Тайна Альфы и АПЛ Курск

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ.

       Однажды Главный штаб Военно-морских сил США получает шифрограмму от командира одной из АПЛ: «МЕНЯ ПРЕСЛЕДУЕТ НЛО!» Случилось это в начале 80-х годов прошлого века в Северной Атлантике. Американский подводник сообщал: Неопознанный объект преследует его в течение 22-х часов, находясь в кормовом секторе. Никакие противолодочные маневры, включая резкие изменения атомной лодкой скорости и курса, немыслимые виражи, не привели к уходу от преследования!.. Экипаж охватывает настоящая  паника. Дело дошло до Президента США, который обратился за разъяснениями в Правительство СССР.
       И только после вмешательства Москвы, странный объект растворился в морской пучине. Все виды разведки США, а их в Америке множество, получают один и тот же приказ:  вычислить и доложить о странном оружии русских, который кошмарит подводников НАТО.
       Проходит время, и шпионский синдикат докладывает Президенту США: в СССР создана АПЛ с условным названием «АЛЬФА», с невиданными до сих пор тактико-техническими характеристиками. Главный из них – скорость, поражал воображение военно-морских экспертов. АПЛ была в состоянии развить скорость ЗА ОДНУ МИНУТУ - 41 и более узлов (реальную скорость «Альфы» знает очень ограниченный круг старших офицеров и адмиралов ВМФ). Поначалу аналитики ЦРУ поступающую информацию из СССР воспринимают, как замысловатую дезу.
       Образно говоря,  дно Северной Атлантики усеяно корпусами погибших кораблей и подводных лодок, условно потопленных «Альфой». Ни один советский командир и командиры флотов стран NATO  не смогли выйти победителями в поединке с легендарной АПЛ. Коварность внезапной атаки «Альфы» заключалась в ее скорости и необычайной маневренности, сравнимой с характеристиками современных торпед. При обнаружении АПЛ-705-проекта, противник осуществлял маневр и применял оружие по тревоге «Торпедная атака». И каково же было удивление играющих против «Альфы» командиров, когда «торпеда» осуществляла настоящую торпедную атаку!..
       «Альфа» могла действовать на запредельных глубинах и подо льдами. Если эта АПЛ выходила на боевое дежурство, командование Северного флота знало: в зону ответственности «Альфы» не проскользнет ни одна вражеская лодка. Она закладывала вираж и выходила на циркуляцию с максимальной скоростью, обеспечивая режим патрулирования огромной территории Баренцева моря.
     Боевая информационная управляющая система “Аккорд” и автоматизированный комплекс гидроакустических средств “Океан” позволяли «Альфе» слышать малейшие шорохи, которые издают не только корабли и подводные лодки, но и немые обитатели океана!..
                ***
       Поэтому командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов, после трагедии с АПЛ «Курск» заявил: «ЕСЛИ БЫ У МЕНЯ БЫЛА ХОТЯ БЫ ОДНА ЛОДКА «АЛЬФА», ТРАГЕДИИ С «КУРСКОМ» НЕ СЛУЧИЛОСЬ БЫ!»
       Но жадные до титана новоявленные «коммерсанты» начинают настоящую охоту за уникальными АПЛ-АВТОМАТАМИ, выводя их из боевого состава ВМФ одну за другой!..
                *** 
       Мне довелось не раз бывать в Обнинском ФЭИ имени А.И. Лейпунского, где проектировалась совершенно уникальная энергетическая установка АПЛ «Альфа».
       На одном из юбилеев прославленного на весь мир института, с высокой трибуны, видный ученый-ядерщик заявил: «РОССИЯ ЕЩЕ БУДЕТ СТРОИТЬ АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ «АЛЬФА»!
         
                ***

     Ч А С Т Ь   1

   ТУНГУСКА КУРСКА
  «ПРИСЯГА НА СЕВЕРНОМ ФЛОТЕ».

