Посвящение любви -2 Глава- 4 Одесские кичманы

По  приезду  в  одесский  театр,  для  начала, -  меня  поместили  в  актёрское  общежитие   с начинающими артистами,  где  каждый  отгораживал  свой  угол  простынёй… («Хорошее»  начало,   не так ли?) 
И  ускоренными  темпами  начались  репетиции  спектакля  «АнгЕла»,  где  я  должна  была  играть  страдающую  служанку  Ангелу, её  несчастную  любовь.-  о которой  повествовала  пьеса  греческого  драматурга.  Реклама  уже  была  развешана:  растяжки  над  улицами   кричали  на  всю  Одессу: АНГЕЛА !

И  мне  уже  некогда   было  думать,  правильно  ли  я  поступила,  приехав  в Одессу. А  нужно  было  быстро  учить  текст,  входить  в  роль  Ангелы,  заполняя  душу: её и своей  мечтой о большой  любви! ( Которая живет в наших  сердцах, даже если редко встречается. )
Ставил  этот  спектакль, тот самый, пригласивший меня ,- Главный  режиссёр  театра: Павел  Павлович,  которого все  называли Пал-Палычем…
(А фамилию  его  я  забыла. Но позже, узнала от Элины, - что это был тот самый  Пал-Палыч, который возглавлял театр  в г. Херсоне, когда она получила туда  назначение после  института, но сделала всё, чтобы  добыть  «свободный диплом»,  - устроив свою судьбу, как считала нужным. )
После  репетиций, Пал -Палыч иногда провожал меня, наставляя  «на путь  истинный»… Заверяя, что  мне никогда и ни в коем  случае нельзя иметь дело с мужчинами!  Потому что я  должна  отдать себя только сцене!  У него была  молодая  жена, актриса,- но он её не продвигал в  театре и  не  давал  особых  ролей… И она  ходила, словно  придавленная  чем-то… Вскоре, нас перевели  в другое  общежитие,  где мне выделили  отдельную  малюсенькую  комнатку,-( только кроватка небольшая  помещалась, зато дверь была.)   И такую  же  комнатку  за  коридорчиком  получил и молодой артист. А в большой  комнате, через  которую  мне  нужно  было проходить, -жили  две молодые артистки, прибывшие сразу  после  института в этот  театр.
Молодой  артист,- часто  получал  письма  от  своей  невесты  и  с гордостью  показывал  открытку, на которой  был  изображён  балетный  принц  в  обтянутых  белых  колготках  с текстом  обращения к  нему  его  невесты,  где  она  называла  его:  «Мой  принц»! Но  этот  «принц», на самом  деле  был  не  «обтёсан»  и  грубоват,- и  абсолютно  не  похож  на  артиста: хамоватый  и  недалёкий  парень.  Мы  с  девчонками  жили  дружно.  И  однажды  увидели  в  театре  объявление, что нужны  артисты  для  участия  в  эпизодах  на  Одесской  киностудии.  И вечером  решили  туда  зайти, может  быть  удастся  подработать  на киносъёмках.
Но пришли  поздновато, после рабочего  дня. И  увидели в холле  студии  такое  же  объявление, но  нам  ответили, что  мы  опоздали. 
Мы  пошли  на  выход, но тут вдруг,  к  нам  подошёл  парень, который, спросив  что мы  тут делаем.- сказал,  что  хочет  с нами  познакомиться,  потому  что он артист  из  Москвы  и  приехал  на съёмки  фильма, а ему скучно  одному  в  чужом  городе.  Он  здесь  впервые и может быть, мы ему поможем  посмотреть  Одессу  и т.д.    Мы,  смеясь,  с шутками,  пошли  домой, а он  увязался  за  нами,  и  как  оказалось, всё  больше  «прибивался» ко  мне… Тогда я ему  заявила, что  лучше  ему провожать  девушек  помоложе… А он, с  металлическими  нотками  в голосе,  показывая  характер, - заявил: «А я хочу  провожать вас!»… Девчонки  всё  поняли  и  быстро  удалились.  А  мы  пошли,  продолжая разговор.  Он сказал, что
