Небесмысленные сказки. Злухи и Добрухи

           Если мы рождены, чтоб сказку сделать былью, то кто тогда должен создать саму сказку?

Я расскажу вам сказку. Современную сказку. А вернее даже, сказку про то, как в современном мире, в нашем с вами городе, здесь и сейчас, происходят волшебные и удивительные вещи. С самыми обычными людьми, можно сказать, с нашими знакомыми и коллегами по работе. Хотите? Тогда устраивайтесь поудобнее и слушайте.


Про сказочника.

Итак, где-то рядом с нами жил-был Сказочник. Почему Сказочник, спросите вы? А потому, что обладал он сказочным талантом. Талант этот заключался в том, что он мог придумывать сказки. Да не просто побасенки или там фантастические истории, а такие сочинения, которые могли потом былью становиться. В реальность превращаться. Вот так задумается он, бывало, о каком-то вопросе остром или там проблему какую на работе решает – и пригрезится ему нечто. Да так реально, выпукло, объемно, четко и логически непротиворечиво, что понимаешь: вот оно! Решение! И простое вроде, и незамысловатое, прямо скажем, очевидное! И как это раньше другие до этого не додумались?! Или вот человек какой, бывало, спросит совета или там проблемой поделится, а он подумает-подумает, да и пригрезится опять ему что-то. Это «что-то» он человеку расскажет – так у того дальше жизнь-то и сложится.
Сам-то он считал себя обычным средним человеком и об этом своем таланте до поры до времени не подозревал. Ходил на работу, возвращался домой, воспитывал детей. Жил как все, не богато и не бедно. Жена – умница да красавица (не будем с ним спорить), дом – полная чаша (ну, видели мы и получше), машина – иномарка (непрестижная), собачонка – мелкая да веселая. Но самым главным своим богатством он считал детей. Было у него их двое: дочка и… еще одна дочка. Помладше (любимая) да постарше (не менее любимая). И самым заветным его желанием было воспитать из них настоящих людей. Дать им все, что может, самое лучшее и правильное воспитание. Ибо страстно желал он своим детям хорошей судьбы, счастья. А так как был он вовсе не глуп, то понимал, что не все зависит от него. Но – многое!

Однако благие помыслы нашего Сказочника, как это обычно и бывает в жизни, сталкивались с суровой реальностью бытия. Денег на все не хватало, работы было много, да трудной, и времени на общение с детьми оставалось всего ничего. Утром он подвозил их по дороге в садик и школу. Вечерами возвращался, а они уже спать укладывались. И мучило его чувство вины, что не успевает он дать им нужное воспитание, совет отцовский, пример правильный. Вот обиход и занятия всякие-разные правильные – это да, это он с супругой своей (тоже работающей, между прочим) сумел организовать. Вещи – самые лучшие. Не самые дорогие, но добротные, удобные да нарядные. Еда – чтоб вы так жили! Присмотр – бабушкин. Учителя да воспитатели – из кружков разных, тренировки – в лучшей секции. Но сделает ли совокупность внешних факторов из маленького человечка большого Человека? По книжкам и фильмам разным да примерам из жизни «богатеев» выходило, что маловато этого. Нельзя купить ребенку будущее. Тогда что? Что делать?! Не знал он ответа на этот свой вопрос и только вздыхал глубоко от мыслей тяжких. Да старался подмечать за детьми: какие растут, о чем думают? Чтобы не упустить момент, когда еще можно что-то изменить.

Как-то раз, собираясь утром в школу, закапризничала его старшая, которая первоклашка: «Не хочу, не буду», то не так да это не эдак. И – ни в какую! Еле уломали, собрались кое-как, до школы доехали. Потом, на выходных, ситуация повторилась, уже по другому поводу. Запал этот случай ему в душу, покоя весь день не давал. Он к жене: может, заболела? Нет. Может, в школе обижают? Да тоже, говорит, все в порядке. Он к бабушке, а та и отвечает, что, мол, возраст такой. Бывает, говорит, у деток, периоды такие находят. Задумался наш сказочник. Находят-то на всех, а вот у всех ли проходят? И что в такой ситуации делать? Ведь до разума и логики в такие моменты не достучаться, будто одержима старшая злыми духами… И как «прививку» младшей сделать? Да и старшей было бы полезно – на будущее, чтобы сама могла справляться с такими вещами.

