Возвращение в детство
Мне уже недостаточно было общаться со старыми друзьями – книгами. Меня неудержимо тянуло к людям.
Из посадки, расположившейся на правой стороне нашей улицы и состоящей из невысоких вязов и ясеней, доносились девичьи голоса, смех, пение. Я знал, что там собираются старшеклассники.
Как-то в начале июня, вечером я вышел из дома. Солнце опускалось за лес. Облака, окрашенные солнечными лучами, представляли фантастическое зрелище. Но я лишь мельком взглянул на небо и решительно направился к ребятам, игравшим в «пляжный» волейбол, и снова попал в мир детства.
Я встал в круг, состоявший преимущественно из незнакомых мне молодых людей, и у меня появилось чувство дискомфорта и неловкости.
Мяч, летавший в воздухе, чаще всего попадал к моему двоюродному брату Вовке, смуглому юноше, со смоляными глазами, с ослепительно белыми зубами, который был на три года моложе меня. За два года, пока я служил в армии, он сильно изменился. Если раньше он был флегматичным мальчиком, теперь это был крепкий насмешливый, самоуверенный парень в спортивной майке с обнаженными мускулистыми руками. Он брал трудные мячи. Я сразу определил, что он стал авторитетной личностью, лидером этой группы.
Не успел я еще войти в игру, как Вовка своим коронным ударом направил мяч в меня. Он решил сразу продемонстрировать мне свое физическое превосходство надо мной. Я подставил руки. Мяч ударился о запястья и отлетел в сторону, на дорогу.
- Брать надо, - насмешливо сказал Вовка. – Что вы там, в армии, не занимались спортом?
Я смутился.
- Нет, не занимались, - сказал я, преодолев смущение. – Там играть некогда было. Мы там Родину защищали. Вас оберегали, чтобы вы вот тут в волейбол могли спокойно играть.
Моя фраза прозвучала слишком серьезно, и вряд ли окружающие уловили иронию, которую я пытался придать своим словам.
Я побежал за мячом, который, покачиваясь, плавал в луже, поднял его и снова пустил в игру.
Вовкина фраза испортила мне настроение. Я играл плохо, думал лишь о позоре. К Вовке я не испытывал злобы, но мне хотелось поставить на место. У меня пропал интерес к игре, но я не выходил из круга, чтобы мой уход не расценили как бегство. Я был пассивен, мрачноват. Мяч попадал ко мне редко – это значило, что новые знакомые не проявляли ко мне симпатии. Я чувствовал себя чужаком.
В компании царило веселье. Девичий смех не смолкал ни на минуту. Девочки играли небрежно. Было заметно, что игра для них не самоцель, а лишь повод подурачиться и посмеяться.
Среди них выделялась невысокая, гибкая, легкая, миловидная эмоциональная шестнадцатилетняя Люда.
- Крокодил! – крикнула она Вовке своим звонким мелодичным голосом, когда тот запустил в нее мяч.
- Сама ты крокодил, - парировал Вовка.
- Дикобраз! – не унималась Люда.
Она бежала за мячом на дорогу. Полы ее светлого платьица развевались, и были видны ее загоревшие ножки.
Другой девочкой, привлекшей мое внимание, была Оля - невысокая, худенькая шестнадцатилетняя школьница с умным, интеллектуальным лицом и курчавыми черными волосами. Она была значительно серьезнее, сдержаннее Люды, но и с ее лица не сходила милая улыбка.
Стемнело. Над нами закружили стаи комаров, кусали нас.
После очередного укуса комара Вовка закричал на него:
- Ай-ай! Крокодил!
Мяч летал в темноте почти невидимый. Он еще несколько раз попал в лужу и отяжелел.
После того как он попал в лицо Сережки Дягилеву, стройного добродушного паренька, и Сережка вскрикнул от боли, закрыв лицо руками, игра закончилась.
- Вовка, баян выноси! - проговорила Люда.
- Неохота. Надоело. Каждый день играю. Пусть Коля принесет. Сегодня я буду отдыхать.
- Коля, принеси, - обратилась ко мне Людка.