         В марте 1993 года меня вдруг вызывает Начальник телестудии, полковник Алексей Дружковский, и ставит задачу:
        - Срочно выехать со съемочной группой в Главный штаб Военно-морского флота России. Вас ожидает Главный штурман ВМФ контр-адмирал Валерий Алексин. Именно вам я ставлю эту задачу, потому что вы – штурман дальнего плавания, Североморец.  Скажу только, что на Северном флоте произошло что-то экстраординарное!
        Я забираю съемочную группу, и мы едем по Москве, без единой тогда автомобильной пробки. Пока водитель матерно ругает  неумех за рулем, я вспоминаю свою военно-морскую практику  на Краснознаменном Северном флоте.
       
        1969 год. Главная цель курсантской практики будущих судоводителей Мурманского мореходного училища  –  это не только ознакомление с боевыми кораблями, но и ПРИНЯТИЕ ПРИСЯГИ! Стоишь на палубе полубака с «Калашниковым» в руках, перед тобой – пушка главного калибра, и ты зачитываешь священный текст, от которого в ином месте у парней мурашки бегут по коже. А здесь – в небе и по-над водой парят чайки. Синее море в белых барашках, и все так естественно, одним словом – морская романтика!
        Но вдруг воскресную тишину распарывает сухая очередь 37-миллиметровой пушки. СКР – сторожевой корабль стоит  у причала, но находится в боевом дежурстве. Так отрабатывается задача сторожевика по противовоздушной обороне. А если ты ни разу в жизни не слышал пушечной стрельбы, то возникают определенные чувства, далекие от пасторальных.
        - Товарищи курсанты! Поздравляю вас с принятием присяги на верность Родине! – обращается к нам командир сторожевика, боксер-полутяж.
        Только мы собираемся всей ротой крикнуть «УРА», как раздается вторая и третья ПУ-ПУ-очереди. Все невольно вжимают головы в плечи.
        - Не слышу?! – кричит морской Лебедь.
        Курсанты расправляют плечи и лопатки, на которых синеют гюйсы и кричат долгожданное «Ура». В салоне нас ждут фильмы киностудии Минобороны и ПРАЗДНИЧНЫЙ ОБЕД! Но раздаются пронзительные звуки корабельного колокола громкого боя,  и по трансляции объявляется «БОЕВАЯ ТРЕВОГА»: - «По местам стоять! Со швартов сниматься!»
       СКР второй час делает галсы на боевом полигоне Северного флота, сопровождая нашу АПЛ – атомную подводную лодку. Я стою на крыле ходового мостика, изображая боевую службу, которую реально несет  матрос срочной службы. Однако со значением поглядываю в пеленгатор, а вдруг что увижу? И дождался своего: из подводного положения АПЛ производит залповый пуск двух баллистических ракет. От растерянности и испуга я что-то мычу, тараща глаза, в сторону матроса. А тот, не будь салагой, радостно  и четко  рапортует на мостик:
        - Слева 45, 80 кабельтовых! Наблюдаю залповый пуск баллистических ракет  атомной подводной лодки!
        На крыло мостика вылетают командир корабля и старший на борту, контр-адмирал Константин Руненков, командир эскадры надводных кораблей флотилии. Моментально зафиксировав ракеты, уходящие в свинцовое небо, командиры, обгоняя другу друга, бегут в радиорубку. Теперь я понимаю – они бежали за орденами. Этот испытательный пуск отслеживали не только Адмирал Флота Сергей Горшков и Министр обороны маршал Андрей Гречко, но и сам ПАРТИЙНЫЙ ИМПЕРАТОР Леонид Ильич Брежнев. Шифровка ушла в Москву, радист получил квитанцию и распоряжение Главнокомандующего ВМФ о составлении списка награжденных моряков.
