подросткам и их родителям -д4

Марк Сандомирский: "Сейчас вступает в жизнь поколение «жесть».


- Марк Евгеньевич, какие качества нужно развивать в подростке, чтобы, став взрослым, он не превратился в инфантильного человека?

- Было бы наивно предполагать, что у кого-то существуют официальные рецепты «полного» решения этой проблемы, поскольку она действительно очень масштабная. Инфантилизация – это такой процесс, который на сегодняшний день охватывает большую часть населения развитых стран. Россия не составляет исключение. Основы инфантилизации закладываются еще в старшем дошкольном возрасте. Она проявляется в том, что у взрослого человека, подростка или даже ребенка сохраняются такие черты, которые свойственны ребенку младшего возраста. Этот процесс связан со многими факторами. Меняется общество, меняется образ жизни, и многие люди в своем поведении становятся похожими на детей.

Мы можем говорить о предотвращении или смягчении инфантилизации в отдельно взятой семье. Обязательное условие - чтобы родители смотрели на ребенка как на более взрослого человека, чтобы они доверяли ему осуществление важных дел. Важно, чтобы при этом ребенок ощущал ответственность за порученное дело. Не менее важно, когда ребенку поручается забота о ком-то младшем, или выполнение в семье тех обязанностей, которые ранее выполняли старшие члены семьи.

Бывает, что иногда родители «виноваты» в том, что ребенок растет инфантильным. Получается неправильный семейный сценарий воспитания - гиперопека. С ребенком «носятся» как с маленьким, стараясь оградить его от всяческих трудностей.

В психотерапии есть такое понятие, как «достаточно хорошие родители». Такие родители не только заботятся о детях, но и предоставляют им посильную самостоятельность. Таким образом, постепенно происходит психологическое отделение ребенка от родителей, и дети потихоньку начинают взрослеть. Надо, чтобы родители отказались от попыток или скрытого желания того, чтобы их чадо по-прежнему оставалось зависимым, несамостоятельным, чтобы ребенок не взрослел. К сожалению, часть родителей демонстрирует именно такие подходы по отношению к своим детям.

- Как можно максимально снизить подростковую агрессию?

- Это также очень глубокая проблема. Здесь, к сожалению, наша страна находится в числе мировых лидеров. Заметный рост подростковой агрессии и жестокости начал проявляться приблизительно с середины 2000-х годов. Пожалуй, наиболее наглядным проявлением этого является увеличение количества правонарушений, совершаемых подростками. Поиск причин того, почему подобное происходит, привел к пониманию, что виноваты не только подростки и их родители, но во многом также виновата социальная среда. В результате зарубежных исследований доказано, что если будущая мама во время беременности испытывает сильный стресс, то ее ребенок, вырастая и переходя в подростковый возраст, с большей вероятностью демонстрирует проявление агрессивности, жестокости. К сожалению, те стрессы, которые появились сразу после распада Советского Союза, сильно повлияли на психическое развитие маленьких детей. Именно дети, рожденные в конце перестройки и в первую половину 90-х годов, подрастая и переходя в подростковый возраст, стали проявлять в своем поведении сильную агрессию. Проявление агрессивности очень легко проследить, наблюдая, насколько подросток способен переживать за кого-то или кому-то сочувствовать. Агрессивным и жестоким очень часто является такой человек, который просто не умеет сопереживать, он не может понять и почувствовать, каково приходится другому человеку, ставшему объектом агрессии. Сейчас вступает в жизнь так называемое поколение «жесть», от слова «жестокость». Таким образом негативные процессы, которые уже давно были заложены в нашем обществе, много лет спустя в полной мере стали оказывать свой разрушительный эффект.

– Существуют не только агрессивные подростки, но еще и робкие, застенчивые, неуверенные в себе. Какой бы совет Вы им дали? Как принять, понять и полюбить себя?


- Видите ли, преодолеть застенчивость и принять себя - разные вещи. Что касается застенчивости, страха общения, страха выступления перед аудиторией, то здесь подростки не могут преодолеть внутренние барьеры. Для того, чтобы с этим справляться, человеку необходимо повышать свою психологическую культуру. Нужно учиться наблюдать эмоции, которые возникают в нем самом, и учиться с ними справляться. Эти рекомендации абсолютно универсальны для всех человеческих страхов. Надо понять, как страх проявляется внутри, запомнить себя в состоянии страха, и научиться нейтрализовать его путем различных физических действий. Можно сказать, научиться входить в роль более спокойного и более уверенного человека. Со временем роль станет более привычной, и в конце концов – частью человеческой личности.