Вечером, проходя мимо детской, услышал Сказочник голоса: «Папа, папа! Почитай нам сказку! Ну пожалуйста! Ты обещал!» Зашел к ним, сел на кровать и сказал: «Хорошо, хорошо, устраивайтесь поудобнее. Но как сказке конец, так и вы – сразу спать. Договорились?» А сам и думает, что, чем по восьмому кругу им сказки из книжек читать, лучше бы им полезное что-то поведать. И тут его осенило: а действительно, почему бы и не рассказать им полезную сказку?! Да такую, чтобы и правильная была, и интересная, и польза от нее на долгие годы, если не на всю жизнь?! Вот так родилась эта сказка. Сел он и начал рассказывать так, как только настоящий сказочник умеет: с выражением, да с паузами, да с игрой голосом – то понижая, а то повышая – и в лицах изображая происходящее. Одним словом, так, что девочки сами как будто очутились в этой сказке.


Злухи и добрухи.

В далекой-предалекой стороне была деревня. А так как она была рядом с большим городом, то летом, на каникулах, собиралось в ней много приезжих: дачников там, отдыхающих разных. Приезжали на лето со своими детьми к бабушкам-дедушкам, им помочь да самим сил набраться. Молочка парного попить, по лесу погулять, свежим воздухом после душных своих городов надышаться. И собралась там компания девочек-подружек. Местных девочек в ней было немного, в основном, конечно, городские. Гуляли вместе, играли, баловались. И вот как-то раз шли они, как обычно, на речку – камушки покидать да на мелководье побродить, а когда взрослые подойдут, то и искупаться под их присмотром. Ведь все знают, что купаться без взрослых нельзя! Вдруг повстречалась им бабка. Старая такая, горбатая, вся в черном, платком тоже черным повязана. Чудно так: вроде не было никого, и вот тебе раз – появилась! В одной руке несет ведерко с навозом, другой на клюку опирается. Видать, устала да и встала прямо на дороге передохнуть. А девочки мимо шли, переговаривались: «Фу, старая какая», «А пахнет-то как ужасно!», «Ну вылитая Баба-яга», – да хихикали при этом.

И тут она им говорит скрипучим голосом: «Ой, девочки, красавицы, помогите бабушке, донесите ведерко. Мне на огород надо, грядки удобрять». Испугались дети, смотрят, а ведро старое, страшное, все в потеках каких-то, да и жижа внутри очень дурно пахнет. «Э, нет, бабуля, мы не можем!», «Не хотим пачкаться!», «Мы не умеем!» да «Нам бежать надо, на речку, нас там родители ждут!» – вот что услышала старушка в ответ. После чего порскнули девочки стайкой, только их и видели. Прибежали на речку да играться затеяли. Забыли о старушке грязной и не видели, что она смотрела им вслед, шептала что-то да руками какие-то пассы делала.

А это оказалась самая настоящая колдунья. Обиделась на них старая злюка и призвала на их головы злухов. Злухи эти были маленькие невидимые злобные существа. Они кружили вокруг человека и при этом нашептывали ему в ухо простые, но злобные команды: «Не хочу!», «Не буду!», «Не умею», «Не смогу».

И вот эти злухи атаковали девочек да и прицепились к ним. Стали девочки с той поры раздражительными, капризными не в меру. Чуть что не так или какая трудность – злухи тут как тут! И слышится со всех сторон: «Не хочу! Не буду! Не умею! Боюсь!» После этого жизнь у тех девочек, да и у всех окружающих, стала стремительно портиться. Под воздействием этих слов стали совершаться плохие, слабые поступки. Вернее, перестали совершаться хорошие. И такое вот истеричное поведение вошло в привычку. Начал портиться характер, становился слабым, раздражительным и злым.