        - Ну что, матрос, это ты первым обнаружил залп?! – по-доброму улыбаясь, спрашивает  матроса контр-адмирал.
        - Десять суток отпуска! – успевает ввернуть командир корабля.   
        - Так точно, товарищ контр-адмирал! – рапортует сигнальщик. – Колхоз-миллионер полетел! – кто на корабле матроса научил этой шутке, можно только догадываться, но контр-адмирал шутки не оценил и цедит сквозь зубы:
        - Отставить отпуск!.. Десять суток гауптвахты!..
        Не успевает закончиться этот непредсказуемый эпизод, как звучит доклад из ЦПУ – центрального поста управления: «Слева 90, 60 кабельтовых! Обнаружен шум винтов иностранной атомной подводной лодки!»
        Контр-адмирал, моментально забыв об инциденте с матросом, отдает команду:
        - Оружие и средства корабля к бою изготовить! -  Константин Руненков по своему опыту знал, что подобные испытательные пуски ракет отслеживаются всеми средствами разведки НАТО.
        Но так обнаглеть? Подойти к походному ордеру боевых кораблей?!
        С Боевых частей  корабля идут непрерывно отрывистые доклады о неприятельской лодке. Оценив тактическую обстановку, адмирал принимает решение и дает команду на  применение РБУ – реактивной морской установки, типа «ГРАДА». Цель залпа – дать кодированный сигнал всем лодкам: «НЕМЕДЛЕННОЕ ВСПЛЫТИЕ»!
        Наша АПЛ, вслед за кодированными  разрывами глубинных реактивных бомб, всплывает и делает в наш адрес запрос световым семафором. Я еще на гражданской  практике в совершенстве овладел этим средством визуальной связи и принял от них сигнал, и передал команду адмирала «Глаголъ» - «Обнаружил корабли противника».
        Иностранная лодка не всплывает. Упорствует. Увеличив скорость, ложится курсом «NORD» - на Север. Наш Сторожевик преследует ее, забрасывая квадрат  глубинными бомбами. Но так, чтобы не причинить лодке существенного вреда. Лишь оглушая ее экипаж весьма чувствительными разрывами. Барабанные перепонки у супостата не железные – АПЛ сдается на милость победителя. Черная субмарина всплывает. И мы классифицируем ее – МПЛАТРК — Многоцелевая Подводная Лодка Атомная Торпедная с Ракетами Крылатыми. Тип "ТРЕШЕР". Также за рубежом в ходу термин «быстрая атакующая субмарина» (fast attack submarine) и «субмарина-убийца» (killer submarine). Воды нейтральные, АПЛ уходит за горизонт.
       Экипаж сторожевика торжествует. Еще бы! Обеспечить испытательный залповый пуск новейшей баллистической ракеты, да еще обнаружить иностранную АПЛ, принудить ее к всплытию и выдворить за пределы Боевого полигона ВМФ!
        Контр-адмирал распорядился накрыть все же экипажу праздничный стол, а офицерам выдать по стакану сухого вина.
        -  А вам, товарищ курсант, объявляю благодарность! – снизошел до меня командир эскадры.
        Эта адмиральская благодарность становится для меня охранной грамотой. Старшина нашей 6 роты прекращает меня посылать на камбуз, а матрос-срочник делает за меня всю грязную работу – драит медь и бронзу, резину мелит!

