Вспоминая себя на ЗИЛе 27 - Дипломный проект

На фотографии - фасад МОСКОВСКОГО АРХИТЕКТУРНОГО  ИНСТИТУТА. Это кадр из видеозаписи, которая сделана в  начале  этого года. Но фасад Московского Архитектурного точно такой,   каким  был тогда, да и много лет назад до тех событий, которые я описываю в своих воспоминаниях. В нем мало что изменилось.

О том, как я в очередной раз обратился в АРХИТЕКТУРНЫЙ институт с предложением поставить наш грандиозный комплекс в программу дипломников, рассказывать не буду, так как особо принципиальных различий с прошлым моим обращением к ним нет. Единственное, что ДИЗАЙН-центр был курсовой работой студентов и не требовал столь большого количества подрамников, как настоящий реальный диплом  (на один диплом потребовалось больше двенадцати подрамников).
Вся эта канцелярия с учётом вывезенных подрамников и привезённых на завод повторилась с точностью до одного подрамника. Бухгалтерия - ей ведь что, ты там хоть самого Леонардо да ВИНЧИ проект размести, ей, главное, подрамник, а не то, что на нём изображено.
Опять я пропадал в архитектурном институте, что, кстати, не совсем правильно, если исходить чисто из территориального размещения. Дело в том, что не только у нас на ЗИЛе, но и в самом МАРХИ точно также не хватало производственных площадей. Вот все эти дипломники и их нескончаемые подрамники где-то надо было размещать. И не просто так стопочкой сложить их подрамники, а целиком развёрнуто поставить. Как студенту увидеть свой проект целиком, если диплом занимает  целый  школьный  класс?
Меряю я школьными классами неспроста, именно недалеко, в соседней школе вуз и арендовал помещения для дипломников. Обычная московская школа, выстроенная, как и положено для того времени, на территории монастыря, с обычными школьными классами. Конечно, там, в этой школе стоял дым коромыслом во всех смыслах, в архитектурном институте в то время практиковалась система «привлечения  РАБОВ». Каждый дипломник имел своих «рабов» из студентов младших курсов.
Итак, дипломник сам в силу своих личных способностей находил себе этих «рабов», они работали под его руководством и, естественно, совершенно бесплатно. Интерес для самих «рабов» был только в одном  - они получают практику работы для своего будущего диплома. Конечно, у них будут также «рабы», и с той же целью. В принципе очень хорошая традиция, но совершено не знаю, как обстоит дело сейчас. Наверное, многое теперь в компьютерном исполнении. О том, что рабочие чертежи сегодня все на компьютере - это стопроцентно, с этим я был связан в последнее время, а как дипломы - не знаю.
Раньше архитекторы все свои красивые подачи проектов делали в виде отмывок. Отмывка - это очень сложный и долгий процесс, и это целое искусство, которому надо долго учиться.
Вкратце поясняю суть. На подрамники разных размеров натягивается ватман, (в нашем случае мы выбрали метр на метр по причине удобства перевозки). Кстати, натяжка ватмана - это дело совсем не простое. От рулона отрезается большего размера, чем подрамник, кусок ватмана, кладётся на подрамник и смачивается чистой водой до влажного, почти мокрого состояния. Делать это лучше равномерно, а то потом можно и пожалеть о «содеянном».
Когда ватман отсыреет, то он обязательно вытянется, станет больше своего сухого состояния, вот в этот момент вы его загибаете за края подрамника и либо приклеиваете, либо часто закрепляете кнопками, а лучше и то и другое одновременно. Теперь вроде всё, но результат как всегда - потом, когда ватман высохнет.