в Москве заканчивает театральное  училище и его пригласили на  главную роль 
в новом  фильме. Когда дошли до нашего  общежития - сказал  уверенным  тоном,  не терпящим  возражений: «Завтра я буду  ждать вас. Пойдём  по книжным магазинам.  Искать  новые  стихи! Я поэзию  люблю!»  Это  меня  заинтересовало.  И что-то в его  самоуверенности  и в характере, меня задело.  Он  гордился,  что  приглашён  на  главную  роль в кино,  играть  положительного  героя!
Говорил  об этом, абсолютно  уверенный  в  себе и  в своём  успехе. Но  меня  такая  самоуверенность  удивила.  Как это  он заранее  уверен, что  всё будет  замечательно в  его  игре?!  Да и в поведении с  девушками,  видна  была  его  самоуверенность. Я  хотела  отказаться  от встреч  с ним, но поэзия. всё же,- заинтересовала.  Мне  стало  интересно  покопаться  в  свободное  время  в  книжных  магазинах,  найти  неизвестные  хорошие  стихи,  пообщаться на  эту  тему…
Это  придавало  некую  романтичную  окраску  его  личности,  т.к.  предложение  было  действительно,  интересным.  Да, к тому же, нужно было с  кем-нибудь  повстречаться,  чтобы  забыть, наконец,  Юру!  А  этот  киноартист с насмешкой  наблюдал  за  моими  сомнениями,  не допуская  никаких  моих  возражений:  принялся  чуть не каждый день или  вечер  встречаться  со мной  и  вести  дело  уже к объятиям  и  поцелуям!  А  мне он  в этом  плане  был  не  нужен!
И  тут  я  почувствовала, что он…  «взбесился»!  Всё  больше  проявляя свой  характер, самовлюблённость и даже  наглость! Он так что-то говорил, так как-то вёл себя, задирая меня что, наконец и  я  «взбесилась»!   
«Ну, хорошо  же!  Я тоже покажу  характер!»  А ему, видно только этого  и  нужно  было...  Он  задел  меня так, что я  уже не могла  отступать,- а  должна  была  доказывать какой  он  нахал!  «Подумаешь, в кино снимается! В главной  роли!
 У еня тоже главная  роль в театре!  Растяжки  висят по всему  городу!" 
И  однажды,  пререкаясь со мной, он так злобно чиркнул спичкой  во  время  нашей  перепалки,- что, действительно… искры  полетели! Искра от его спички - полетела  мне в глаз! Да так, что небольшое пятно под  глазом, осталось у меня на всю жизнь…(Отлетевшим  кусочком  горящей  серы  от спички,-обожгло  мне  кожу под  глазом…
 А  могла из без  глаза  остаться! )   А  вечером, я гримировалась для сцены  и  в  ожоговую  ранку  попала  инфекция. Через  несколько  дней, щеку раздуло  и  температура  поднялась  под  40 !  И это  накануне  премьеры!
Меня возили  к  врачам.  Но никто ничего, понять не мог. Пока не отвёз к хорошему  врачу на  своей  машине, директор  театра, (т.к. премьера  была под срывом!) 
И, известный  в  Одессе  профессор, сразу  определил,- что это ожог.  Инфекция  попала в ранку.  И я  могу умереть, если срочно  не  принять  меры!
( Получилось, что наказ Пал-Палыча  мне о мужчинах,-  был  не  плох…)

