Эпидемия любви
Песни – про любовь, кинофильмы – про любовь!..
Страдают!.. Привычка такая пошла у людей –
надо трезвонить про любовь!..
(Из рассказа "Странные люди" Василия Шукшина)
«Любовь» заполонила все! Телевидение и радио, театр и кино, книги и реклама, интернет и газеты! Теперь это МОНОПОЛИЯ. Сегодня на так называемой «любви» с невиданной легкостью зарабатывают огромные деньги кардиналы шоу-бизнеса. Этим понятием спекулируют так, как, наверное, никогда еще за всю историю человечества. Сколько вязкой грязи, рваной похоти и едкого обмана связано с современным пониманием «любви»! Сколько зловонных соплей и ванильной спермы было пролито на это несчастное слово. И мне иногда так хочется спросить всех этих великих «любовных» деятелей, которые на каждом шагу воспевают это понятие: ТАК ЧТО ЖЕ ВАМ СДЕЛАЛА ЭТА САМАЯ «ЛЮБОВЬ», ЧТО ВЫ ЕЕ ТАК ПОГАНИТЕ?!
Любой ваш шаг в сторону того или иного искусства обязательно закончится, тем, что вы столкнетесь с этим. И вы уже, скорее, просто не обращаете внимания, не замечаете этого, но так называемая вечная, а я бы даже сказал, ЧРЕЗМЕРНО вечная «тема любви» заполнила собой все и вся. И заполнила так, что вам просто пришлось смириться и как-то невольно привыкнуть. Заполнила так, что все остальные темы просто перестали существовать, будто бы их и вовсе не было, словно они растворились в безликой, сумасшедшей вечности УНЫЛОГО «ЛЮБОВНОГО» ПРОСТРАНСТВА.
Далеко ходить не нужно. Возьмем, к примеру, музыку. Кто из современных популярных исполнителей не поет о любви? Я не имею, конечно, никакого права говорить за всех, ведь этих самых ВСЕХ знать просто невозможно… Но все же? Неужели есть кто-то такой уникальный и независимый, затрагивающий в своих композициях более интеллектуальные темы, связанные, к примеру, с вопросом о смерти, интеллектуальной и моральной деградации современного общества, расширением и движением Вселенной, предназначением человека?.. Неужели мэтры современной эстрады (не буду по именам) когда-то в своем творчестве затрагивали подобные темы? Неужели хоть капля интеллектуализма присутствует в их композициях? Конечно же, нет, ведь «любовь» у них на первом месте, и это неизлечимо… Возможно, они и их продюсеры ориентируются лишь на вкусы толпы, тщательно изучив эстетические и духовные потребности современного социума. Возможно, они просто тупо следуют за своими предшественниками, во всем им подражая. Вариантов может быть масса. Но, тем не менее, вопрос все равно остается открытым.
Уже много лет изучая и анализируя всевозможные музыкальные жанры и направления, я постоянно сталкиваюсь с тем, что практически любая музыка, куда бы она ни двигалась, катастрофически перенасыщена «любовной тематикой». И это уже просто похоже на какое-то глобальное помешательство, на всеобщее безумие, которое можно оправдать лишь ограниченностью современных музыкантов и их слушателей. Нет, безусловно, есть коллективы и исполнители, творчество которых в полной мере можно уверенно назвать разноплановым, свободным и безграничным. Только вот вряд ли современному человеку, который не интересуется иной музыкой, помимо той, что ему предлагают по телевизору и радио, будут известны такие имена как Gillia, Coddy, Posternak, MC 1.8, D-Man 55, Грот, Trilogy Soldiers… Творчество этих уникальных и своеобразных исполнителей обильно наполнено всевозможными философскими, психологическими и даже космическими темами. И именно поэтому они никогда не станут известными широкому кругу слушателей. Такими деятелями редко интересуется СМИ. Ведь они делают неформат, у них в композициях нет той самой «любви», что присутствует в песнях каждого в той или иной мере известного эстрадного исполнителя. Да и толпа пока не готова к такой музыке. «Приезжал певец агитировать за трезвость, а кто их разумеет – негритянские песни?» «Любовные» предрассудки так крепко и нагло застряли в коллективном бессознательном, что выковыривать их нужно очень долго. Интеллектуализм в музыке не приветствуется, он не интересует современного слушателя. Ему подавай СЛАДКИЕ МОТИВЫ «любви», без которых он просто засохнет! Такие композиции не требуют глубоких размышлений и тщательного анализа, там все очень просто, и даже сверх меры ПРОСТО!
Что же касается кино, то ситуация, в принципе, подобная. Столь предсказуемую и затасканную «любовь» умудряются втиснуть даже в фильмы ужасов, что уже более чем смехотворно. Театр же, менее востребованный современным обществом, страдает от все той же однообразной и пустой «любовной» драматургии. О художественной литературе, что с каждым разом теряет популярность у современного человека, лучше ничего не говорить, иначе как и тут «любовь» оставила свое всепоглощающее дыхание…
Интим перестал быть интимом. И это прискорбно. Люди не говорят друг другу то, что они чувствуют, взамен они зачем-то кричат об этом всему миру, полагая, что этому самому миру есть до их «любви» какое-то дело! И, казалось бы, кому могут быть интересны чьи-то чувства, кроме того, к кому они непосредственно относятся? А оказывается, целая толпа слушает песни о том, как кто-то кого-то любит! Целые поколения смотрят об этом фильмы и спектакли, немного реже – читают об этом книги! И, может быть, я просто чрезмерный нонкомформист или желчный мизантроп, но я не могу понять и принять причину такого помешательства! Для меня это дико, чуждо, глупо и более чем абсурдно!