Так вот, самое интересное впереди. Ватман сохнет и натягивается, причём очень сильно натягивается. Подрамник должен быть крепким, иначе его поведёт, и он приобретёт форму пропеллера, возникнут складки на ватмане. Хороший подрамник не поведёт, но зато лопнет  сам ватман. Вот такая неожиданность иногда ждет вас после высыхания ватмана на подрамнике.
Брак при натяжке подрамников не столь уж и редок, и лично я натягивал подрамники довольно удачно. Но натянутый подрамник - это просто ничто по сравнению с тем, что предстоит вам на нём изобразить. Для начала чертятся сами фасады и контуры тех объектов, которые вы придумали, а потом начинается сама отмывка. В основном - это тени, которые отбрасывают ваши конструкции. Только после построения и отмывки этих теней ваши фасады приобретают объем, и становится видно, что впереди, что сзади, что выше, а что ниже.
Сама отмывка - это нанесение мягкой кистью очень слабого слоя разведённой туши. Накладывая этот раствор слой за слоем, получают постепенное потемнение того, что надо оттенить. Чем больше слоёв наложено, тем плотнее тень, но тем больше труда и времени надо затратить. Причём, жидкая прозрачная тушь стекает по ватману как     бы сама, и ваша задача не дать ей стечь дальше, чем это нужно.
В результате всех этих мучений вы получаете прекрасную графическую картину. Но в том-то и задача ПОКАЗУХИ, чтобы те, которые ничего не понимают, могли увидеть ту красоту и пользу, которую вам словами вообще не объяснить.
Когда дипломник защищает свой проект при сдаче диплома приёмной комиссии, то он, конечно, обязан делать не только саму ОТМЫВКУ, но и многое другое, что входит в защиту проекта. Приёмная комиссия состоит из преподавателей, которых «показухой» не проведёшь, они сами защищали свои дипломы и в состоянии оценить, что есть что. Но когда эту красоту показывают людям, далёким от этого проектирования, то цель в основном визуальная. Вот в этом случае, это есть чистейшая ПОКАЗУХА, и она должна производить впечатление может даже ошеломляющее. Особо вникать и разбираться, что к чему и зачем эти общие виды и фасады трудно, да это и не главное. Главная цель - получить положительное впечатление у смотрящих. Конечно, нам, и лично мне, и всему нашему цеху была совсем не безразлична сама суть проекта, но когда мы его использовали для преодоления каких-то препятствий при продвижении к цели, то скорей всего требовалась именно ПОКАЗУХА.

В связи с вышесказанным вспоминается совершенно курьёзный, и я даже сказал бы, дикий по своей сути случай.
Я уже упоминал, что в УКЭР строился очень крупный, большой и современный комплекс под названием «КАВКАЗ». Практически это АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ труба, которую используют при проектировании самолётов и космических ракет. Скорости возрастали,  и сопротивление воздуха стало влиять на расход топлива, что в наше время уже не требует пояснений.
А вот тогда мы долгие годы не могли доказать «там, наверху», что расход топлива чрезвычайно важный показатель для автомобиля. И такое непонимание не было на пустом месте. Мало того, что эту простую истину не понимали «там, наверху», но и здесь «внизу» также никто её не понимал. Посудите сами, зачем экономить то, что большинство водителей страны не знали, куда попросту СЛИТЬ. По этой причине многие водоёмы были загрязнены БЕНЗИНОМ и СОЛЯРКОЙ.
Я уже писал на эту тему, поэтому скажу только одно, топливо отпускалось в зависимости от пройденных километров. Все грузовые машины в стране были только государственные, и все водители получали столько топлива, сколько потребовалось для пройденных километров по спидометру машины.