     Как показали дальнейшие  события, при развитии  отношений с киноартистом:  хорошего в этих  отношениях было мало.  Разве только то, что очевидно, моя  насмешница - судьба, с помощью  этого нахала,- выводила  меня  на новую орбиту …
Как сказано у пастыря Ельчанинова; «Кто верит в случайность-тот не верит  в Бога!»

Меня  кололи  каждый  день лекарствами.  И стало заживать.  Но  нужно было уже играть премьеру: срок подошёл!  И, заклеив ранку, загримировавшись - я играла
спектакль! И премьера  прошла  нормально. ( В моём  архиве остались  фотографии  из  этого  спектакля.) А дебютант-киноартист, продолжил наши странные встречи, потому что, я уже... как «причокнутая  овечка», - вдруг стала  испытывать к нему нечто похожее  на  влюблённость… Словно  он, своим  дерзким  характером и  самоуверенностью,- «схватил  меня за волосы»  и держал так: не то  любуясь,
не то издеваясь надо мной!   
Я же, иногда, в этих  сумбурных отношених, порою- даже ненавидела  его, когда он начинал  хвастливо  говорить, что он…из Москвы! (Москвич, видите ли! А остальные: вроде, более низшего сорта!) Это так и сквозило в его разговорах и поведении…  (Но, действительно, в те годы: получить прописку в Москве: было чем-то недостижимым! И москвичи:  были, как бы  отдельной  «кастой»  счастливчиков,  которые  и  колбасу  могли  покупать  спокойно,  и есть её  вдоволь..…не то что – провинциалы!) «Ну, хорошо же!"- сказала я как-то ему в сердцах:  «Меня  тоже  приглашают в  Москву!» «И если  захочу: мы встретимся с тобой в лучшей гостинице в  Москве!  В номере люкс!» Он  рассмеялся!  «Куда, мол вам, до нас столичных! 
Да ещё  приглашённых на главную роль в кино!»  (Ему снимали  от  киностудии, номер в гостинице  "Красная".)  Потому что, хоть он ещё и студент театрального  училища, но уже почти  «звезда!  Пригласили  на роль положительного  героя!
И он был уверен, что прославится после этого фильма! «Ещё не снялся, а уже как    зазвездился… Нахал!»  А он всё посматривал на меня с усмешкой: «Чего, мол, ты девушка - хорохоришься ?! Как я хочу, так и будет!» Но что-то, всё больше  меня вовлекало  в этот  «дурноватый»  процесс…  «Герой!  Посмотрим, какой  ты  герой в жизни!» - думала я… И  вдруг, неожиданно поняла, что за этими разборками, борьбой  характеров…(« Двух молодых идиотов»,- как бы я нынче охарактеризовала.)
Я  и  не заметила,  что наконец-то,- освободилась от душевной  боли!
И любовь к Юре - прошла! (Да, любовь - это боль! И на белый свет тоже появляемся с болью! И душа обновляется через  боль!) 
И вдруг! Словно чувства  и  мысли  передаются на  расстоянии: Юра, словно услышал, почувствовал моё освобождение от него!  И прислал отчаянное  письмо!
( «Я тебя  люблю!»   «Я тебя люблю!»  «Я тебя люблю!» )  Всё  письмо было:  сплошной крик любви! И отчаяния! Он просил, чтобы я ответила ему хоть что-нибудь!  И что сейчас же приедет! Но я уже равнодушно смотрела на его письмо…
Сбылось то, что  предсказывала: он почувствовал  утрату  любви, так же, как  я   прежде!  Когда чуть не сходила с  ума и страдала, узнав о его обмане!

 (Правда, сейчас через много  лет,- я думаю, что наверное, можно было бы  хотя бы ответить, объяснить  что-то…  Но нужны  ли любви  объяснения?! 
Она есть или нет!  И нужно её беречь!  Значит- не судьба была!)
   Он поступил, наверное, правильно, не оставив  жену  и дочурку… И я поступила, наверное правильно, заглушив свои  чувства, не пытаясь  отнять от семьи.
 И  опять  вспомнились слова:  « Значит, так  нужно было!»

А заносчивый  киноартист  стал  мне казаться уже моим новым  героем.
Удалось ему, всё-таки, на какое-то время, подчинить мою волю  своей.
В молодости, чаще  всего, на  этот счёт: сумбур  в голове...
 
(Ай,  судьба-  искусница! Как она  умеет  затуманить мозги…  Она  опять  играла  со мной вовсю!  Замутила  голову!  Завихрила  чувства… Я уже опять была на краю  опасного "моря»…  Того, что постепенно всё больше нагоняет  волну перед  штормом! 
И уже горизонт потемнел…  А я всё стояла, у тревожного  моря  и  думала,  как бы  мне, всё-таки  войти  в эту воду…  Что-то тянуло  туда…
А  шум  прибоя  всё  тревожнее, нарастал! )

Теперь ,когда прошло время, я с ужасом понимаю, что и погибнуть могла, глупая!
Как гибнут многие в неясных отношениях! Слово ЛЮБОВЬ- настолько затасканно, опошлено, замызгано,-что это понятие  искажено. И люди. бросаясь в мутную и опасную воду, в пучину неясных чувств,- губят себя! не разобравшись: а зачем это было нужно?! Бросаться отчаянно в эту "воду"?!  Берегите себя!