Но у одной девочки бабушка догадалась, что тут что-то не так. Стала она свою внучку расспрашивать да узнала в конце концов, что произошло. Тут она и поняла, что дело нечисто. Что проявили девочки невоспитанность, лень да неуважение к старшим и теперь подвержены влиянию злобных злухов. Рассказала об этом бабушка внучке, та испугалась и спрашивает: «Ой, а что же теперь делать?» А бабушка ей и говорит…

На этом месте Сказочник сделал паузу, внимательно посмотрел на своих детей и спросил: «Ну, а вы знаете, что надо делать, если поступили плохо, неправильно или ошиблись, обидели кого-то?» Младшая сразу выпалила: «Извиниться!» «Попросить прощения!» – добавила старшая. «Правильно, – сказал Сказочник, – а потом?» Задумались немного дети, попереглядывались и ответили: «Исправиться надо. Переделать все, уже правильно!» «Да, дети, молодцы!» – похвалил их Сказочник и продолжил свой рассказ.

Итак, бабушка и говорит внучке: «Можно этому горю помочь». Давным-давно, в стародавние времена, жил-был злой колдун. Это именно он отворил врата подземные и впустил в наш мир сонмище злухов. И бродили эти злухи по земле и смущали своими голосами народ, и начались повальные раздоры, склоки да нищета великая. Увидев это, собрались колдуны добрые со всей земли да призвали в наш мир с небес добрухов, чтобы победить злухов. И были они тоже невидимые, и не было им числа. «А как они побеждают злухов?» – спросила внучка. «Когда они рядом с человеком, они отгоняют злухов. И шепчут ему волшебные слова разные, и передают часть силы небесной, чтобы человек смог осуществить поступки правильные». «А какие это слова волшебные?» – заинтересовалась внучка. «Это слова «хочу», «смогу», «научусь», «сумею», «сделаю», «достигну» и другие похожие», – сказала бабушка.

Задумалась внучка. «Вот бы мне этих добрухов в помощь! А как их найти, бабушка? И вообще, остались ли они?» – погрустнела она. «Остались! – улыбнулась бабушка. – И много еще! А искать их не надо. Они сами находят страждущих. Есть у них свойство особое». «Какое?» – подалась вперед внучка. «Добрухи выбирают тех, кто решил что-то хорошее делать. Они таких людей видят и сразу начинают помогать им. Слова волшебные нашептывают да силу дают. Верят в успех, в человека верят. И вера эта, знаешь ли, воистину волшебные вещи творит. А где одна добруха появилась – там вскорости и ее подружки объявляются. Нравится им людям помогать, вместе добро делать».

«Это что же получается? Если я хочу добруху привлечь, сама должна начать что-то доброе делать?» – «Да. Сначала ты должна прекратить злухов слушать. Потом – начать сама волшебные слова повторять. Тогда уже и добрухи подтянутся, и помогут тебе, и изгонят злуху». – «Понятно. Спасибо, бабушка!»

В этот момент Сказочник прервал свой рассказ и предложил: «А давайте и мы поиграем в волшебные слова?» Дети с радостью закивали головами. «Сначала попробуем вспомнить злые слова. Какие они могут быть, как вы думаете?» Младшая протянула: «Я не знаю». «Точно! – обрадовался Сказочник. – «Я не знаю» – это очень распространенное слово. А какие еще?» Дальше дело пошло веселее: «Я не хочу! Я не буду! Я не смогу» – наперебой говорили девочки. «Хорошо, молодцы. Теперь давайте превратим их в волшебные слова. Например, возьмем слова «Я не буду». Дети задумались: а действительно, как их превращать? «Это просто,– сказал Сказочник. – Сначала надо расслышать злые слова. В основном это глаголы с «не», отрицательные, вызывающие слабость и негатив. Потом – переиначить их наоборот, убрать «не» например. И продолжить предложение, уже добавляя слова и наполняя все предложение смыслом». «То есть надо сказать: «Я буду», так?» – спросила старшая. «Да, а потом дополнить, что именно ты будешь, в зависимости от конкретной ситуации. Продолжи, пожалуйста, что именно ты будешь сейчас хорошего делать?» «Я буду…» – замялась немного старшая, и папа подсказал ей: «Cейчас…» После чего она продолжила: «Я буду сейчас… внимательно слушать сказку!» «И правда получилось!» – порадовался Сказочник и продолжил свой рассказ.

