Посвящение любви-2 Глава -3 Снова в путь!
Над нами уже парила та самая «Синяя птица!» А теперь, когда опять всё оборвалось душа моя была словно опустошённый дом.. Нужно снова, что-то менять в жизни!
Я уже не могла ходить по улицам Львова… Думала: нужно уехать куда-нибудь! Уехать и забыть то, что опять так ранило моё сердце!
Мир чувств - тоже загадка! Чувства толкают нас на разные поступки: дурные или хорошие! Я тогда чувствовала, что опять должна унестись куда-то в новое…
И пришла - к знаменитому режиссёру! Если бы уехать в такой театр! Такого класса, как у Ю.А.Завадского! Многие бы хотели попасть к нему в театр! А он сам приехал…
В номере был полумрак. Мы стали тихо говорить. Я сидела, углублённая в свои мысли и слышала его голос, словно издалека. Юрий Александрович через паузы, словно исследуя меня, задавал вопросы. И беседа проходила так, будто мы были давно знакомы. Я почему-то, чувствовала себя с ним на равных. Хоть его знал весь мир,
а театр был одним из лучших в Москве! Артисты его - стали великими: их имена незабываемы! Один Мордвинов чего стоит! В роли Арбенина! В фильме «Маскарад»! Это – высшее мастерство! Большое искусство! Вера Марецкая! И другие имена с большой буквы! И Юрий Александрович Завадский- был не обычным человеком!
И то,- как дальше складывались наши не стандартные отношения,- показало это…
И изменило мою жизнь.
Конечно, как большинство творческих людей,- он был увлекающимся! Был в молодости очень красив! Сумел создать свой театр! Высшего уровня! И культура внутренняя у него тоже была так высока, что я не чувствовала никакой напыщенности.. . Наоборот! Чувствовала - будто и нет расстояния между нами… Он разговаривал со мной, как хороший психолог и располагал в беседе, словно мы были давние друзья и встретились, чтобы обсудить, что со мной происходит…
(Недавно, в один из юбилеев Ю. А. Завадского на ТВ, о нём рассказывал артист, долго с ним в театре, работавший. И тоже отметивший его доступность.)
Редко встречая такую доступность душевную –я поняла, что это и есть признак высокой культуры человека! Достигшего огромных успехов в своём творчестве, но не раздувая себя и свой авторитет перед другими, как надувной шар! Чем выше культура, тем человек проще себя ведёт! Я почувствовала это когда мы вели беседу.
(Возможно, для кого-то это покажется странным и не понятным. Пришла молодая артистка в номер к режиссёру и… Знаем, как свою карьерку устраивают молодые артисточки!) Но это самый пошлый и примитивный вариант…
А Юрий Александрович - был незаурядный и хорошо воспитанный человек!
Большой художник! Он умел распознавать людей: «скальпировать» их мысли и чувства. В этом был и его режиссёрский талант! И он умел видеть суть человека на сцене и в жизни. Был мудрец! И мне было легко с ним говорить. Я словно встретилась с давним другом… Он спросил: понравилось ли мне, как играла драматическую роль ведущая «героиня» нашего тетра.-( жена корифея театра),- проливавшая почти весь спектакль, слёзы! Я ответила, что мне не нравится её игра. «Почему»?- спросил он. Потому что, она всё время плачет, а это не трогает.» «Да!»- сказал он. «Это было плохо.» И, помолчав, проговорил: « Ты в этом театре погибнешь!» Потом после паузы, сказал: « Если надумаешь, приезжай в Москву и покажись в наш театр. У нас просматривает худсовет!» И сказал: «Запиши мой домашний телефон. Позвони!»
Спросил: « Ты была замужем?» Я ответила сквозь слёзы: «Была»!
Я сидела боком к нему. И только слышала голос, думая о своей жизни…
Слёзы были в моём голосе. И он их услышал. «Ты плачешь»?-спросил…
« А кто кого бросил? Он тебя или ты его?» Я ответила: «Я его». И он сказал:
«Так чего же ты плачешь?» Я засмеялась…
Потом он сказал: « Я приехал из-за тебя!» Протянул руку и привлёк мою голову к себе… Я отклонилась и поднялась, сказав: « Мне нужно идти!» Он тоже поднялся и сказал: « Я так и думал, что ты такая!» Затем, встал на стул и стал привинчивать лампочку к небольшому светильнику, висевшему посреди комнаты над столом. Пробормотав: «Перегорела лампочка. Я должен привинтить новую. Мне её принесли.» Стоя на стуле, с поднятыми вверх руками к лампочке,- он казался очень высоким!