Я не мог отказать этой непосредственной эмоциональной девочке, напомнившей мне Наташу Ростову. Она мне очень нравилась.
- Собирайте палки, крокодилы! - обратилась Люда к товарищам. – Пора костер разводить.
Все послушно разбрелись по посадке в поисках горючего материала.
Я принес баян и присоединился к остальным.
- ВолодЕй! Зажигай! – скомандовала Люда. Володей, восемнадцатилетний паренек, послушно вытащил из кармана зажигалку и поджег кучу веток и палок.
Мы расселись вокруг костра – в ход пошли деревянные ящики, самодельная «скамейка». Пламя освещало лица. Вдруг Оля предложила поиграть в ручеек. Все, как по команде, встали, разбились по парам и выстроились колонной недалеко от костра. Игра проходила в полном молчании и тишине. Лишь изредка после случайного столкновения кого-нибудь раздавался смех.
Меня влекла, волновала Люда. Время от времени моя голова рефлекторно поворачивалась в ее сторону. Я заметил, что она чаще других выбирает Вовку, что было мне крайне неприятно. Вовка же довольно равнодушно держал ее за руку.
Я выбрал Люду два раза. По моему телу разливалась нега, когда ее теплая ручка покоилась в моей руке.
- Давайте теперь петь, - предложила она, когда я выбрал ее в третий раз.
Игра сразу же прекратилась. Мы снова расселись вокруг костра. Вовка заиграл на баяне, и все запели:
А у нас в Ереване,
в нашем маленьком домике,
будет много веселья,
будет много вина.
Я молчал, так как не знал слов песни.
Люда не сводила взгляда с Вовки. У нее был приятный, звонкий, ироничный голос.
Перепели почти все блатные песни.
Аккомпанировал Вовка довольно грязно, но пел хорошо - у него был приятный бархатистый голос и безупречный слух (видимо, дало о себе знать то, что его дед по материнской линии был цыганом).
Сережа время от времени подбрасывал палки в костер.
- Все. На сегодня хватит, - сказал Вовка и поставил баян на землю, еще сырую после дождя.
- Вов! Ну еще одну! Последнюю, - просили его девочки.
Вовка смилостивился, снова взял в руки баян и запел:
Спустилась ночь
на засыпающие клены.
Все подхватили:
Спустилась ночь
Над засыпающей рекой.
Я в первый раз слышал эту песню. Мне особенно понравились слова:
Но, кроме глаз твоих,
Шаловливых и влюбленных
Я не вижу в этот вечер
Ничего перед собой.
Я незаметно посмотрел на Люду. «А ведь у нее шаловливые глаза», - отметил я.
После пения заговорили о любимых занятиях.
- Я люблю читать книжки у камина, когда мои предки засыпают, - сказала Люда.
Я решил, наконец, вступить в разговор.
- А я люблю читать лежа на кровати, - сказал я.
Но никто не обратил внимания на мои слова. Я был инородным телом в их компании. Мне было всего лишь двадцать лет. Я был всего лишь на два – четыре года старше моих соседей, но ко мне относились как к человеку старшего поколения, взрослому, чужому. Но я не исключаю, что дело было не только в разнице наших возрастов. Когда я попал в их компанию, между ними уже сложились определенные отношения, свои симпатии и влюбленности. Я просто опоздал.
Было уже далеко за полночь, когда мы решили разойтись. Мы проводили девочек до дома, а потом направились назад.
- Завтра встречаемся! – крикнула Люда нам вслед.
Я долго не мог заснуть. Я думал о Люде, и животе у меня что-то теплилось, сжималось. В памяти всплыли влюбленные взгляды, которые Люда бросала на Вовку, и мне становилось тревожно. Но пока есть жизнь, есть надежда. «Может, мне только кажется, что она в него влюблена, - думал я. – Может, она относится к нему как к другу».
Мне захотелось купить себе хорошую модную одежду, чтобы выглядеть лучше, привлекательнее. Нужны были деньги. Значит, надо было поскорее устраиваться на работу.
