14. XIX съезд КПСС

НА СНИМКЕ: Выступление И.В. Сталина на XIX съезде КПСС.


В начале октября 1952 года состоялся XIX съезд КПСС. Очередного съезда не было с 1939 года, но если война оправдывала его отсутствие, то семь послевоенных лет без съезда вызывали у многих недоумение. Помню, я не один раз спрашивал родителей об этом, пугая их своим вопросом, на который нельзя было ответить.

Но вот съезд состоялся и, конечно, привлек внимание всех. С докладом, правда выступил не Сталин, а Маленков, но Сталин все-таки выступил в конце съезда и сказал, как мне показалось (да и газеты меня в этом убеждали), очень важные слова. Он говорил о том, что коммунистические партии, правительства стран народной демократии должны поднять знамена демократических свобод, национальной независимости и национального суверенитета, которые были выброшены за борт буржуазией.

Как смешно это сегодня звучит и как серьезно мы относились к этому тогда! В стране, поправшей демократию, расстрелявшей сотни тысяч людей, сославшей в лагеря и сгноившей там миллионы людей, говорить о демократии, о знамени демократических свобод, все равно, что играть в театре абсурда!

Но, пожалуй, что меня больше всего поразило, – так это изменение названия партии. ВКП(б) переименовали в КПСС – Коммунистическую партию Советского Союза. Моему уху слышать сочетание СС было не просто непривычно, – кощунственно. Для меня и вообще моего поколения СС означало фашизм, самое ругательное слово. Эсэсовец, – хуже оскорбления не было. Это слово было равнозначно кличке «палач».

– Как же можно было прилепить эти две буквы к имени коммунистической партии, – недоумевал я.

Мы изучали материалы XIX съезда КПСС на семинарских занятиях по ОМЛ – доклад Маленкова, задания на пятую пятилетку и, конечно, выступление великого вождя.

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/08/13/427


Рецензии