        Мы подъезжаем к Главному штабу ВМФ России. На удивление быстро проходим через КПП, и я задаюсь вопросом: «Что могло случиться на Северном флоте, если нас принимает Главный штурман ВМФ»?!

                Ч А С Т Ь   2

  ТУНГУСКА КУРСКА - 2
  «СМИРНОВСКАЯ».
       
        По-флотски всбегаю по лестнице Главного штаба ВМФ. Начальник пресс-службы проводит съемочную группу в кабинет Главного штурмана ВМФ контр-адмирала Валерия Алексина. Несмотря на открытое, чисто русское лицо адмирала, замечаю его изучающий быстрый взгляд. «Штурман видит штурмана по Дуге большого круга»!
        - На каких кораблях ходили? – спрашивает меня Алексин.
        Объясняю контр-адмиралу, что Мурманское мореходное училище имени Ивана Месяцева – заведение Министерства рыбной промышленности, и офицер я – запаса, командир БЧ-2-3 минного тральщика забытого теперь проекта. А в море ходил не на кораблях.  «Корабли» - на Военно-морском флоте. В океан я ходил на ТР – транспортных рефрижераторах «Севрыбхолодфлота». За три года побывал в  Лас-Пальмасе, на Кубе – Гавана и  Сантьяго, дошел до Кергелена, что далеко в Индийском океане, у берегов Антарктиды.
        Внимательно выслушав мой краткий рассказ, в интонациях и обмолвках, лексике,  уловив истинного, несостоявшегося, впрочем, штурмана дальнего ЗАГРАНПЛАВАНИЯ, главный специалист ВМФ начинает:
        - Рассказываю!   20 марта 1993 года российская атомная подводная лодка «Борисоглебск» под командованием капитана 1 ранга Андрея  Булгакова столкнулась в Баренцевом море с американской лодкой «ГРЕЙЛИНГ» при попытке скрытого слежения. Потерь среди личного состава нет! – Валерий Иванович показывает карту-схему столкновения. - Мы приняли решение об огласке этого инцидента, и рассказать ВСЕМУ МИРУ о грозящей неминуемой катастрофе. Это не первая попытка НАТОвских лодок спровоцировать Второй Чернобыль.
        Впервые в истории российской военной журналистики  командование ВМФ России идет на такой шаг! Даются точные координаты аварийного происшествия. Широта, долгота, точное время.
        - Быть большой беде! – подводит черту контр-адмирал.
        Он показывает мне справку:  С 1968-го по 2000 г. произошло около 25 столкновений иностранных АПЛ (в основном американских) с советскими (и российскими) субмаринами в подводном положении. Из них 12 - у наших берегов, на подходах к основным пунктам базирования АПЛ на Северном (девять столкновений) и Тихоокеанском флотах (три столкновения). Как правило, инциденты случались в полигонах боевой подготовки.
         - Все это происходит из-за отсутствия международных правил, устанавливающих порядок действий командиров субмарин разных стран по обеспечению безопасности их плавания и маневрирования в ПОДВОДНОМ ПОЛОЖЕНИИ в водах открытого моря, то есть на всей акватории Мирового океана за пределами территориальных вод государств! – кипит, как самовар, Главный штурман ВМФ.
        Я далек от международных отношений, но как моряк,  быстро схватываю суть Глобальной проблемы:
        -  Российской стороной еще в мае 1992 г. был разработан проект Соглашения между правительством РФ и правительством США о безопасном плавании подводных лодок за пределами территориальных вод! – рассекречивает положение дел Валерий Иванович.
        ЗАБЕГАЯ ВПЕРЕД, скажу, что по различным причинам в ходе штабных переговоров между ВМФ России и ВМС США до 1995 г. американцы уклонялись от подписания документа. После 1995 г. штабные переговоры по этому вопросу вообще прекратились!
        Сейчас опубликованы воспоминания командира АПЛ «Борисоглебск» АНДРЕЯ БУЛГАКОВА о том роковом столкновении, которое чудом не стало КУРСКОМ. 
        - Мы возвращались из Северной Атлантики домой. На штурманском столе уже лежала карта родного Баренцева моря. 20 марта 1993 года в 6 утра я сдал командирскую вахту старпому и пошел в свою каюту. За минуту до столкновения проснулся от неизъяснимого чувства тревоги. Всегда поднимаюсь легко и бодро, а тут - тягостно... Вдруг толчок, и довольно сильный. Что это?! Врываюсь в центральный пост и отталкиваю два рослых и тяжелых тела - разлетаются, как пушинки. Вижу и слышу, как инженер-механик Игорь Пантелеев отдает четкие распоряжения:
  - Боцман, одерживай дифферент! Держать глубину!
