Мамины заветы

                «Не могут люди вечно быть живыми,
                Но счастлив тот, чье будут помнить имя".
                Алишер Навои.(1441-1501)г

         Вот и я, как многие в этой жизни, не поспела к маме, не повидала последние часы её жизни. Умерла она на руках моего младшего брата. Он её и похоронил.  Кто пережил смерть матери, тот поймёт тяжесть этой потери. Невосполнимая потеря, мысли всякие роятся в голове. Теснятся в голове вспоминалки. Некоторые раздумывается долго-долго, другие промелькнут быстрой мыслью, и нет их. Разное вспоминается и печальное и смешное.

        Вот мама моя запирает дверь на ключ, уходя на прогулку и приговаривая: «Отнимитесь руки, ноги у вора на моём пороге». Я улыбаюсь, а она серьёзно поясняет: «Запомни эти слова – они крепче любых запоров берегут жилище».

        А вот как-то я, приехав, делаю ей ремонт: мою стены, крашу окна и ворчу помаленьку, надеясь взбодрить старушку и пробудить в ней потребность содержать себя достойным образом.
- Мама, как же ты запустила квартиру! Разве так можно? Где твоя аккуратность? Развела грязь!
        Мама, опираясь руками на свою трость, невозмутимо сидит на диване, следит за моими действиями и приговаривает:
- Я не буду с тобой ссориться. Совсем не буду обращать внимания на твои слова. Всё хорошо.
       Вдруг она встаёт и выходит из комнаты. Ну, думаю: «Достала я мать. Чего хочу я от старого человека? Живёт одна, полы помыты, обед сготовлен, в магазин  и аптеку она ходит. Нас не напрягает. Что ещё надо?» Мне неловко и стыдно за своё ворчание . Думаю про себя:
- Надо будет к маме потом подлизаться и чем-нибудь её порадовать.
       Стоя наверху, начинаю мыть потолок. Слышу - мама возвращается. Оглядываюсь, а она победно улыбаясь мне, произносит:
- Вот сервант помыла, посуду перетёрла. Тебе уже это не делать. Помогла я тебе?
- Конечно! Ты, мама, молодец! – отвечаю ей сверху. Мир восстановлен.

        Вот наша с ней совместная фотография. Маме на ней 80 лет. В городе жара, зной, в квартире духота. Знаю, что мама всё реже выходит из квартиры, поэтому тяну её на прогулку в ближайший сквер.
        Потихоньку, под ручку, доходим до свободной лавочки, садимся и, лениво развалясь, наблюдаем за малышнёй, которую молодые мамаши днём привели на прогулку. Малыши ездят на прокаточных машинах, а мы покупаем себе горячую самсу и едим тут же в сквере, запивая водой предварительно захваченной из дома.
- А мороженое купим? – спрашивает мама.
- Пломбир купим.- успокаиваю её я.
- А давай купим мороженое на обратном пути и съедим его дома - говорит мама, а сейчас давай сфотографируемся.
- Мама, ты что придумала? На тебе же надеты носки разных оттенков.
- Ну и что – отмахивается она от меня.
– Пойди к фотографу и попроси нас с тобой сфотографировать. У нас с тобой уже сегодня будет фото.
        Что делать? Иду. Фотограф с удовольствием выполняет заказ, затем присаживается под ближайшим деревом с чемоданчиком – проявляет и печатает фотографию. Домой мы идём с фотографиями. Мама стоит там радостная, разных носков и не видно. Как я могла знать, что это последняя наша с ней фотография. Сейчас именно эта фотография, как память о маме,  стоит у меня на столе. Больше мы вместе не фотографировались.
        На обратном пути покупаем мороженое, приходим домой, садимся за стол и ложечками едим пломбир.

        Приезжаю в очередной раз. После чая, первых разговоров, мама подходит к шифоньеру, открывает дверцу, вытаскивает узелок, показывает мне и, улыбаясь, говорит:
- Вот тут отложила для нас с тобой 93 тысячи рублей (так она по привычке называет казахстанскую валюту – тенге). Это нам с тобой на проживание. Покупай что хочешь! Будем жить как цари, не считая денег. Завязывает деньги в узелок и бережно кладёт на прежнее место.
        Я быстро в уме перевожу сумму в свою валюту – не очень-то и много, но сумма достаточная.
        Назавтра собираюсь на базар. Прошу:
 - Мама, давай деньги.
        Она медленно подходит к шифоньеру, открывает дверцу ключом, достаёт узелок, развязывает и бережно отсчитывает нужную сумму. Я понимаю, что придется мне обойти весь базар, чтобы купить товар подешевле.

        Как-то пересчитываю деньги в кошельке, собираясь на базар. Мама глубокомысленно замечает:
- Правильно, доченька, считай деньги! Как люди говорят:
- ДЕНЬГИ ЕСТЬ (после паузы продолжает с уважением дальше) – ИВАН ПЕТРОВИЧ!
- ДЕНЕГ НЕТ (пауза, смотрит с пренебрежением)– СОПЛИВЫЙ ПАРШИВЕЦ!

        1999 год. Я похоронила мужа. Прошло время, звоню маме:
- Не могу я к тебе в этот раз приехать. Нет денег на билеты.
- Доченька, набери денег на билет в один конец и приезжай. Я тебе всю дорогу, в оба конца, оплачу, за деньги не беспокойся. Главное – повидаться! – говорит мама.
        С тех самых пор до самой смерти она ежегодно откладывала деньги на оплату моей поездки к ней.
        Главное – повидаться, вместе посидеть!


Рецензии
Мы остаемся детьми, пока живы наши мамы... Светлая память вашей мамочке! Очень трогательно написали. За душу берет!

Наталья Сергеевна Карамышева   18.06.2018 13:26     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья Сергеевна. Вы поняли меня. С уважением и всех Вам благ.

Наталья Гузева   18.06.2018 20:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.