И неужели все эти бесконечные творческие деятели, которые так активно этим занимаются, действительно понимают, что значит эта самая «любовь»? Неужели они имеют право так беспардонно затаскивать это понятие в своих песнях, фильмах, книгах? Неужели каждый из них действительно понимает то, о чем говорит, отдает себе в этом отчет и несет полную ответственность за свои слова? Все это похоже на какую-то безумную игру, которая заключается в том, кто чаще сделает что-то о «любви» и за «любовь»…
Эмили Дикинсон как-то сказала: «Любовь – это все. И это все, что мы знаем о ней». Но человечество почему-то решило, что оно и впрямь знает об этом ВСЕ! И теперь активно использует в своем обиходе это понятие. Мало того, определив своеобразное тяготение одного человека к другому лишь одним словом, человечество так поверило в его существование и полную достоверность, что принялось чуть ли не обожествлять его! И это уникально, это ведь самый яркий пример заблуждения в собственной иллюзии! То есть противоречие на противоречии! «Если Бога нет, то надо его придумать», получается так?
Совершенно не понимая и даже не пытаясь осознать, что такое любовь на самом деле, человечество сумело затаскать ее так, что на ней просто не осталось живого места. И несмотря на это, люди продолжают издеваться и осквернять ее, как только можно… В самом грязном и зловонном хламе обитает «любовь», прослывшая мерзкой похотью и диким развратом. В самой унылой яме человеческой глупости стонет «любовь», зажаренная на костях слепой и смрадной двуликости. В самом алчном цинизме и садизме кричит «любовь», пытаясь вырваться из противных лап больного человечества… Только вот это самое человечество так крепко схватилось за это понятие, что, наверное, даже сама Вселенная не в силах освободить «любовь» от кавычек и придать ей новый, чистый, истинный смысл! «Любовь» суют везде, где только можно, ей затыкают самые неприятные дыры в самых неожиданных местах, ее используют как инструмент для заработка и развлечения, ей вытираются и ее вытирают… И можно бесконечно упиваться этими тропами, а «любовь» не перестанут беспардонно, бесстыдно и нагло таскать с места на место…
Я почему-то всегда считал, что у искусства, помимо тонкой эстетической и глубокой нравственной задачи, должна быть еще и задача интеллектуальная. Искусство должно будить умы людей, облагораживать, толкать на размышление, на глубокий анализ. Но, увы, глядя на теперешнее состояние современного «искусства», до невозможности напичканного заезженной «любовью» и подобными штампами, остается лишь тяжело вздохнуть и удостовериться в том, что все СЛИШКОМ плоско и предсказуемо…
И мне не хотелось бы сейчас никого обидеть, но все это как-то походит на «эпоху» социалистического реализма – до жути стандартного и ограниченного, когда деятели искусства творили лишь то, что было по нраву родной и незаменимой партии. Только вот теперь эти самые деятели трудятся во благо толпы, надо полагать. А потребности сегодняшней толпы далеко не благоразумны, как раз наоборот – весьма сужены и просты – они ведь так привыкли к великой и всеобъемлющей «любви». И привычку эту искоренить уже вряд ли возможно…
Стандартизация и упрощение человеческих вкусов ведет к уподоблению человека к человеку. Цивилизация превращается в роботов – с одинаковыми вкусами, взглядами и потребностями. И сейчас вам остается лишь включить теливизор и радио (хотя лучше этого не делать), заглянуть в первую попавшуюся книгу или театральный репертуар (если таковой имеется под рукой) и, как говорил интернет-философ Мистер Фримен, «лишний раз обалдеть от невозможности увиденного», удостоверившись в том, что все это правда… И тут можно только развести руками…
«Любовь – это торжество воображения над интеллектом» - так говорил Генри Менкен. Но об этом вряд ли кто-то задумывается. Что-то уводит людей от действительности, взамен предлагая сладкие иллюзии и мнимые истины, вечные предрассудки и скользкие предубеждения. И тут как никогда уместно народное поверье, что «любовь зла». Причем СЛИШКОМ зла…
Но несмотря ни на что, во мне все же теплится надежда. Мне очень хочется верить в то, что рано или поздно человечество переступит через свою глупость и ограниченность, впустит в себя настоящие знания и глубокую мораль. Перестанет деградировать и принимать все, что ей предлагает СМИ. Научится выбирать и отказывать. И эстетические вкусы и нравственные взгляды станут прерогативой разумной и независимой Личности, а не коллективного бессознательного. Все это, конечно, утопия, но верить очень хочется, иначе сегодняшняя ситуация уверенно тянет человечество ко дну…
Киев, август 2013 г.
Свидетельство о публикации №213081300770