  Все правильно - я не вмешиваюсь. Смотрю на глубиномер - 74 метра. Первая мысль: столкнулись с лодкой. В этих районах айсбергов не бывает.
  Акустик докладывает, что слышит уходящую подлодку. Перевел ее за корму - всплыл. Передал радио. Вышли на носовую надстройку, осмотрели корпус. Огромная вмятина была измазана своеобразной пастой. Я знал, что американские подлодки покрывают нижнюю часть своего корпуса специальной противообрастающей пастой для улучшения гидродинамики. Понял четко - лодка американская.
        Контр-адмирал Алексин пытливо смотрит на меня:
        - Не боитесь, реакции Кремля на ваш сюжет, если он выйдет в эфир?
        - «Бояться поздно»! – цитирую я главного редактора малоярославецкой районной газеты Анатолия Колкова, с которым вместе паримся в чудной баньке нашего общего приятеля.
        Возвращаюсь на студию «ВОЕН-ТВ». Начальник студии, полковник Алексей Дружковский не на шутку встревожен:
        - Последствия сюжета не предсказуемы!
        На «ВОЕН-ТВ» я пришел не случайно. Когда молодой Министр обороны поставил кому-то задачу о создании СВОЕЙ телестудии, чтобы она не подчинялась напрямую никому, кроме Минобороны, он не представлял всей сложности поставленной задачи. На ЦТ была всеми почитаемая телепередача «СЛУЖУ СОВЕТСКОМУ СОЮЗУ», но организационно она входила в ПЕРВЫЙ КАНАЛ. И рулили там другие. Не один полковник потерял место из-за неумения выйти в эфир с логотипом «Воен-ТВ» Минобороны. В  разведке ВМФ России нашелся человек, который вычислил офицера-моряка, окончившим ВГИК – МЕНЯ! Капитан 1 ранга долго изучал меня, даже приезжал в Малоярославец с показом фильма о нашем Тяжелом авианесущем крейсере, в кинотеатр, где я работал директором. И было это еще в «Советском воине». Все сходилось, главное, я – коммунист. Но не было у меня московской прописки. Проект с моим трудоустройством в «Советский воин» завис в антисоветском небе. Грянул Путч, и мне открылась дорога в большое искусство. 
        - А какими путями вы думаете завоевать эфир на Центральном телевидении? – спрашиваю я Дружковского. – Сюжетом с музыкальными вундеркиндами, которых принял Павел Сергеевич Грачев?!
        Накануне я отснял и смонтировал этот сюжет и повез его на ЦТ.
        - Серафим? А где кровь?! Где раненые?!! Трупы где?!!!  - доверительно спрашивает меня прославленная журналистка, королева перестроечного эфира. – Вы нас за дураков держите? Где «горячие точки»?..Грачев поит «Пепси-Колой» скрипачей-призывников, которым банально нужна отсрочка! – мне стало не по себе. От того, что права эта Светская Львица.
        - Но с меня спрашивают люди из окружения Министра! Вы хотите, чтобы я генерала не получил? – кисло улыбается Дружковский.
        В то время его должность, начальника Студии, была генеральской. Генерала он все же не получил, мягкий, добрейший Алексей Иванович. Но по другой причине. Об этом как-нибудь - в следующий раз.
        Дружковский решается, звонит на «КАНАЛ». И начинается настоящая журналистская вакханалия. Сюжет востребован всюду:
        - Серафимчик! – сладко поют выпускающие редакторы. – За пять минут до эфира привозите сюжет – берем!
        Ставим условие, чтобы была упомянута «Центральная телевизионная и радиовещательная студия Министерства обороны Российской Федерации», а на изображении стоял логотип «Воен-ТВ». Продюсеры согласны на все. Дружковский дает каждому каналу по бутылке «СМИРНОВСКОЙ» ( в то время!) и свою черную «Волгу». И я мчусь в Останкино. Поднимаюсь на12 этаж, и вдруг звонит начальник студии  и объявляет редактору «Отбой»!
        - Что будем делать, Серафим? – грустно смотрит на меня жена заместителя Председателя одной из ведущих партий России. – Вы моряк? – зачем-то интересуется она, тонкий психолог.
        Я все понимаю, я не могу дать «КРАСНЫЙ-ЗЕЛЕНЫЙ» - так на флоте ночью обозначают огнями «ЗАДНИЙ ХОД»! Выставляю на стол «Смирновскую».
        - И это все? - игриво спрашивает Львица.   
        Вечером, В МАРТЕ 1993 ГОДА,  после выхода сюжета О СТОЛКНОВЕНИИ АПЛ «БОРИСОГЛЕБСКА» И «ГРЕЙЛИТНГ» на ТРЕХ КАНАЛАХ,  на время в подводном мире устанавливается затишье. Перед бурей.  До 12 АВГУСТА 2000 ГОДА!
       … АПЛ «КУРСК» ЕЩЕ СТРОИТСЯ НА СТАПЕЛЯХ СЕВЕРОДВИНСКА.

