Титаник

На стене моей комнаты висит картина. По темно-синей воде, среди айсбергов, плывет по океану легендарный «ТИТАНИК» с четырьмя трубами и четырьмя рядами светящихся иллюминаторов. Картину эту собрали из пазлов мой внук Слава с дедушкой. У Славы не хватило терпения собрать картину до конца, а вот дедушка еще в течение недели бился над ее завершением: что-то не совпадали последние фрагменты мозаики.

Картина дорога мне не только как свидетельство упорства моего мужа, но прежде всего как напоминание о длительном и трудном периоде развития моего внука, в котором я участвовала и который принес нам маленькие победы.

В 1997 году на экраны вышел фильм Джеймса Кэмерона «Титаник». Этот фильм покорил воображение Славы, да и мое тоже. Не знаю, почему эта мелодраматическая и во многом не отвечавшая историческим реалиям история захватила меня. То ли образ импульсивной, переполненной молодой страстью, кареглазой, плотного телосложения юной героини (исполненной актрисой Кейт Уинслет) напомнил мне меня,18-летнюю, то ли тема тщеты человеческих усилий перед властью разбушевавшейся стихии, пунктиром проходящая через всю духовную историю человечества, всегда волновала меня, но Славина влюбленность в фильм была мне понятна,и мы с ним по многу раз смотрели различные сцены фильма (а Слава и весь фильм) с кассеты.

И тут я решила превратить Славину неугасающую любовь к фильму в некий генератор знаний. «А что ты знаешь об истории «Титаника», его строителях, пассажирах, подлинных жертвах и спасшихся? – спрашивала я его. – Давай-ка, посмотрим, что написано о нем».

Это было началом долгой, увлекательной эпопеи. В книжных магазинах мы покупали все, что было издано о «Титанике». В основном это были книги зарубежных авторов.
Параметры судна Слава помнит до сих пор наизусть. Затем мы стали собирать книги о северных морях, айсбергах, капитанах-героях северных широт. Так, у нас появилась серия «100 знаменитых путешественников», «100 знаменитых капитанов», «100 знаменитых катастроф», – словом, всё, что связано со смертельным риском и победой над стихией.

Интерес к фильму и его создателям вызвал интерес к личной судьбе Кэмерона, Леонардо ди Каприо, Кейт Уинслет. Через год Слава уже знал все фильмы, снятые Кэмероном, и роли, сыгранные этими актерами. От них — к истории Голливуда, ведущих актеров. Сегодня Слава сможет назвать имя практически любого голливудского актера, если вы смотрите американский фильм, и рассказать, где и с кем он играл раньше.

В деревне он углядел на полке магазина «Оксфордскую библиотеку кино» и купил ее за 150 рублей. Время от времени он открывает ее и забрасывает меня вычитываемыми из нее сведениями. Из этого увлечения родилась привычка регулярно покупать журнал «ГЕО» и журналы с программами телепередач. Число кассет с фильмами, в которых заняты любимые актеры, перевалило за сотню.

Прошло четыре года, и интерес к «Титанику» ослабел. Но слово это, тиражированное на майках, жвачках, картах, шоколадках, вывесках кафе и ресторанов, не потеряло
для нас со Славой своего интригующего смысла. «Титаник» для нас – это мощь, господство человека над природой, красота замысла и точность исполнения.
«Титаник» – это слабость человека, зависимость от таких мелочей, как тщеславие хозяина судна и его капитана, отсутствие бинокля у впередсмотрящего, трусость и подлость, корысть и жадность человеческих особей.

«Титаник» – это история любви людей неравного положения, пути которых в обычной жизни, возможно, никогда бы не пересеклись, но на палубе «Титаника» все стало возможным, и любовь эта, на краю между палубой и бездной, между жизнью и смертью, между честью и бесчестием обнажает чувства в их библейской простоте.

Эта история показала, что тема, захватившая Славу, раскрыла его память, мысли, эмоции, сделала его богаче и взрослее.

Спасибо, «Титаник», – наш пароль!

Июль 2003 г.

*          *          *

А  теперь пора объяснить, почему эта история кажется мне заслуживающей того, чтобы снова вернуться к ней спустя два года.

Слава – жертва тяжелых родов, человек с «ограниченными возможностями», как теперь гуманно называют детей, которым трудно общаться с другими людьми и трудно постигать азы науки. До трех лет Слава не умел  связно говорить. Совместные усилия семьи, педагогов и врачей сделали многое: Слава закончил  9 классов вспомогательной школы, полюбил читать, пишет повести в стиле романов о Джеймсе Бонде (любимый герой) и мечтает о большой любви.

История «Титаника» для него – шаг в большой мир, который он постигает через сочувствие жертвам, умело сыгранным голливудскими актерами. Для меня это большая победа над жестокой природой, вызов ей. Помню, в первые годы Славиной жизни, когда мы много ходили с ним по психоневрологическим учреждениям, один врач сказал: «Учтите, он будет усваивать не более 30% всей информации». И вот благодаря «Титанику» информация, как вода через открытые шлюзы, хлынула в Славину память, заполнила ее и закрепилась в ней. Это знание всего, что связано с фильмом (имена актеров, режиссеров, время и место съемок, истории кораблей, потерпевших крушение от столкновения с айсбергами, легенды, связанные с этими историями, и много всего прочего), так прочно засело в его памяти, что вызывает уважение у окружающих.

Сейчас Слава увлечен актрисой Еленой Яковлевой после серии фильмов о Каменской. Он захотел узнать о ней все и увидеть ее во всех театральных постановках
в «Современнике». Первым был спектакль «Пигмалион». Пришлось рассказать ему историю скульптора и его модели, слегка ознакомить с творчеством Шоу. После спектакля Слава вручил актрисе цветы, купленные на заработанные им деньги, и письмо, после чего получил автограф от актрисы. Затем  Слава попросил купить билеты на все спектакли с участием Яковлевой. И вот у меня в сумочке билеты на спектакль «Играем Шиллера». Надо подготовить его к восприятию Шиллера и рассказать историю о двух королевах. Попробую. Может быть, через новое увлечение он придет к театру, истории Англии, станет писать пьесы (чем черт не шутит!).

Что следующее?  Что бы это ни было, я теперь знаю, что меня ждет новая работа. Дай мне Бог сил соответствовать новым задачам!

2005 год


Рецензии