Ностальгия по реальности Памяти С. А. Приселкова

*******
Не надо быть Фрейдом, театралом или киношником. Достаточно одного взгляда, чтобы определить: Заслуженный артист России Сергей Александрович Приселков – характер героический. И камеру снизу подводить не надо. Все в актере соответствует образу народного героя: немалый рост, достаточный вес, смелый взгляд, басовитость в голосе, гусарская осанка, широкий жест, твердая поступь, прямота в мыслях и в суждениях. Словом, бессребреник и скромняк, геркулесовская полнота, шаляпинская удаль, фигура колоритная, мощная и энергическая!
Хотя актер более пятнадцати лет не живет в России, но широкому массиву советских и постсоветских людей он хорошо запомнился по многим его ролям на театральной сцене и в кино.
Художница из Подмосковья Ирина Любезнова, в возрасте ожидания первых внуков, сказала так: «С детства пересмотрела массу документальных и художественных фильмов о Великой Отечественной войне. В России никогда не забудут фильмы с участием Сергея Приселкова. Он - одна из слагаемых частиц ее непреходящей славы. «Ижорский батальон» (Киноповесть, 1972 г. ), «Два капитана» (1976г.), «Цыган», «Возвращение Будулая» (1985г.)... Это же все наша история - наша радость и боль».
А вот диалог новобранцев новой эпохи, снятый с одного из интернетовских форумов, начавшийся 06.03.2005 и продолжающийся до сих пор - по 14.02.2007.
(Некто) Тузуй: -Помню мутное утро. В школу не пошёл, заболел. В то время по телевидению у нас в регионе сущестовала всего 1 программа (и это-правда). Выбора - никакого, одни хвалебные речи и документальные фильмы, короче период "Застоя". И -вдруг этот фильм, «Ижорский батальон». Понравился. Жаль, больше не показали...
Евгений: -Я тоже помню этот фильм. Особенно фразу парня зарубившего немецкого мотоциклиста лопатой: "Вы знаете, я убил человека". Анна: -Хороший фильм. Мой деде воевал в Ижорском батальоне...
*****

1. «ДАТЧА»
Сегодня уважаемому члену нашего иммигрантского, русскоязычного сообщества в Канаде Сергею Александровичу Приселкову 60 лет. За годы своей творческой деятельности он сыграл более 50 различных ролей в театре и кино. В Канаде и в США артист с успехом выступает в спектаклях полюбившегося зрителям Монреальского театра им. Л.Варпаховского, ставит свои моно-спектакли. По Виктору Астафьеву, по Фазилю Искандеру. Один из последних - «Гимпл-дурень» по рассказу Нобелевского лауреата И.Б Зингера. Но об этом чуть ниже.
А пока, мы у Сергея Приселкова в гостях на его «Канадчиковой датче», в древних ирокезских да могиканских местах: на южном берегу реки Сан-Лоран в пятидесяти километрах от Монреаля. Кэмп по французски называется Luc-des-Pins. Перевести? Переведу: «Озеро при соснах», «Сосны при озере» или - «Сосновое озеро».
Кэмп этот – летний поселок из автомобильных трейлеров, уставших домиков на колесах, где лет так сорок подряд традиционно отдыхают статистически среднего уровня достатка горожане. У большинства трейлеров давно нет колес: дорожные прицепы навечно зависли над землей, подпираемые домкратами, обросшие расписными крылечками и нарядными верандами с ночной подсветкой. Стены аккуратно обшиты и пестро окрашены тесовыми досками да пластиковыми щитами. У каждого домика вольготно шумят широколистные канадские клены да вечнозеленые нежные туи, но откуда-то издалека, точно-таки, тянет запах сосновой смолы и хвои, о которых, собственно, и речь в самом названии кэмпа Luc-des-Pins.
Слева на трейлере красуется заводская марка изготовителя Cardinal. На двух любовно устроенных флагштоках горделиво развиваются здесь государственный флаг Канады и черный пиратский брейд-вымпел с черепом и двумя скрещенными костями. Надпись справа - Shamrock. Посередине между этими двумя «иностранными» трейлерами, над почти резными русско-деревенскими окошечками широко, словно развернулись меха подвыпившего гармониста, как Соединенные Штаты Северной Америки между Мексикой и Канадой, – золотом на травянисто-зеленом фоне выведено «****ЬКИ».
Что ж, понимаю, все мы чудаковаты, а большие люди еще большие оригиналы. Значит, мы приехали.
--Здорово! – говорит Сергей Александрович, и моя мощная кисть кулачного бойца, как пичуга в орлином гнезде, утопает в огромной зашершавевшей ладони народного кумира. –Нормально доехали? –И добавляет горделиво: --Это все я устроил сам, да художник Миша Шапиро приезжал тут, помог. Мы, вот, теперь думаем, может «****ьки» в «Шапировку» переименовать?

3. БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Приселков Сергей Александрович родился 1 сентября 1947 года в кубанской станице Крымская, под Краснодаром. Восемь лет спустя станица была переименована в город Крымск. Отец будущего артиста, Александр Федорович Приселков - участник Великой Отечественной войны, сапер по военной специальности, ни разу не совершивший ошибки, в мирное время был строителем, командиром производства по капитальному и промышленному строительству, и это во многом благодаря усилиям Александра Федоровича станица Крымская выросла до сатуса города.
Известно также, что дед нынешнего юбиляра по отцовской линии в «царские» времена был директором гимназии в Белостоке, а бабушка, Наталья Митрофановна, преподавала детям интостранные языки и музыку.
Мама С. А. Приселкова, Вера Константиновна Дидура – потомственная кубанская казачка. В семье было еще дети – старшая сестра Надежда и брат Владимир – поэтому мама Вера Константиновна вела домашнее хозяйство Приселковых. Мать гордилась природной физической силой младшенького. Когда Сергею было всего шестнадцать лет и он принес домой на своих плечах целый мешок картошки мама очень хвалила его.
В 1952 году семья Приселковых переезжает в Москву, на новое место работы отца, который после успеха в Крымске назначается на должность начальника всесоюзного управления по капитальному строительству.
В Москве С.А.Приселков закончил одиннадцать классов средней школы. Во время учебы в школе Сергей посещал театральную студию при Ждановском Дворце Пионеров и с легкой руки отца решил поступать в Щукинское театральное училище при театре Вахтангова. А затем (1965—1969) -- Вахтанговское училище театра и кинематографии. Его лучшие педагоги -- А.И. Борисов, В.К. Львов, Т.И.Запорожец. Сокурсники -- Нина Русланова, Леонид Филатов, Владимир Кочан, Иван Дыховичный, Александр Кайдоновский.
В 1966 году Приселков женился. Жена – Наталья Сергеевна (девичья фамилия Шабанова), театровед, закончила ГИТИС, руководитель театральной студии в Монреале. Одна из последних работ студии, запомнившаяся зрителям, -- «Про Федота-стрельца» по сказке Леонида Филатова.
Сын С.А. Приселкова, 1967 года рождения назван Александром в честь деда-воина и строителя.
Будучи студентом, Сергей одновременно с учебой начал выступать на сцене театра на Малой Бронной (1969-1972).
С 1972 года по 1987 он являлся актером театра имени Ермоловой в Москве. На сегодняшний день С.А.Приселков в общей сложности сыграл на сцене более пятидесяти различных ролей в спектаклях и театральных постановках. Среди них «Ромео и Джульета» (1970), «Гроссмейстерский бал» (1971), «Прошлым летом в Чулимске» (1975), «Старший сын» (1978), «Любовь» (1980), «Звезды для лейтенанта» (1985).
В 1974 году, двадцати семи лет отроду, Сергей был призван в ряды Советской Армии и отслужил в ее рядах десять месяцев.
В 1976 за исполнение главной роли в спектакле «Черемуха» по Виктору Астафьеву получил Гран-приз зрительских симпатий «Золотая маска». В этом своеобразном соревновании были так же награждены такие замечательные артисты, как Олег Ефремов, Армен Джигарханян, Юрий Яковлев, Игорь Ильинский.
В 1986 С.А. Приселкову присвоено почетное звание Заслуженного артиста.
Широкая, неуемная натура Приселкова требует неограниченной свободы и в 1987 году он переходит на работу в Московскую государственную филармонию, что дает талантливому актеру возможность концертировать по всей стране и одновременно сниматься в кино.