Да он и был высоким, с хорошей выправкой и фигурой,- хотя ему тогда было 60 лет…
Известно, что в молодости он был так красив, что женщины давали его имя своим сыновьям, родившимся от других мужчин…
Впоследствии, в Москве,- я видела как он шёл к своему театру пешком: по главной улице! Выпрямив плечи, подтянувшись, - высоко подняв голову! Артистичность и доброе лицо- делали его обаятельным и с возрастом! Вспомнился и наш учитель
К. П. Хохлов - что так же горделиво и красиво шёл по улице, не забывая, что он Артист! Да, это была школа русских артистов! Сыгравших большую роль в духовной жизни страны !
Уходя я сказала: «Всего хорошего»! Не сказав, что хотела бы работать в его прославленном театре!
Он сказал, сойдя со стула: «Скоро наш театр приедет на гастроли сюда. Я дам тебе знать!»
И я ушла… Не всё понимая,- почему он так сказал и зачем хотел со мной встретиться. Я тогда была ещё не готова ехать в столицу. Без жилья и прописки.
И не придала особого значения этой встрече. ( Мы ведь, уже встречались в Киеве! Где познакомились, в доме Латинских. А потом провожали его с подругой Аллой
к самолёту…) И я пропустила мимо ушей, его фразу: «Я приехал из-за тебя»!
И не обратила внимания на слова о том, что вскоре его театр приедет вместе с ним во Львов... (Я нравилась мужчинам и не удивлялась комплиментам или приветливым словам…)
И скоро, действительно, его театр приехал на гастроли в г. Львов!
Не помню уж сейчас, как он мне дал знать,- но опять встретились, -
с таким же моим ощущением, что будто мы старые друзья… И он сказал запросто, что хочет, чтоб я пошла с ним по комиссионкам в центре города, дабы высмотреть ему отрез на костюм… Он его высмотрел и сказал, что зайдёт позже и купит. Потом попросил, чтобы я на рынке купила ему три килограмма чёрной смородины, т.к.
В.П. Марецкая посоветовала ему здесь этим запастись ( Она была раньше его женой. И сын у них был.) Я купила смородину, а мама ещё и перекрутила её с сахаром,-
а он деньги отдал… (Теперь-то я понимаю, что творческая профессия- делает нас часто одинокими! Бывает, что не с кем слова сказать! Такое ощущение одиночества! И чем больше славы - тем видно,- больше этого ощущения! Потому что, творческий человек – это особая душевная организация! Чем больше погружаешься в творческий процесс, тем больше отдаляешься от обычных бытовых интересов и проблем, которые интересуют других людей. И тебя, часто -не понимают!
Даже родные люди, которых любишь!
Вот и Юрий Александрович, - чем больше с ним знакомилась,- тем больше видела это… Впрочем, тогда я особо на эту тему не думала и не понимала, как сейчас..)
Это я сейчас понимать стала…
Он познакомил меня с директором театра, сказав, что смогу и ему сообщить письмом, если надумаю показаться в их театр. В эти дни, я не раз встречала на улицах Львова - прославленных артистов, приехавших на гастроли с театром. Конечно, работать в таком театре, в Москве, под руководством Ю.А. Завадского,
рядом с блестящими артистами, - было мечтой! Но для меня тогда это только мечтой
и казалось. Ведь разговор ещё был и о просмотре на Худсовете! А я уже знала, что такое: худсоветы! Всю их непредсказуемость. Да и все остальные сложности в то время, - были препятствием. Голова и сердце моё - витали так далеко от всего происходившего вокруг, что нынче можно бы сказать: « Ну и дура же ты была!»
Что ж не воспользовалась вниманием такого прославленного человека?!
И даже не прислушалась к его словам : «Из-за тебя приехал!»
И не поняла: почему гастроли театра он организовал тогда в г. Львове.
(И со своими страданиями тогда- возможно, лучшую судьбу потеряла! Как актриса, прежде всего!) Видно моя судьба сыграла тогда со мной в какую-то игру на выбор:
«Что тебе дороже: любовь, чувства?" "Или слава и деньги?» Вот и шутила со мной
в тот период, даже имена одинаковые: Юра и…
Да, жизнь порой - похожа на шахматную игру! А я тогда в шахматы играть не умела… Не продумывала жизненные «ходы»… Жила, больше чувствами чем головой!
А оказалось: голова тоже должна работать… На сцене и в жизни! Этот завет моего учителя, иногда терялся в волнах житейского "моря"! Впрочем, я и сейчас думаю, что лучше быть искренним… Такой уж характер!)