А тем временем внучка подумала над бабушкиными словами и спросила ее: «А что именно делать-то, чтобы добруху привлечь, с чего начать?»

«Лучше всего начать с исправления того поступка, который, как ты думаешь, послужил началом, привлек злухов, – ответила бабушка. – Это самый верный способ. Или, если не помнишь или не получается, просто начать делать добрые дела».

«Я поняла, бабушка!» – воскликнула внучка и сразу припомнила, как они с подружками старушке не помогли. «Ой! Мне же надо все исправить!» – воскликнула девочка и бросилась бежать. Потом что-то вспомнила, вернулась к бабушке, поцеловала ее и сказала: «Спасибо, бабушка, я должна бежать! Мне надо дело доброе сделать!»

Побежала девочка по улице, искать ту старушку, а ее, естественно, и след простыл. И где она живет – неизвестно. И где бывает – тоже. Расстроилась девочка сначала, думает: «Нет, не смогу победить злухов… Не найти мне старушку… Боюсь, навсегда теперь мне эта напасть…» И вдруг поняла, что вот они, злухи, сейчас ей все это нашептывают! И вспомнила совет бабушкин: надо в ответ на происки злухов волшебные слова повторять! И сказала она себе: «Я смогу! Смогу… смогу что? А! Я смогу сделать доброе дело и позвать добруху ! Не боюсь я вас, злые злухи! Я сильная и смогу побороть вас!» Стало ей сразу легче после этого – видно, не обманула бабушка и какая-то из добрух уже откликнулась и пришла ей на помощь. И стала девочка дальше думать, какое же доброе дело сделать.

Подумала-подумала и вдруг поняла, что необязательно куда-то бежать, чтобы добро творить. Добрые дела везде нужны! Вернулась она к бабушке и спрашивает: «Бабушка, чем тебе помочь? Что сделать?» Удивилась бабушка, порадовалась такому предложению и попросила помочь в уборке. Начали они вместе наводить порядок, а потом затеяли пироги печь. Напекли пирогов, позвали родителей и стали вместе чаи распивать, пирогами заедать да общаться. И веселились они, и смеялись, и шутили, и было у девочки светло на душе и радостно. И радовались, глядя на нее, родители. И не капризничала она больше, а росла умная, послушная и работящая.

«Вот так, дети мои, добрухи девочке помогли, и дальше по жизни помогали, потому что она добрые дела делала да слова волшебные говорила. А на сегодня сказок больше нет, пора и нам засыпать». Поцеловал Сказочник дочек своих, укутал одеялами, погасил ночник и пошел к жене в спальню. И было ему приятно чувствовать их запах, улыбка играла на его губах, и покой разливался в душе. Потому что чувствовал он, что сочиненная им история пригодится детям не только сейчас, но и, возможно, во взрослой жизни.

Ну а мы-то с вами, зная про сказочный дар нашего героя, не удивимся, если вдруг окажется, что злухи будут обнаружены в нашем мире, а добрухи будут оказывать реальную помощь тем, кто захочет пересилить себя.

Вот и сказочке конец, кто услышал - молодец!

******* Дорогой друг! Если уж ты дочитал до этого места, оставь, пожалуйста, рецензию. Я пишу - для тебя. И мне важно знать твоё мнение. Если понравилось, но писать не хочется или некогда - то порекомендуй другу. Если и на это не хватает душевных сил - просто вспоминай добрым словом, и прими от меня пожелания здоровья и любви! Пусть силы любви помогают жить счастливо! )) *******


Рецензии
Я услышала, значит, я - молодец:))) Спасибо за поучительную историю. Теперь у меня в лексиконе появились ещё два слова - Злухи и Добрухи!
Сказку можно будет своим внукам рассказать, когда появятся:)))

Лоскутова   27.08.2013 07:32     Заявить о нарушении