А я тогда , настолько "очумела" от какого-то молодёжного драйва и бурления непонятных чувств, что уже шла "в глубину" вслепую...
(Нет, без каких-то потусторонних сил тут не обошлось! Ведь, несмотря на все последующие перепетии- я живу в Москве сейчас! И не представляю: как могло быть иначе.)
Я даже  стала  замечать привлекательность этого «героя»: подтянутость  и  стройность…  Эдакий  советский  «Джеймс Бонд!»  И ему  удалось заморочить
мне голову на какой-то  период…  (Видимо, его  желание подчинить себе,- доминировало в его отношении ко  мне… Захотелось  почувствовать  себя суперменом  не только  в кино, но и в жизни… Он и играл потом, нечто  подобное в фильмах.) 
 
И вспоминая этот далёкий период, промелькнувший в моей жизни,- я вижу, что это был: опять «мираж»! («Мираж!  «Мираж  любви»!.. И выбор  судьбы.)
 
А  мне, после  премьеры  «Ангелы» - выделили  постоянное  жильё  в  Одессе.  Предложили  большую хорошую  комнату  на первом  этаже солидного дома, -
с  отдельным  выходом  на  улицу,  недалеко  от  театра!

     Но  опять я «учудила»… (Как  сказал  бы  кто-то попрактичнее …)
 
Я пришла после  этого  предложения в дирекцию  театра и заявила,  что в общежитии  уже год  живут и молодые артисты!  Которые тоже должны  жить по-человечески! 
И я, поэтому,- не могу принять для  себя  жильё,  пока  им  тоже  не дадут!
 Вот  это  да! Они меня даже и не просили об этом…  Только  смотрели, как  смотрят  голодные  щенки! Когда  узнали, что я получаю  нормальное  жильё, а они остаются в общежитии, с  холодным  туалетом  на улице, продуваемым  зимой:  крепким студёным морским ветром…  Мне стало  их  жаль!   
        (Вот оно! На чём я в жизни не раз «горела»! И много теряла при  этом!)
 
А в дирекции  театра, наверное, подумали, что у  меня  «не все дома»…
Отказаться  от  собственного  жилья  в приморском  городе Одессе?!  Я  бы имела возможность потом и поменять жильё, куда хотела бы… Мне выделяли  комнату,
как положено: со  всеми  документами…
(А я потом, «болталась»  в Москве несколько лет без прописки и жилья!   Перебиваясь  у добрых  людей...Можно  было бы, поменять эту  комнату с ордером,  на  Москву!)  Но это я сейчас стала  практичнее…  Жизнь  учит! А тогда…
Тогда  дирекция  изменила  ко  мне отношение  к  худшему.  И отправила  обратно,
в то же общежитие!  К моим «подопечным»…  А вскоре, я получила «благодарность» за  моё благородство: по  полной  программе! От того  самого «прЫнца»…
Которому и белые колготки не помогли…  В отсутствии  девушек-артисток,  он заявился ко мне в комнатушку  и  набросился  на меня, спящую!  Я пыталась как-то  вырваться, тогда он, как обычный  уличный  отморозок, стал меня избивать ногами,  лежачую…   Я едва  смогла подняться  и  вырваться,-выскочить на общую  веранду!  Где стала кричать и звать  на помощь!
(Вот это «кино»! Ну и глупая  была!) Девушки, дорогие!
Будьте  искренними  и благородными! Помогайте кому-то! Но не до такой же  степени!Что-то меня  никто не жалел! Как вижу сейчас... Кроме мамы и тёти Нади!

Вышла  соседка  на террасу  и  прогнала «прЫнца»…  А  бедная  невеста его-
 не ведала какое  счастьице её  ждёт с этим поганым «принцем в белых колготках»,- который, на самом деле, был: обыкновенное «мурло»!

