Психологические зарисовки. Пальцевый тест

-Мое дальнейшее существование лишено всякого смысла, - заявил он, практически с порога решив перейти к делу.
 Существование лишено смысла. Я часто слышу эту фразу в своем кабинете, порой сидя в кино, иногда она звучит из телевизора или прорывается в транспортной толчее. Она по-разному бывает оформлена. Она говорится разным тоном, разным полом и с разными целями. И даже на разных языках. Ну...почти. И, конечно, причины по которым человек не видит дальнейшего смысла в своей жизни также бывают различны. Как назло в голове всплыла и укоренилась залайканная вчера на Фейсбуке цитата "Бытие человека загадочно, и эта загадочность весьма похожа на бессмыслие". Вроде, Горький или Толстой. Но точно кто-то наш. Российская  бессмысленность. Настоящая, честная безысходность.
Мой клиент был по-весеннему юн, по-тощему строен и пожизненно умен. Он смотрел на меня из очков и немного исподлобья. Я приготовилась к несчастной любви и деликатно промолчала.
-И знаете почему? - продолжил он деловым тоном и, дождавшись усиления заинтересованности на моем лице пояснил: "Потому, что мой правый мизинец короче левого".
Вот это было по-настоящему интригующе, неожиданно и вряд ли вело по проторенной дороге невзаимной любви. Я не удержалась от реплики: "Угу"!
-Угу?! -он несколько удивился. «То есть Вам понятна вся логическая цепочка моих рассуждений?»
- Еще не совсем.
- Ну, Вы теорию слышали? Более длинный правый мизинец-это признак одаренности. Во всем. Интегральный тест. Пальцы, они еще до рождения формируются. И это стопроцентный показатель!
- И кто, например, эти носители одаренных мизинцев?- спросила я, пытаясь незаметно сравнить свои природные пальцевые богатства. Ничего примечательного, конечно.
- В Википедии целый список приведен,- в его голосе звучало разочарование. -Вы не следите? Это вообще-то важно! Если мизинцевый тест на одаренность отрицательный, то все начинания в сфере науки, музыки, поэзии и  вообще всего значимого просто бесполезны! Ну, ничего не добьешься. Ни славы, ни денег. В списке и Моцарт есть и Бродский и даже Картье-Брессон!
"Интересно, а Бродский-то что длинным правым мизинцем делал?"- мелькнула почему-то дурацкая, непрошеная мысль. Можно подумать Картье-Брессон на спуск только мизинцем нажимал и это-то все и объясняло.
- А зачем Вам нужны слава и деньги?
Он поправил очки, ткнув указательным пальцем в узкую полоску на переносице. Интересно, откуда этот жест так знаком? - Слава и деньги, - устало и, очевидно, не в первый раз за короткий срок произнес он - нужны для того, чтобы купить себе вечную жизнь. Современные технологии развиваются со скоростью света. Уже очень скоро ученые пустят в массовое производство новые, здоровые органы, выращенные на основе генной информации человека, который, например, болен,- он явно подбирал слова попроще, чем в Википедии. - Или орган состарился и нуждается в замене. Тогда тоже вырастят новый и внедрят взамен старого. Ну, массовое-то оно массовое, конечно. Но в первое время все эти технологии будут стоить бешеных денег. И выживать смогут только богатые и одаренные. Чьи гены будут нужны человечеству. А если ты не одаренный, не богатый, бесславный... кхм человек, который по объективным тестам полная бездарность, то что тогда вообще начинать дергаться? Все бессмысленно. Скоро старость, смерть, безвестность, короче. Тлен. Вот.
-Скажите, а как у Вас с оценками в школе? -спросила я немного в строну.
-Да пятерки у меня, пятерки. По всем, кроме химии. Там совсем скучно.   А причем тут это вообще?
-Это некий, хоть и слабый прогностический признак Вашей карьерной успешности.
-Это совершенно неинтересно. Я проверил всех учителей мизинцевым тестом. - он немного поморщился - среднестатистические. Не научат и не оценят. Неяркие. И родители тоже. И сестра. Ну тут и понятно.
- То есть жизнь без надежды на вечную жизнь, большие свершения и славу бессмысленна, так?
- Естественно!
- Можно я немного порассуждаю? Логически?
- Давайте.
- Если жизнь бессмысленна сейчас, пока есть молодость, силы, перспективы заработать пусть не богатство, но некоторое количество средств на достойное существование,  раскрыть свой потенциал, жизнь где есть все, кроме длинны правого мизинца, то зачем тогда она тогда навечно? По-сути все то же самое только плюс длинный мизинец и постоянная компания таких же одаренных, но необязательно приятных носителей удачного пальцевого признака с полным набором свежих органов. Какой Вы вкладываете смысл в эту желаемую жизнь? Зачем она будет нужна Вам потом и так надолго, если сейчас Вам почти точно такая же кажется полностью бессмысленной?