                Ч А С Т Ь   3

  ТУНГУСКА КУРСКА
  «АЛАВЕРДЫ БУРДЫ»

          
        Валерий Алексин – Главный штурман ВМФ России – был вправе рассказать нашей съемочной группе о некоторых особенностях столкновений наших и американских АПЛ. Он был по-настоящему встревожен неадекватным  поведением заокеанских коллег. Контр-адмирал был не вправе знакомить нас с совершенно секретной информацией, но мы узнаем:
         - Все столкновения в полигонах боевой подготовки были с АПЛ ВМС США, ведущими разведку на подходах к нашим военно-морским базам  и записывающими гидроакустические шумовые "портреты" наших АПЛ по плану операции "Хоулистоун". За это их командирам хорошо платили!
        - Самый вопиющий случай произошел 11 февраля 1992 года. Американская АПЛ "Батон Руж" столкнулась с российской лодкой, сейчас она носит имя "Кострома". Столкновение произошло в ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ водах России, севернее выхода из Кольского залива. Обе лодки получили серьезные повреждения. "Батон Руж" была впоследствии списана американцами как непригодная к эксплуатации, российской лодке потребовался капитальный ремонт. Особую "пикантность" этому происшествию придает тот факт, что в трещине "легкого" корпуса российской лодки был обнаружен кусок обшивки "Батон Руж" с клеймом "Made in USA"
        - Сейчас наши АПЛ  не ходят  к берегам США.
        Это какое же облегчение для противолодочных сил Америки?!
        В связи с этим, мне вспоминается сенсационный случай  из моей недолгой штурманской карьеры на судах «Севрыбхолодфлота».  Мы находимся в рейсе на знаменитой рыболовецкой Джорджес-банке. Рыбаки сдают на наш ТР – транспортный рефрижератор свежемороженую продукцию. Глубокая ночь. От борта только что отвалил очередной БМРТ «Мамин-Сибиряк» – большой морозильный траулер. Смотрю на экран локатора, который пишет побережье США в районе Нью-Йорка. Определяю место положения, записываю координаты в судовой журнал. На мостик, слышу из радиорубки,  поднимается капитан и вдруг говорит мне:
        - Серафим Захарович, ступайте в каюту - отдохните.
        Я опешил. Такого распоряжения мне не отдавал никто за три года плавания по морям и океанам! Освободить штурмана от несения вахты?!  Но в загранплавании не принято обсуждать действия капитана, да и сомневаться в его указаниях.  Я в растерянности спускаюсь к себе в каюту, собираясь все же заснуть, минут  пять-десять хожу в размышлении, подхожу к иллюминатору и вижу советскую АТОМНУЮ ПОДВОДНУЮ ЛОДКУ, которая бесшумно подходит к нашему борту! Какую задачу выполнял ТР «Виктор Лягин»? Об этом можно только догадываться. На следующий день я не посмел сделать замечание капитану, но задетый за живое недоверием, только по-комсомольски его спросил:
        - Кто будет заполнять судовой журнал?
        - Вы! – акцентировал слово кэп.
