стоит сами понимаете в какой позе. Почти все отзывы в «Книге…» указывают на это безобразие. Пошла к администратору. Увы, положение неисправимо. Выставку готовили англичане, которые считают, что посетители будут читать каталоги. Это ж сколько каталогов нужно выпустить! И на кого они, учитывая цену с тремя нулями, рассчитаны. В общем, уважаемые сотрудники музея, считайте эту часть моей статьи  рекламацией. И выставляйте нашим британским друзьям штрафные санкции.

      Лучшее время для посещения, см. статью про Тициана


Рецензии
"Ну что сказать о пейзажах? Соперничали с фотографией."
Хотелось бы прочитать Вашу версию того, что лично Вы понимаете под словосочетанием: "Соперничали с фотографией."


Удивительно Удивительно   07.11.2013 17:37     Заявить о нарушении
Милая УУ!
Ну о чём тут рассуждать! О каких версиях говорить!
Это как если бы Ваши " Дары сада" и "Солнечные". Первые соперничают, а вторые - нет. Или как "Лаврушинский переулок" и "Вечер. Вблизи Фирсановки" соответственно. ;)))

Татьяна Гусарова   29.11.2013 15:16   Заявить о нарушении
Каждый художник на протяжении всей жизни учится. Я не исключение. Каждая работа чему-то меня учила. Именно через написание своих картин поэтапно я постигала и постигаю, - развиваюсь в своем мастерстве. Душе запрещать нельзя написание той или иной картины. Так, вот моя душа очень сильно желала написать дары сада именно с фотографии и с фотовспышкой т.к. на тот момент она была заворожена теплотой, исходившей из натюрморта от фотовспышки. К тому же, фотовспышка дает своеобразные эффекты, которых без нее не увидишь никогда.
Относительно, другого Вашего примера скажу следующее, что городской пейзаж это несколько другое.Городской пейзаж со строениями это больше графика. Вот эта графика очень часто цепляет, а то, что Вы в своем примере пытаетесь подвести под соперничание с фотографией это не совсем корректно и свидетельствует о том, что Вы не владеете кухней художника. Если бы Вы были художником, но, заметьте, даже не мазюком, каких сегодня много развелось, Вы бы так не рассуждали. Ибо понимали бы, что труд художника сложен и требует от творческого человека огромного терпения, усидчивости. То, что сегодня называете художниками это, простите меня за некорректность, - ветер соплей.
И соперничание с фотографией позволяют себе люди, начинающие или ищущие, отрабатывающие в своем творчестве определенные навыки.
Не судите поверхностно о творчестве и творческой мастерской художника, творящего душой.
Желаю Вам успехов!

Удивительно Удивительно   29.11.2013 18:43   Заявить о нарушении