Он смотрел на меня в упор какое-то время. Это была первая пауза в нашем разговоре. Я тоже молчала и думала о том, что у меня есть какая-то своя луна с ее обратной стороной. Хотя, конечно, я не знаю, что это луна. Я думаю, что это тарелка. Зачем я выдала ему такую длинную тираду?!
-И еще я боюсь умереть-сказал он тихо.- Наверно, та, следующая жизнь с полным комплектом свежих органов и с теми, у кого палец-она и похожа на нынешнюю. Но там я хоть умру, когда захочу. Ну, когда все надоест.
В этот момент он выглядел очень несчастным и очень маленьким, несмотря на длинные худые ноги, которые он безуспешно пытался пристроить под кресло.
-А что вы думаете о счастье? - мой вопрос заставил его поднять брови.
-О счастье? - с недоверием, как будто пробуя незнакомую пищу переспросил он: «Что Вы имеете в виду»?
- Вы когда-то были счастливы? Или, может быть кто-то рядом выглядит счастливым? Сестра? Родители? Кто-то еще?
Казалось, что сама такая тема в его присутствии звучала неуместно, нелепо. В комнате была слишком сильная гравитация и мои слова прижимало к земле.
-Я не знаю. Я никогда не думал об этом. Как это можно понять?
-Попробовать спросить.
-По-моему это будет выглядеть глупо.
Да, наверно также глупо, как и мой вопрос за минуту перед этим. Всегда, когда я задумываюсь о счастье, читаю об этом или обсуждаю вопросы так или иначе крутящиеся вокруг этого понятия со своими друзьями и клиентами, я всегда мысленно наталкиваюсь на гениальные слова Саввы Игнатьевича из "Покровских ворот". "Живем не для радости, а для совести". Короткая, но емкая фраза в которой уйма смыслов - каждому человеку свой и, одновременно, манифест целого поколения людей.
- Почему глупо? По сравнению с чем?
- По сравнению с теми вопросами, которые решает наука. По сравнению с тем, что я считаю важным. Счастье-это ненаучно. Нет критериев измерения, нет экспериментальной базы. Даже эти мои рассуждения звучат абсурдно, - закончил он со смешком.
- А к смыслу жизни счастье отношение имеет? - Савва Игнатьевич снова предстал перед моим мысленным взглядом, подмигнул и почему-то погрозил фишкой от домино.
-Конечно...н...наверно да, - я была рада этому сомнению.
- Тогда, раз уж мы начали сегодня со смысла жизни, давайте им и закончим. Могу я попросить спросить вашу маму, сестру и всех, кого вы захотите, про то - счастливы ли они?
- Я думаю, что скорее всего они несчастны. Я рассказал им на днях про мизинцевый тест и, конечно, теперь они расстроены, хотя стараются не подавать вида. Как и я. Ну то есть им я вида не показываю, - поправился он.
- И все-таки попытайтесь выяснить. Может быть, это как-то поможет со смыслом жизни. Кстати, - я собрала немножко мужества - у меня правый мизинец, похоже, равен левому, мне кажется, это важная для вас информация чтобы принять решение о дальнейшем сотрудничестве. Кажется, я начинаю впитывать его манеру говорить.  - И я, в общем не слишком расстроена. У меня есть еще некоторое количество надежд на другие тесты.
- Я уже заметил. Я пока не видел никого, у кого правый был бы длиннее. Но ведь гении не ходят так просто по улицам и не преподают в школе, верно ведь?
Не работают психологами, родителями и сестрами.
Конечно, он должен был заметить, но и я должна была сама обратить его внимание на мое физическое и, теперь уже определенно, интеллектуальное несовершенство.
-Хорошо, мне пока не очень ясен ваш запрос, честно. Но если все же решите поговорить со своими близкими про счастье, а потом вернуться ко мне и продолжить работу, я буду рада помочь чем смогу. Сообщите о вашем решении продолжать в среду, ладно?
- Ладно, - он посмотрел в окно - но не обещаю. - Необоснованные какие-то вопросы про это ваше счастье. Мать и Катьку, может спрошу. Если узнаю что-нибудь, что могло бы стать мне полезным, позвоню в среду.
В голову снова всунулся надоедливый Фейсбук «Без пользы жить - безвременная смерть». Это уж точно кто-то из немцев. Наверняка Гете или Шиллер. Интересно, а они к психологу...? Тьфу, какие психологи в те-то времена. Наверно хватит уже запоминать цитаты. Нет, вот мне интересно - просто лайкать, почти машинально - это бессмысленно или имеет все же смысл?! Кстати, и честно ли по отношению к тем, кто постит? И вообще, мы в Сети живем по-настоящему или понарошку?  Стоп-стоп...
-Всего доброго.
Он позвонил. Наверно, что-то оказалось полезным.


Рецензии