Теперь вопрос. А что делать тем водителям, которые эти километры подкрутили на своих спидометрах? Ведь они их не проехали и, следовательно, топливо не сгорело в их двигателях. Водители, а это практически все, приходят в свои диспетчерские с путевыми листами,   и их отправляют на заправку, и они вынуждены заправить то топливо, которое им фактически не нужно. Конечно, водитель может сказать, что у него есть уже полный бак и ему не нужно, но тогда сразу вопрос. А на чем же ты проехал все эти свои километры в прошлый раз? И что, он должен сказать - я их подкрутил?
Хорошо. Диспетчер тоже человек и вполне может понять водителя и оставить этот бензин на заправке. Но тогда в конце месяца у него на заправке возникнет лишний бензин и не литр-два, а целые тонны, ведь подкручивают почти ВСЕ. И куда он с этими тоннами топлива? Куда    он их будет СЛИВАТЬ, если бензин на бензоколонке?
Вы, главное, поймите, какая «УМНАЯ» система жизни страны. И вы после этого говорите, что СССР развалили АМЕРИКАНЦЫ??? Мне трудно понять, кто вы есть, если вы так ДУМАЕТЕ.
Правильно! Каждому водителю, сподручней слить этот лишний    бензин и солярку в речку или в пруд самому, чем потом сливать целый  бензовоз с лишним топливом на бензоколонке.
Ребята, вы меня просто удивляете, вы думаете, зря большая часть населения убивается по тем СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМ временам. Попробуйте сейчас заправить свой автомобиль из ближайшего пруда,  на воде он не поедет, а тогда можно было.  Плохо, но поехал бы!
Кстати, любого такого водителя государство всегда могло поставить к стенке и спросить, и попробовал бы он что-то вякнуть в ОТВЕТ о своём НЕСОГЛАСИИ. Также к стенке можно было поставить всех:  продавцов, парикмахеров, врачей, колхозников и так далее. Кого  угодно, и меня ТАКЖЕ, и вообще в первую очередь.
Для системы был важен не бензин, а ТВОЁ МОЛЧАНИЕ при любых обстоятельствах. А! Ты слишком умный!!! Тогда куда ты ездил, и почему столько лишних километров?

Теперь непосредственно про сам курьёзный случай. Так вот, состоялось торжественное открытие комплекса «КАВКАЗ» и сдача его в эксплуатацию. Я уже говорил, что я сам к «КАВКАЗУ» отношения не имел, но для торжества были приглашены очень «большие шишки» прямо из политбюро ПАРТИИ (нарочно не напишу КАКОЙ партии), пусть молодёжь поломает голову. Во! «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - ответ правильный.
Я не хотел упускать такой возможности, и заранее до этого торжества, через заднее «КИРИЛЬЦО» договорился, что всю эту СВЕРХ  крутую комиссию приведут к нашему диплому, а он к тому времени уже висел готовенький в нашем актовом зале, и занимал целую стенку из двенадцати подрамников метр на метр.
Все подрамники висели ровным общим ковром, так как многие  чертежи «перетекали» с одного подрамника на другой. Повесить их ровно стоило лично мне немало сил, так как пришлось сверлить бетонную стену. Но зато все подрамники висели ровно и производили очень хорошее впечатление. Вся эта детализация развески совсем неспроста так красочно описана мной.
И вдруг за несколько часов до начала торжеств выясняется, что оказывается те, кто являются членами политбюро этой загадочной ПАРТИИ, не имеют права подняться в наш актовый зал, так как зал находится на шестом этаже инженерного корпуса. Конечно, там есть  два лифта и вполне приличный вестибюль, есть и ещё лифты, но все эти лифты должны были пройти специальное обследование всякими там ФСБ или чёрт их знает, как они зовутся. И только после этого обследования этим лифтом можно поднимать ТЕЛА этих членов политбюро этой ПАРТИИ.