В эти же дни, я шла как-то после репетиции, домой… И вдруг, меня догнала чёрная машина и в ней тот самый директор театра, с которым познакомил Ю.А.Завадский…
Он сказал, что может меня подвести и ему нужно поговорить со мной. Я села в машину и он стал расспрашивать меня какие роли я играла,- где в каких театрах работала и т. д Его заинтересовало, что я играла героиню в пьесе К. Симонова «История одной любви». И и он сказал, что в их театре эту роль играла Валентина Серова, но она уходит из театра и я смогла бы её заменить…(Серова в те годы была очень известной артисткой, особенно после выхода фильма « Сердца четырёх», -но говорили, что она начала пить и спивается…) Мы подъехали к нашему дому. Он прошёл в наш садик, провожая до дверей,- и неожиданно поцеловал так, что я и опомниться не успела… Давать пощёчину после такого делового разговора,- было как-то не уместно…
Я постаралась превратить это в шутку, смеясь… Он сказал: «Напиши мне письмо.
И приезжай в театр. Начнёшь с этой роли!» Смущённая и растерянная, я ушла…
Всё это вместе взятое,- меня ещё больше запутывало!
Да, я тогда прекрасно выглядела! ( Что также мне сказал этот директор…) Я уже почти по-дружески, разговаривала с Ю.А.Завадским! Но что-то мутило душу! Я не знала тогда, как мне дальше быть и как себя вести… Меня приглашают в ведущий столичный театр! И в тоже время, я всё больше ощущаю неуверенность и смущение… Благополучие, которое у меня было во Львове до встречи с Юрой, ушло! Осталась сильная боль! Как затяжная болезнь! А тут, вдруг, - возник Юрий Александрович на моём пути! И надежды на другую жизнь и театр! Но всё так туманно… И я «плыла»- куда вынесут меня «волны» моей судьбы… Куда вынесет меня этот новый поток событий! Пока, не в силах понять и принять какие-то решения…Знала только, что хочу от всего отдохнуть! И решила, после окончания театрального сезона, в свой отпуск: заехать в Киев ненадолго, повидаться с подругой Аллой,- а потом, теплоходом из Одессы, поплыть через Сочи в Гагры! К морю! Что и осуществила...
И вдруг, в Киеве,- опять неожиданно встретилась с Ю.А.Завадским! В доме у родителей Аллы. (Судьба-насмешница меня не оставляла! Продолжая свою «Игру навылет»!) И опять он в этом доме сказал, что б я пришла к нему днём в гостиницу в определённый час,чтобы я что-то ему прочла или сыграла из своих ролей.- и что у него не будет другого времени меня прослушать ,т.к. уже есть билет на самолёт! Алла на это время прослушивания моих актёрских способностей,- дала мне свой нарядный костюм из голубого гипюра,- и я пришла среди дня, как договорились, к нему в гостиницу: для показа монолога Марии Стюарт. ( Что играла ещё в институте!)
Юрий Александрович в этот раз был рассеян, т.к. сказал, что ему нужно уже поторапливаться на самолёт,но он всё-таки меня послушает…
И он слушал, как я, стоя на коленях перед стулом,( который служил для меня:
"Королевой Елизаветой»-безжалостной и жестокой! Отрубившей - таки голову своей «визави».)- молча внимал, глядя на меня, как я исходилась слезами перед этим стулом! Пытаясь доказать, что другой такой артистки - не найти!
Когда я утихла,- Завадский вдруг, стал что-то молча искать по всему номеру, приговаривая: «Где же? Где мой кошелёк?!» «Я всегда его ищу!" "Опять куда-то исчез!» «А там билеты на самолёт!» «Вот он!»- наконец воскликнул он с облегчением…
Я стояла молча, ожидая, что же он скажет, всё-таки,- по поводу моего монолога…
Но он сказал: «Я должен уже торопиться! Самолёт! В общем, если надумаешь, ты должна будешь ещё показаться на худсовете! У тебя же есть мой телефон!»
И мы опять расстались: мило, но с туманными намерениями…
(Профессия артиста, вообще очень зависима и непредсказуема!)
-----------
А у Аллы и Олега - всё шло гораздо стабильнее.
У них появился сын. Были очень хорошие отношения. Всё складывалось гораздо благополучнее, чем у меня! Олег Борисов, кроме успешной работы в театре - уже снимался в кино! И я, тогда познакомилась с известным кино- режиссёром, и мы
вчетвером пошли ночью купаться в Днепре. И я едва уплыла от этого режиссёра к берегу… Был он маленького роста, но с большими усами… Так что про себя я его прозвала: «Маленьким Чапаевым»! И когда он сидел со мной в ресторане, то на меня посматривали какие-то чернявые иностранцы, переговариваясь…
И, наконец, когда мы уже вышли из ресторана и шли ночью по широкой улице,- увидели, что и эта группа иностранцев идёт за нами! Потом, от них подошла какая-то женщина и сказала, что со мной хочет познакомиться «Шахин-шах…такой – то»…
Я уж не помню какой… И, оказывается,- он даже принц королевских кровей…
тоже не помню каких… И мы с режиссёром ускорили шаг! Стараясь оторваться от настойчивых иностранцев… Но женщина- не отствала! И уже выкрикнула мне сердито:
«Зачем вы идёте с этим мужчиной?! Он вам не подходит!