Весь день я томился в ожидании вечера. Вечером побежал в посадку. Играли в волейбол до темноты. Затем переместились в посадку. Игра в ручеек. Подошла очередь петь песни. Я принес баян. Вовка, набивая себе цену, заупрямился, закапризничал:
- Почему все я, да я. Пусть Колька сыграет.
- Сыграй, Коль, - загалдели девчонки.
Я взял баян, заиграл. Я почувствовал, что играю неважно, но главная моя проблема состояла в том, что я не знал репертуара ребят. Когда девочки попросили меня сыграть мелодию из «Крестного отца» , которая была тогда очень популярна, я не мог этого сделать, так как услышал ее в первый раз несколько дней назад. Я начал ее подбирать, но мелодия так и не зазвучала. На лице у Люды появилось выражение нетерпения и разочарования. Я был раздосадован и смущен.
- Давно не играл, - проговорил я смущенно, - разучился.
- Вов, сыграй ты. Ведь Коля давно не играл, - загалдели девочки.
Вовка смилостивился, взял в руки баян, и посадку огласила популярная мелодия.
Я чувствовал себя полным банкротом.
На следующий день вечером я пришел в посадку. Там уже собралось человек пять, но Люды среди них не было. Я был разочарован. Она появилась минут через пятнадцать. Как только я увидел ее, в глазах у меня потемнело, а в животе что-то сжалось.
В моем воображении она превратилась в какое-то божество, и в ее обществе я становился неестественным, скованным.
Люда не скрывала чувств к Вовке, в ее присутствии она становилась нервной, экзальтированной. Каким было мое удивление, когда я узнал, что Вовка был к ней равнодушен, а был страстно влюблен в Иру Журавлеву, которая отвергла его. Ира жила недалеко от нас, но к нам в посадку ни разу не приходила. Я не раз встречал ее на улице. Это была красивая, довольно крупная, фигуристая девушка с самоуверенным выражением на лице. Говорили, что она влюблена в какого-то парня.
После пения начали рассказывать страшные истории. Большим мастером рассказывать был ВолодЕй. Страшилки сыпались из него как из рога изобилия. В одной из них шайка бандитов ловила людей, убивала их, а человеческое мясо продавала на рынке под видом крольчатины. Другая была посвящена красной маске. Володей рассказывал замогильным голосом:
- В одной семье жили пацан и девчонка. Однажды их мать вернулась домой с красным пятном на лице. С каждым днем это пятно становилось все больше и больше. Когда пятно заняло все лицо, мать умерла. Перед смертью мама попросила детей никогда не ходить ночью на кладбище. Следующей ночью мальчик услышал голос матери:
- Иди ко мне на кладбище!
Пацан мать всегда слушался. Он пошел на кладбище и пропал.
Потрескивали палки в костре. Мы слушали истории затаив дыхание, прижимаясь друг к другу. Пламя освещало искаженные от ужаса лица девочек. Мне тоже было страшно, но это был приятный, щекочущий нервы страх.
Володей продолжал рассказ:
В следующую ночь голос матери услышала дочь:
- Иди ко мне на кладбище!
Она тоже слушалась мать и тоже пошла на кладбище. Там она увидела мать в белом платье и с красным лицом. Девочка подошла к ней, но увидела, что это не лицо, а красная маска. Девочка схватила маску и сорвала ее с лица матери. Но маска приклеилась к лицу самой девчонки. Мать освободилась от проклятия, улыбнулась, поцеловала девочку в лоб и вернулась домой, а дочь в красной маске с тех пор ходит по ночным улицам и пугает людей.
После страшилок пришла очередь анекдотам.
Я не умел рассказывать ни страшилки, ни анекдоты и страдал от чувства неполноценности.
Ко мне в гости приехал мой друг Саня Макаров.
Я рассказал ему о своем увлечении Людой.
- А она знает о твоем увлечении?
- Думаю, догадывается, хотя, конечно, в любви я не признавался ей .
- Ну и как она реагирует на тебя?
- Она влюблена в Вовку. Но брат к ней равнодушен. Он влюблен в некую Журавлеву, которая влюблена еще в кого-то.