4.ФИЛЬМОГРАФИЯ

Сегодня, после крушения всей докомпьютерной культуры, современная российская фильмография предлагает к прокату в интерсети на различных сайтах, как правило, всего лишь около двадцати фильмов с участием С.А.Приселкоова. Однако их значительно больше.
Хронологически это «Обвиняются в убийстве» (1969), «Расплата» (1970), «Сердце России» (История, 1970), «Дом в пять стен» (Новелла, 1971), «Следствие ведут знатоки. Дело №1» (1971), «Черный маклер» (1971), «Цена быстрых секунд» (1971), «Ижорский батальон» (Киноповесть, 1972), «Совесть» (Детектив, 1974), «Безотцовщина» (1976), «Два капитана» (1976), «Журавль в небе» (Мелодрама, 1977), «На новом месте» (1978), «Пуск» (1978), «Шествие золотых зверей» (Детектив, 1979), «Мужчины и женщины» (1979), «Цыган» (Драматическая история, 1979), «Выстрел в спину» (1980), «Такие же, как мы !» (1980), «В последнюю очередь» (Боевик, 1981), «День рождения» (Драма, 1982), «Профессия - следователь» (Детектив, 1982), «Последний шаг» (Драма, 1984), «Возвращение Будулая» (Драматическая история, 1985), «Без срока давности» (Детектив, 1986), «Выкуп» (Боевик, 1986), «Колоброд» (Комедия, 1989), «В русском стиле» (Криминальная драма, 1991), «Курьер на Восток» - (Боевик, 1991), «Призрак» (1991).
С любезного разрешения Сергея Александровича Приселкова я публикую здесь фильмографию его зарубежных работ, являющую собой значительную прибавку к творчеству замечательного актера.
Movies:
Postman Rings Twice -- v.o. for Jack Nickolson – SAL Productions LTD. Israel (1993),
Comedy Series, Commercials -- character roles –Israel (1994 – 1995),
Ha-Yarkon District – star – Israel (1996 – 1997),
Jerusalem Inspector -- lead role – Israel (1998),
Zinzana --co-star -- Israel (1999 – 2000гг.).
La Face Cachee de la lune – роль космонавата Леонова -- Canada (2003),
Last Best Chance -- роль русского президента Соловьева -- USA (2004),
Festival -- роль продюссера Владимира Петровича -Canada (2005).

4. «Пулевая» роль царя Давида

За границей пришлось Сергею Александровичу освоить и играть роли не только на русском языке, но и на английском, французском, иврите, и на немецком. Впрочем, «Хенде хох!» и «Гитлер капут!» он знал, как говорится изначально, а иврит изучал за полгода до приезда в Израиль в 1991 году.
Огромный, голубоглазый и седой, он как-то сыграл даже царя Давида в музыкальном ролике израильского телевидения, иллюстрировавшем библейский Псалм 23. Сидел среди жгучих песков, перебирая струны древнееврейской лютни, пошевеливая губами, причащаясь из кубка, и образ получился величественным, героическим, впечатляющим, а голос за кадром рассказывал содержание псалма на английском языке.
--А вот в Канаде, --рассказывает артист,-- проходил я как-то пробу на русского генерала в одном из здешних кинофильмов. Ассистент режиссера, милая такая дамочка, объясняет: «Генерал сидит за столом и ест, громко чавкая. А у камина в это время находится горничная – бедная еврейская девушка, и она хочет есть, а генерал ей не дает...». Я переспрашиваю:
--А что это был, действительно, русский генерал, не немецкий?..
Леди снова мне объясняет, а я переспрашиваю.
--Почему вы спрашиваете? – проявляет недовольство дамочка.
--Потому что не может быть, чтобы русский генерал не поделился пищей со страждущим человеком...
Дама говорит:
--Нет это был русский генерал. Он вот так сидел за столом...
--Когда я в третий раз попросил асистентку уточнить чей это был генерал, --заканчивает свой рассказ русский артист, - я понял, что этой роли мне никогда не видать.
За этой простой, казалось бы историей стоит многое. Особая важность для артиста в любых условиях «сохранить свое лицо».