        Я понимаю, что наш ТР и АПЛ на локаторах супостата выглядят, как одно целое пятно – лучшей маскировки придумать трудно. Еще я знал с курсантских времен Мурманского мореходного училища, от наших офицеров-преподавателей,  что АПЛ Северного флота, незамеченными, ложились на грунт возле берегов США. И ждали своего часа. Подлетное время для наших крылатых ракет, оснащенных термоядерными головками было – НУЛЕВОЕ. Перехватить их было невозможно!
        Слушаю объяснения контр-адмирала Алексина по поводу сумасшедшего поведения американских подводников в наших ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ВОДАХ, и становится не по себе. Отблагодарили! Мы снимаем боевое патрулирование АПЛ, которые способны одним залпом запахать и затопить США. А они что творят?!
         - На Тихом океане в июне 1970 года в полигоне боевой подготовки у Камчатки столкнулись АПЛ К-108 и АПЛ "Тотог" ВМС США В 1974 года. В этом же районе,  АПЛ К-408 столкнулась с АПЛ "Пинтадо" ВМС США . И в 1981 году в заливе Петра Великого, на подходах к Владивостоку, АПЛ К-324 столкнулась с неустановленной АПЛ типа "Лос-Анджелес" ВМС США. И так далее! – курносый, тихий по природе, Главный штурман ВМФ, не сдерживая эмоций, рубит правду-матку, будто он на заседании Военного совета.
       Контр-адмирал ходит по кабинету вдоль большой карты Мирового океана.
        -  С осени 1992 года велись переговоры между штабами ВМФ РФ и ВМС США, которыми некоторое время руководил я. Затем уровень переговоров поднимался все выше. По свидетельству очевидцев, в 1995 году в Вашингтоне министру обороны РФ Павлу Грачеву и первому заместителю главкома ВМФ адмиралу Игорю Касатонову сказали: "Пусть это останется между нами. Подписывать никаких соглашений мы не будем. У вас больше никогда не будет вопросов к нам по этой проблеме".   
        Прошло семь лет относительного затишья в сумрачном подводном царстве Нептуна. И!...
        12 АВГУСТА 2000 ГОДА. ГИБЕЛЬ АПЛ «КУРСК»…
        После трагедии, совершенно случайно мы встречаемся в Москве, на улице, с бывшим Главным штурманом ВМФ России, контр-адмиралом в отставке, кандидатом военных наук, профессором Академии военных наук Валерием Ивановичем Алексиным. Он постарел, сотрудничает,  ко всему прочему, с «Независимым военным обозрением» в качестве эксперта. Разговор пошел об АПЛ «Курск». Предлагаю записать с ним видеоинтервью.
        Он смотрит на меня погрустневшими глазами, в которых читается вопрос: «А тебе это надо»? Его настороженный взгляд говорит о многом. А главное – он не верит, что материал пройдет у нас, в ЦТРС Минобороны.
       - Другие возьмут! – агитирую я.
       Он только не сказал: «Держись подальше от этой темы»!
        Долго, молча, смотрит мне в глаза. Не знал я, что Валерий Алексин, человек кристальной совести, вскоре после нашей встречи, умрет…
       P.S.  1995 ГОД. «КУРСК» — атомная подводная лодка с крылатыми ракетами – ПРИНЯТА В СОСТАВ СЕВЕРНОГО ФЛОТА.
        P.P.S. –15 мая 1995 года застрелился адмирал Джереми Бурда, начальник штаба  военно-морским флотом Соединенных Штатов Америки.