Он маленький и некрасивый! А вы высокая и красивая!» А с вами хочет познакомиться "Шахин-Шах...такой-то!" ( И мы с режиссёром уже почти бегом бросились от них!) А мне было неловко перед известным режиссером. Что его так унизили… (И я так и не поняла: что это был за «Шахин-шах... такой-то"?! Но свита
у него была настойчивая…)
Впрочем, - не удивлялась тогда таким проявлениям в свой адрес! Выглядела в этот львовский период- как никогда хорошо! Да и наряды импортные из львовских комиссионок были на уровне… Меня принимали за иностранку. А тот режиссёр, был очень самоуверен… Он рассказывал о каких-то девушках из массовки, особенно про одну, которая: на всё согласна… И как-то пригласил меня в его съёмную комнату: показать какие зарисовки он делает того, что снимает. А потом, встал на колени, рассказывая, что живёт один и у него много импортной техники…
(что в те годы было редкостью...) И что я: буду его женой, если сразу соглашусь…( ну, понятно-на что …) Я молчала, глядя на него с улыбкой. Он это увидел и сказал: « А чего это я стою на коленях? Ты очень самостоятельная!»
Поднялся и заявил: «Я женюсь на этой девушке из массовки!» И, действительно, вскоре на ней женился..(Ккак я узнала позже…) И вспоминается монолог Гамлета, когда его произносил Лоуренс Оливье: «tubi or not tu bi» - « Быть или не быть» актрисе?! Если она не хочет продаваться: за театр, кино и высокое искусство?!
После посещения Киева - меня ожидала Одесса!
Помните песенку, где поётся: «Одесские кичманы»…
Так вот: «Здравствуй,- Одесса-мама!» И «Одесские кичманы тоже!»
Купив билет на теплоход, гуляя по Одессе,- я осматривала этот город…
Сознавая, что нахожусь на распутье…
И надо же! Снова повторилась история с неожиданно встретившимся, (но уже другим режиссёром из нашего института!)
Ко мне подошёл высокий молодой мужчина с тростью и сказал; «Я вас знаю! Мы из одного института! Я видел, как вы играли Ларису в «Бесприданнице!» Где вы работаете сейчас?" Я сказала, что живу и работаю во Львове, в театре им. Марии Заньковецкой,- и сейчас уплываю отдыхать на теплоходе… Он сказал, что недавно назначен Главным режиссёром Одесского театра им.Октябрьской Революции! И что ему нужна такая актриса, как я на роли молодых героинь. И на его первую премьерную постановку в пьесе греческого драматурга: «АнгЕла»! И что я подхожу на эту роль- страдающей бедной девушки АнгЕлы!» Я не знала что сказать.
Опять неожиданный поворот…
«Что вы задумались? Соглашайтесь! Это будет моя и ваша премьера в этом театре!
Я сделаю вам вызов и официальный перевод в театр! Дадим жильё в Одессе!
Скоро на улицах будут висеть растяжки с рекламой «Ангела»! Это же Одесса! Чайки! Море! Согласны? Ответ я должен услышать сейчас!»
Вот и выход! Уехать из Львова опять! Чтобы и не вспоминать, забыть мою болезненную любовь!
Мне понравилась Одесса..чайки…море… И то, как определённо пригласил меня в театр
этот режиссёр! Без всяких худсоветов! И я сказала: «Согласна!»
Вот и начнётся новая, другая жизнь! Опять всё заново! Так будет лучше!
И я отчалила опять в неизвестность. Хоть и плыла пока в Гагры…
Бродила по этому теплоходу одна! Ощущая какую-то неприкаянность.. И наблюдая
со стороны, как люди плывут радуясь,- с семьями или парами… Сидят в ресторане, улыбаясь и наслаждаясь жизнью… Я же не могла отделаться от того, что смотрю на их жизнь, словно в кино… Наблюдаю жизнь со стороны! Но сама- не чувствую жизни!
В Гагры приплыли. И там уже было мне лучше и веселей! Я люблю море!
И было прекрасно загорать на берегу… Словно выжигая солнцем и смывая морскими волнами- все горести …
Осенью, уже во Львове- я, неожиданно для всех: сообщила о своём отъезде!
Уволилась из театра.
И стала готовиться к отбытию! Не замечая растерянности мамы и тёти Нади..
Забыв о братике…
Для меня уже существовала в душе- только роль Ангелы! Несчастной девушки из Греции!
Я её ещё - не знала, но она уже заполонила моё сознание! И не замечала никого и ничего больше…
Простите меня все! Простите!
И я уехала в Одессу! С надеждой, что "Одесские кичманы" мне помогут...
Свидетельство о публикации №213081200057