- Да у Вас тут шекспировские страсти. Любовный треугольник.
- Да нет, не треугольник, а цепь. Как в сказке про репку. Я влюблен в Люду, Люда в Вовку, Вовка в Таню, Таня – еще в кого-то. Тянем –потянем, а вытянуть не можем.
Мы шли по улице, и тут, легка на помине, появилась Люда, гибкая, стройная. Кажется, она вышла из дома Вовки и пошла по улице в сторону своего дома.
- Вот она, - шепнул я Макарову, показав глазами на удаляющуюся девочку - С ума бы не сойти!
Макаров подался вперед, вперил в нее свой оценивающий взгляд.
- Ну и как? – спросил я.
- Нашел в кого влюбляться. Она же ссыкушка. Да и ноги кривые.
- Ноги как ноги, - проговорил я с досадой. - А лицо у нее просто красивое.
- Лица не рассмотрел. Видел в профиль. Вроде ничего. Но и ничего особенного,- проговорил Макаров.
Я горячо спорил с ним, возмущенный его цинизмом, но в глубине души был доволен его
критикой, снижавшей идеализированный образ Люды и освобождавшей меня от страха, который вызывала у меня эта школьница.
- Твой выбор нельзя одобрить. У вас разные возрасты, вы из разных поколений, - авторитетно проговорил Макаров.
- А где ты видишь девушек моего поколения. Не город, а какая-то пустыня, - произнес я с досадой. – А ведь хочется теплого, нежного, мягкого. ….
- Ты прав. Может, у тебя получилось бы при других обстоятельствах. Но не сейчас и не с этой... - посочувствовал мне Макаров.
Чтобы зарядить себя остроумием и настроиться на юмористическую волну, перед тем как выйти на улицу я читал Бернарда Шоу и Оскара Уайльда и повторял некоторые парадоксы, остроты великих писателей, например: «Естественность – это поза» или «Лучший способ избавиться от искушения – поддаться ему». Но интеллектуальные остроты не котировались в посадке. Среди девочек ценились шутки попроще. Например, нередко можно было услышать такой шутливый диалог-«перебранку»:
- Крокодил ты!
- А ты бегемот.
- А ты обормот.
- Иди ты к лешему.
- А ты…. к черту на кулички.
Люду я любил издалека, на расстоянии. Меня влекло к ней, но, когда я оказывался с нею наедине, от волнения у меня пропадал дар речи.
Лишь один раз мы оказались с нею наедине. Сидя на ящиках в посадке, мы вдвоем ждали, когда из дома выйдут другие ребята. Нужно было о чем-то говорить.
- Ты говорила, что любишь читать у камина… - начал я, преодолев застенчивость. Она с удивлением посмотрела на меня: она явно забыла, когда и где сделала такое признание.
- А каких писателей ты читаешь? – поинтересовался я.
Литературная тема была для меня спасительной. В области литературы я был корифеем.
- Трудно сказать. Многие нравятся. Достоевского, Агату Кристи.
- Агату Кристи не читал. Интересно пишет?
- Интересно. Детективы.
- Детективы трудно взять в библиотеке. Их трудно поймать. Их сразу же расхватывают. Я читал некоторые романы Жоржа Сименона.
- Я читала один его роман. Агата Кристи нравится мне больше, чем Сименон, - сказала она.
Мне хотелось почитать Агату Кристи, но она сама не предложила, а попросить я постеснялся.
Голос ее звучал скучно, вяло, тускло. Было заметно, что разговор ее тяготит, что она ждет других ребят.
Я бы смог признаться ей в любви, но не трудно было предвидеть, каким будет ее ответ. Вместе с тем во мне продолжала жить нелепая глупая надежда... Ведь надежда умирает последней.
Когда появилась Оля, Люда оживилась, заулыбалась.
- А где остальные крокодилы? – спросила она звонким ироничным голосом.
- Сейчас Валька и Сережка выйдут.
- Мяч не забудут?
- Нет.
Вскоре собрались все ребята, и началась игра.
Как-то Вовка спросил у меня:
- Ты, я вижу, к Людке неравнодушен.