То есть, меня, и тысячи инженеров, включая главного конструктора, по несколько раз за трудовую смену поднимать можно, а тело этого «ЧЛЕНА» даже один раз нельзя.
Пришлось нам совершенно по варварски отдирать эти подрамники от стены актового зала, везти их вниз и кое-как ставить там, где состоялась эта приёмка и открытие «КАВКАЗА». Естественно, ни той красоты, ни того порядка и всего того, что в первую очередь необходимо для ПОКАЗУХИ уже не было, а то что там кто-то промямлил какие-то слова, это практически был пустой звук и мертвому припарки.
Но в любом Г… всегда есть ложка мёда. Как ни странно, но и в этой суматохе оказалась кое-какая польза. Ну, во-первых, такое перемещение привлекло внимание многих, кто и не думал привлекаться, понёсся слух среди народа, как тащили, как ставили, и вообще вся эта    народная информация просочилась на наш любимый «ГЕЛИЕВЫЙ заводишко», который мы хотели проглотить.
Теперь, когда сам ЧЛЕН политбюро оказался в курсе моих происков, ГЕЛИЕВЩИКИ взволновались не на шутку, они практически уже добрались до меня, как главного зачинщика, но пока вышли только на МАЗЕПУ. Не долго думая МАЗЕПА позвал меня к себе, чтобы поговорить. «Знаешь, - говорит он, - ЭДУАРД, тут просочилась одна очень интересная информация. Оказывается, у этого «ГЕЛИЕВОГО завода» уже много лет существует новая территория. Так вот, ты  поднял такую бучу со своим захватом их завода, что они хотели бы от тебя откупиться. То есть, они предлагают нам посмотреть эту их новую территорию, и может, мы там что-то организуем своё, и не будем трогать их здесь». Я, конечно, не стал возражать, и сказал, что      я обязательно поеду туда и посмотрю, что это за территория.

В конце этой АРХИТЕКТУРНОЙ главы хотел бы отдать должное многим своим друзьям АРХИТЕКТОРАМ. Моё личное убеждение, что это высочайшей разносторонней образованности люди. В них по  роду профессии сочетаются ЭСТЕТИЧЕСКИЕ и ТЕХНИЧЕСКИЕ знания. Так получилось, что большинство моих школьных друзей – АРХИТЕКТОРЫ, причём наиболее близкий друг - САША  КОСИЦЫН оказался полным тёзкой с замом директора завода АЛЕКСАНДРОМ КОСИЦЫНЫМ, вот такое удивительное совпадение.

Как пример способностей человека, возьмём Леонардо да ВИНЧИ, труды которого до сих пор поражают человечество. Как некая шалость гения, известна его способность писать тексты двумя руками сразу, причём левой - в зеркальном отображении.
Вы не поверите, но мой школьный друг САШКА, впоследствии талантливый АРХИТЕКТОР, может делать то же самое. Боле того, он может чертить карты знакомой ему местности практически с миллиметровой точностью прямо из головы. О его рисунках одной линией без отрыва от листа бумаги я просто молчу.

И ещё два слова о нем. Он до сих пор полный профан в компьютерах. Но он сам не подозревает, а я лично наблюдал это и поражался не один раз.
Когда он рисует свои многочисленные рисунки на листе бумаги размером чуть ли не в пол листа ватмана, трудно поверить, но он рисует совершенно идентично, как это делает современный ПЛОТТЕР, который чертит чертежи в электронном виде. Некоторые модели ПЛОТТЕРОВ чертят чертёж не последовательно сверху вниз, а постоянно перемещают струйную головку в разные места всего  чертежа. Возникает ситуация, когда, допустим, начерчено всего пол буквы внизу чертежа, и только через некоторое время головка переместится в эту точку и дочертит оставшуюся часть этой буквы. Такая странная особенность прыгать по всему чертежу, позволяет   чисто технически избежать погрешности, и повышает точность исполнения чертежа.
 
Возвращаюсь к своему другу САШЕ. Он, совершенно не зная про работу ПЛОТТЕРА, рисует свои многожанровые рисунки в точности так, как это делает КОМПЬЮТЕР. Допустим, он изображает группу людей, играющих в волейбол, так он всех их рисует сразу по отдельным частям тела  с учётом того, кто окажется спереди, а кто сзади, причём делает это шариковой ручкой, и внести исправления уже будет НЕЛЬЗЯ. Глядя на его процесс рисования вначале, вы просто не догадываетесь, что будет изображено в конце. Весь окончательный рисунок только в его голове вы же начинаете понимать изображаемое только ближе к концу его работы.
Вот такой друг АЛЕКСАНДР.
У меня есть главы, где я рассказываю, как я по случаю своей судьбы встречался с известными людьми для всех.
Так вот, мы часто мало ценим тех, кто всю жизнь рядом с нами.

Продолжение:
28. – Лирическая вставка                http://www.proza.ru/2013/08/14/1251


Рецензии