                Ч А С Т Ь   4

  ТУНГУСКА КУРСКА.
  «БРИТВА АНГЛИЙСКОЙ МОЛИТВЫ»

        Не ожидал я от командировки в столицу РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ,  Санкт-Петербург,  такого поворота в постгибельной истории АПЛ «КУРСК»!
        Каждая поездка моя на корабли ВМФ России была редкостной отдушиной для морской души моей загубленной. Я и согласие давал на работу в видеоприложении журнала «Советский воин»,  с непременным условием, что мне доверят вести военно-морскую тематику.  Но вскоре договоренность эта была успешно забыта, и я стал направленцем во все ВИДЫ И РОДА ВОЙСК, в том числе и по сельскохозяйственной тематике!
        Однако мне удается с боями прорваться в командировки на Северный, Балтийский и Черноморский флоты. И даже совершить походы на военных кораблях в «дальние походы»: учения «Балтопс» (Балтика) и «Ионекс» (Средиземное море). О море, море…
        Поместите одну вещь с корабля в любое здание, а на фронтоне напишите одно слово: «Военно - морской Музей». Никто не знает почему, но вдруг, любой предмет при этом превратится не только  в реликвию, но и вокруг вас зашумит морская волна!.. Ботик Императора Петра Великого.  Уникальные, очень дорогие, оцененные в миллион долларов,  пистолеты, изготовленные в блокадном Ленинграде. Раритетные клинки. Зеркало с турецкого крейсера, подорвавшегося на наших минах под Одессой. Флаги разных размеров, начиная от кормовых флагов подводных лодок, которые имели небольшие размеры 90х50 см, и, кончая уникальным экспонатом уникальных размеров 9х14 метров (Флаг «Азова» имеет размеры с волейбольную площадку). Старинные морские книги и навигационные атласы первых российских адмиралов. Адмиральский мундир Великого Князя Константина Николаевича. А это чудом сохранившийся его детский мундирчик. Живописные полотна Ивана Айвазовского, Алексея Боголюбова, Луи Каравак, Якоба Хаккерта. А флотские морские чарки!..Как не вспомнить о них. Петр 1 ввел на боевых кораблях употребление белого хлебного вина, четыре раза в неделю, в количестве 125-ти граммов. Белое вино выдавалось из специального сосуда, он назывался ендовой, и за отпуском вина следил баталер. А эти модели немецких кораблей находились в рейхсканцелярии Гитлера. Et cetera!
        Живем мы в гостинице. Проводим видеосъемки, очарованные духом и реликвиями Военно-Морского Музея, уже несколько дней. Собираемся уезжать. Куплены билеты на поезд. И ВДРУГ!..
        Приглашают нас напоследок в «святая святых» музея – Хранилище редких вещей. Замираем при виде Морского Устава Петра. Супруга внука адмирала Арсения Головко, служительница особого фонда, проливает слезы, когда цитирует страницы записной книжки Адмирала.
        А совсем в конце, когда наш оператор выключает накамерный свет, она показывает нам простенькую вышивку в скромной рамке и говорит:
        - А это – наша главная реликвия. Это МОЛИТВА АНГЛИЙСКИХ ПОДВОДНИКОВ! 118 человек погибло на АПЛ «КУРСК». Здесь, если мы с вами сосчитаем, ровно 118 стежков. Каждый из них вышит женами британских моряков.
        Мы замираем в ожидании развязки.
        - Однажды к нам в музей приходит английский подводник, командир Атомной подводной лодки Королевского военно-морского  флота Великобритании, - продолжает свой со слезами рассказ Головко. – И дарит Музею эту молитву, вышитую женами английских подводников.
        - Вы можете сделать нам перевод текста с английского? – прошу я, пытливо вглядываясь в иностранный текст.   
       - Да. «Всемогущий отец наш, неустанно ведущий нас по жизни. Смилуйся, не оставь нас во глубине океанских вод. Ты один, кто может нас спасти. Услышь нас, оставленных судьбой в открытом море…» - делает она краткий перевод молитвы.
        - Почему же этот экспонат ХРАНИТСЯ В ЗАПАСНИКЕ? – не унимаюсь я.
        - Сначала вышивка эта гладью нитками разных цветов была выставлена нами на стенде, посвященному гибели АПЛ «КУРСК», - вдруг Головко запинается. Но решается все же закончить рассказ о судьбе необычного подарка. – Кто-то разглядел в выставленном экспонате признаки, или элементы, ШИФРОДЕЛА, которое используется на АПЛ Королевского военно-морского  флота Великобритании.
        Мы переглядываемся с оператором. 
        - Неужели это какое-то послание? – спрашиваю я.
        - У нас нет данных на этот счет. Но нам РЕКОМЕНДОВАЛИ снять эту молитву, вышитую  женами английских моряков, с экспозиции и убрать ее в закрытое хранение!
        - Кто же это мог сделать? – упорствую я.
        - Не нам об этом распоряжении судить, - грустно улыбается прекрасная Головко.
        Я пытливо смотрю на вышитый женскими руками текст. Вглядываюсь  в  разноцветные строчки-стихи, пытаясь на подсознательном уровне понять истинный  смысл поступка английского подводника. Он специально прилетел в Санкт-Петербург, чтобы вручить на вечное хранение  в Военно-Морской музей России сей скромный дар, который не имеет никакого денежного эквивалента, но как сатиновое Знамя Победы, имеет сакральный смысл!
        Возвращаемся в Москву. Возникает вечная тема: «Давать в эфир не давать»! Точку ставит начальник ЦТРС Минобороны и телеканал «ЗВЕЗДА».
        - Сцену с Молитвой английских подводников поставь рядом с эпизодом о флотских ЧАРКАХ! – дает указание начальник студии.
        С юмором был капитан первого ранга.
        Стою с молитвой, перед иконами... Упокой, Господи!..


Рецензии
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.