Было бы глупо отрицать этот очевидный факт. Да я и не стыдился своей любви.
- Да, есть немножко, - признался я. – А ты к ней что-нибудь имеешь?
- Нет, ничего не имею, - улыбнулся Вовка.
- А тогда зачем ты у меня спрашиваешь?
- Может, помочь хочу.
- Да чем же ты мне можешь помочь? – усмехнулся я.
На следующий день я услышал, как за стеной (с Вовкой мы жили в одном доме) под аккомпанемент баяна завывает Вовка. Это была незнакомая мне, очень тоскливая, блатная песня.
При встрече я спросил его:
- Что за песню ты пел? Такая жалостливая…
- Это я сочинил. Слова Людка написала. Принесла, говорит: «Сочини музыку».
- Ну, молодцы, получилась хорошая песня. Настоящие таланты.
- Да! Не то, что вы, старики.
- Да где нам, старикам, чай пить.
- Говорил с Людкой о тебе, - сказал Вовка. – Она сказала: «Нет». Не хочет с тобою встречаться.
Меня ожег стыд. В груди произошла вспышка гнева.
- А кто тебя просил говорить с нею о моих чувствах? – спросил я возмущенно.
- Да ты ж сам стесняешься! – насмешливо проговорил Вовка. - Я решил помочь.
- Ну да, хорошая помощь. Ты выставил меня в глупом свете.
Я решил порвать с компанией. На следующий день до обеда я перечитывал пьесы Бернарда Шоу, после обеда поливал яблони в саду. Вечером меня охватила тоска и чувство одиночества. Непродолжительная внутренняя борьба закончилась моим поражением: я отправился на улицу к старшеклассникам.
Меня ждал обычный сценарий: игра в волейбол, игра в ручеек. Дошла очередь до пения под баян.
- Коля, принеси баян, - попросили девочки.
Меня захлестнуло раздражение:
- Опять я?! Почему вы всегда меня просите? Пусть Вовка принесет!
Я попытался сгладить свою резкую фразу шуткой в их стиле:
- Эксплуататоры.
Но шутка не удалась.
- Почему эксплуататоры? Мы же просим, - на лице Оли застыли обида и недоумение, а глаза Люды выразили удивление.
Девочки продолжили меня уговаривать, но я проявил неслыханное упорство. Мне не нравилось, что меня используют.
- Ладно, принесу, - сдался Вовка.
Вскоре в посадке зарыдал баян , а Вовка и компания запели:
Но, кроме глаз твоих,
шаловливых и влюбленных,
Я не вижу в этот вечер
Ничего перед собой.
Мне было стыдно, что я говорил с девчонками резко. Вместе с тем я остро почувствовал себя чужим среди этих школьников. Я уже не получал никакого удовольствия от пения и ушел домой раньше всех.
В посадку я больше я не пошел , но дня через два ко мне пришла Люда с ребятами и попросила у меня баян, так как баян Вовки сломался. Я дал.
Люда с ребятами стала приходить ко мне за баяном каждый вечер. Я, конечно, понимал, что , присылая ее за инструментом, ребята эксплуатируют мое еще не угасшее чувство к ней. Мое самолюбие страдало, но я долго не мог отказать.
Через неделю Вовка совсем перестал возвращать мне инструмент. Мне приходилось самому ходить за ним по утрам. Я понял, что если не откажу им, то потеряю баян, так как Вовка обращается с ним крайне небрежно. Когда ребята в очередной раз пришли ко мне с обычной просьбой, я, преодолев смущение, сказал:
- Извините, ребята, но я не могу вам его дать. Мне он самому нужен. Я сам собираюсь на нем играть.
Девочки – Люда, Оля – посмотрели на меня с осуждением. Они решили, что я жадный, нехороший человек, но их мнение уже мало меня волновало: я окончательно покинул мир детства.
Свидетельство о публикации №213081301101
Галина Капгер 13.08.2013 21:02 Заявить о нарушении
Николай Осколецкий 13.08.2013 22:56 Заявить о нарушении
Николай Осколецкий 14.08.2013 01:09 Заявить о нарушении