Вопрос же о том, как принять и полюбить себя – сложнее. Многие люди не понимают, что любят и ценят себя недостаточно и не подозревают, что большинство их проблем в жизни связано именно с этим. В современном обществе ширится «эпидемия» нелюбви к себе. Все берет начало из детства. В первые годы жизни ребенок должен особенно чувствовать, что его любят безусловной любовью, просто за то, что он есть. И главная роль здесь принадлежит маме.

Самому подростку не нужно дожидаться внешней похвалы и любви, а надо начать самому относиться к себе уважительно. Во-первых, хвалить себя за какие-то успехи, а во-вторых, хвалить себя авансом. Надо составить большой список «психологических поглаживаний», то есть похвал и перечисления своих положительных качеств, который можно прочитать за несколько минут. Сесть перед зеркалом и, глядя глаза в глаза, осознанно и эмоционально выразительно читать его единственному слушателю - себе. Делать это надо хотя бы раз в день. Через 3-4 недели проявится внутренний результат, а уже через полгода и окружающие заметят изменения. И это не самолюбование, а психологический рост, работа по совершенствованию самого себя.

-Чем опасно увлечение подростка компьютерными играми и интернетом?

-Психологи выделяют краткосрочные и долгосрочные риски. Среди краткосрочных – эмоциональные стрессы в интернете. Очень часто это связано с троллинговой агрессией. Иногда она приобретает направление откровенной травли (буллинга) Подростки также могут становиться жертвами сексуальных домогательств в интернете. Особенно когда они стесняются рассказать о своих проблемах старшим, они попадаются в ловушки. Подростки также могут стать жертвами интернет мошенников. Сюда можно отнести попытки платного скачивания чего-то в интернете, а также попытки играть в азартные игры.

Еще более важным и распространенным риском является риск формирования интернет - зависимости. Такой диагноз можно предполагать, если ребенок проводит в интернете более 2х часов ежедневно не с целью учебы, а только с целью общения и развлечения. И если по какой-то причине его отлучают от интернета, у него возникает сильный психологический дискомфорт – капризы, слезы, истерики, раздражительность. Во многих случаях эта проблема выходит за рамки семейной, и тогда обязательно необходимо обращаться к специалисту - психологу.

Есть и долгосрочные риски. Например, ребенок постоянно общается со сверстниками в интернете. Это лишает его живого общения, из-за этого у него недостаточно вырабатываются навыки общения в реальной жизни. Например, многим подросткам трудно подойти к кому-то малознакомому и о чем-то спросить, они пытаются это сделать с помощью мобильного телефона или icq. К сожалению, при длительном пользовании интернетом меняется мышление. Можно охарактеризовать его как «клиповое» мышление. Его можно сравнить с музыкальным клипом, где постоянно меняются разные кадры. Зритель не анализирует подробно все, что происходит, усваивает информацию бездумно. Интернет влияет на формирующуюся детскую психику так, что приучает именно к такому «бездумному думанию». Клиповое мышление очень поверхностно, благодаря чему человек делает поспешные, преждевременные выводы. Он не старается понять проблему глубоко, а довольствуется самым первым решением, которое очень часто оказывается ошибочным. Из-за подобного мышления у подростка уменьшается интерес к чтению, особенно длинных текстов. Многим очень трудно справляться с заданиями по внеклассному чтению. К сожалению, это в итоге отрицательно влияет на уровень культуры и мешает развитию логического мышления.

При избыточном увлечении интернетом страдает память. Возникает привычка не запоминать, а пользоваться подсказками поисковых систем. Память остается нетренированной.

-1-
- Как заставить подростка уважать родителей и прислушиваться к ним?

- Чем больше родители пытаются насильно заставить ребенка их уважать, тем меньше у них это получается. «Купить» уважение подростка также невозможно. Уважение подростка к родителям – это дело рук самих родителей. Начинается все с внимания к жизни своего ребенка. Необходимо быть с ним в контакте, вникать в те события, которые происходят у него в жизни, поддерживать его и личным примером демонстрировать образцы взрослого поведения. Только так возникает доверие подростка к родителям. Обязательно нужны какие-то совместные занятия. Со своей стороны, подросток может захотеть узнать больше о родителях – как они живут, чего добились и за что их можно уважать. Это не кратковременный процесс. Уважение подростков к родителям формируется длительно, и этот процесс должен поддерживаться и после того, как юноши и девушки выходят из подросткового возраста.



Рецензии