5. РУССКИЙ ТЕАТР ЗА РУБЕЖОМ

По приезде в Израиль Сергей Александрович, обосновавшись, казалось бы, навсегда в этой жаркой стране, играл в спектакле «Школа для начинающих» у Ривки Михаэлы (1992), затем в антерпризе у Михаила Казакова -- Eventual Meeting («Возможная встреча», 1995). Но русская театральная классика на иврите не прижилась в сознании актера.
Собственно, Сергей Приселков начинался с Пушкина. «История села Горюхина» одна из первых его самостоятельных актерских работ, поставленных им еще в студенческие времена. Пронзительная реальность и чистота пушкинского слога заворожила его раз и навсегда. Он и летоисчисление ведет от Пушкина. Говорит так:
-- А это было десять лет спустя после рождания Пушкина... А... это было пятьдесят лет после гибели Пушкина.
Счастливая встреча с русским языком на сцене состоялась лишь по приезде в Канаду после знакомства с замечательной культурегерской деятельностью Монреальского театра имени Л.В. Варпаховского.
Это второй во всемирной истории русской эмиграции театр, ставящий свои спектакли и инсценировки на русском языке. Первым был театр Михаила Чехова в тридцатых годах прошлого столетия в Праге.
--Заслуга такого театра в эмиграции, -- убежден С.А.Приселков, -- это объединение нашей разобщенной общины хотя бы на пару часов, и великолепная, развернутая литературная речь на русском языке, которая, собственно, нас и объединяет, таких разных...
В Монреальском театре Сергей Александрович встретился со своими родными шукинцами – с режиссером театра Григорием Зискиным, с замечательной актрисой Анной Варпаховской и с однокурсником Станиславом Холмогоровым.
В театре талант Сергея Александровича пришелся, что называется, ко двору. Одновременно участие опытного артиста в постановках прибавило театру совершенно новые краски и новые аплодисменты признания от зрителя.
«Скамейка» (1999),.. Eclipse-«Если все не так» (La Berlue, (2000),.. «Семейный ужин» - комедия, где Приселков с увлечением и уморительно играет громогласного и шустрого мужа Сюзетты (А.Варпаховская), француза Жоржа. "Волки и овцы", а затем и самостоятельная разработка театром пьесы русского классика-драматурга А.Н. Островского «Средь белого дня». Игра Приселкова вызвала безусловное зрительское расположение и симпатии к нему в роли богатого барина-холостяка Лыняева, попавшего в жесткий капкан, поставленный на него Глафирой (актриса Наталия Мерц), родственницей главного персонажа спектакля помещицы Мурзавецкой (Анна Варпаховская).
Одновременно Сергей Приселков приступает к постановке ряда собственных моноспектаклей. В старых стенах монреальской церкви Святых Петра и Павла он ставит Фазиля Искандера «Бармен Адгур», рассказ любимого Виктора Астафьева «Ясным днем», а затем следует «Гимпл-дурень» по Исааку Зингеру.
... И видно как самая грустная и самая веселая история о простаке Гимпле близка актеру.
--Сегодня ты не поверил жене, -- с деланным энтузиазмом восклицает один из героев постановки, разыгранной С.А.Приселковым в одном лице, -- а завтра ты не поверишь Б-гу!»

6. ПОСЛЕСЛОВИЕ

В принципе, все, что я хочу сказать о творчестве артиста Сергея Александровича Приселкова, во многом касается лишь меня, как автора статьи да некоторого круга читателей, кто разделяет мою точку зрения. А я тоскую вот уже второй десяток лет, я – ностальгирую. И не столько о покинутой родине – это загнило, поболело и отвалилось царапающейся корочкой.
Я тоскую по реальности. Сошлюсь на авторитет Макса Планка. В работе «Единство физической картины мира» он писал: «Для физика также имеет силу изречение, что нет спасения без веры, по крайней мере, без веры в некоторую реальность. Только эта твёрдая вера и указывает путь творческому стремлению, только она даёт точку опоры продвигающейся ощупью фантазии, только она в состоянии всякий раз ободрить мысль, усталую от неудач, и снова воодушевить её».
Длинновато, но куда от этого денешься? Кино -- это иллюзион, но, скажем, то кино, в котором участвовал артист Приселков, было для меня полной реальностью, проявлявшейся с такой силой, что хотелось ее потрогать. Условность театра и кино подменяла собой реальность и в то же время именно иллюзия опережает наши представления о прошлом, настоящем и будущем.
И в заключение я спрашиваю у Сергея Александровича:
-Мне нужно было очень много пожить и устать, и в очень многом разочароваться, чтобы придти к такому выводу. Как печальному Соломону. А вы, как вы себя чувствуете накануне юбилея?
-Как царь Соломон. Он писал, что в мире все «суета сует». Но после него осталась слава. Как и после Федора Шаляпина, роль которого я всю жизнь собираюсь сыграть в кино. Передайте, пожалуйста, большой привет Ирине Любезновой. И,.. если возможно – еще и тем интернетовским ребятам-тинейджерам, чей диалог вы привели в самом начале нашей беседы.

*****
PS. Сергея Приселкова не стало 10 августа 2013 года. Светлая память о прекрасном русском актёре да пребудет в потомках!

http://wemontreal.com/?p=21138


Рецензии