Да и  мой «киношный  герой»: не понимал меня и не хотел никого  понимать! 
Кроме себя!  Собственной персоны и карьеры! Это так и сквозила  в его словах
и поступках. Чем  дальше  заходили  наши отношения  в  неизвестном  направлении, несмотря на то. что прохаживаясь по одесским скверам, он читал мне стихи!
А я в ответ. даже поэму  ему  сочинила! И подарила! Ему понравилось. И сказал, что опубликует её… Но, всё равно,- с надменной усмешкой протянул  мне  руку,  сказав: »Ну!  Поцелуй  мне  руку!»  И я ушла униженная и оскорблённая…
И  придя  в  общежитие, сказала девушкам,  что вот теперь, я и отправлю письмо
в Москву: тому самому  директору  театра с кем  меня  познакомил  Ю.А. Завадский… И  уеду  в  Москву!  В столичный  театр! И тоже стану  москвичкой!

(О-ё-ё-й! Говорила же себе раньше: не связываться с киношниками! На черта они нужны, такие?! Нет, всё-таки, связалась! Но..."видно, так нужно было"!)

А  тут и кино-герой  засобирался  в  родную  столицу… Его игра в кино  и со мной-  подошла к финалу… Я сказала  ему,  чтобы  он не забыл моё обещание: что  я тоже буду скоро жить и  работать в Москве! И обязательно приглашу  его в столице:
в лучшую  гостиницу и в  номер  «люкс»!       
Он только  насмешливо  усмехнулся:  «Куда, мол, вам  до  нас»!
И, видимо  представить себе не  мог, что я смогу  выполнить  такое   обещание!
 
 Может быть, я бы  не  торопилась  с письмом  в Москву,  если б последующий  эпизод  при  нашем расставании  на вокзале,- не «добил»  меня  окончательно…

Когда провожали  его в Москву  на  перроне: ( я  и  директор  картины, старый  еврей с «маслянными»  глазками…),- этот герой снова показал  себя. И  когда вагончик  тронулся: герой  вскочил "по-бондовски"  лихо, на  подножку  вагона,- и  вдруг  крикнул , взмахнув  директору  рукой  в  мою  сторону: «Оставляю её  вам»!

И  уехал! Я стояла ошеломлённая! Поезд  ушёл, а у меня в глазах было  темно…

И этот директор с "маслянными  глазками"- сказал мне с  циничной  усмешкой:
  «Что, Жанна  тоже  хочет  сниматься  в  кино?»…
 
Я быстро пошла прочь!  Теперь я точно знала, что как только  получу ответ  из  Москвы- я ни  минуты здесь  больше не останусь!  И выполню  своё  обещание!
Я дам ему ответную  «пощёчину»! За всю его  наглость!  И такое  отношение  ко мне!
И приглашу-таки его в лучшую гостиницу и  номер "люкс"! ( А?! Дурёха-то была!)

И вскоре  получила  ответ  из  Москвы от того  самого директора  столичного  театра!  Очень  хорошее письмо. С официальным  вызовом! В ведущий  театр Москвы!   Под  руководством  прославленного  режиссёра!

И  вскоре- вылетела  в  Москву на переговоры. Встретилась  с  директором  театра  в его кабинете и он сказал, что я буду  играть в пьесе  К.Симонова,- о чём  мы говорили раньше во Львове…
Я позвонила и Юрию  Александровичу  домой,  как договаривались с ним прежде,-_
и он сказал, что я должна буду, всё-таки,  показаться на Худсовете.
А директор сказал, чтоб я увольнялась из одесского  театра, потому что дело это,  фактически решённое.  Я ответила, что смогу  уволиться через пару  месяцев, т.к. должна доиграть свою роль до конца сезона, чтобы не подводить. Так и  договорились!

И вернулась опять самолётом  В Одессу!  В свободное время, прощаясь с этим  городом,- ходили по-утрам  с  девушками,  к морю.  Делали зарядку, купались …Я  «села»  на жёсткую  диету.  Что б ещё  больше похудеть!  Привести  себя в  лучшую форму, готовясь к московскому театру!

И , как-то,  мы возвращаясь с  моря и шли к своему  общежитию…  И вдруг, услышали  чьи-то  слёзы и  мольбы… Плакала и  умоляла- женщина, которая просила продавщицу  молочного  ларька  дать ей  взаймы  сто  рублей  до  вечера, когда  придёт  с работы  её  муж, который  забыл оставить деньги  на автобус для  отправки  сына в пионерский  лагерь!  Женщина, повторяла, что продавщица её знает, она  же  каждый  день покупает  у  неё молоко! Но продавщица, (толстая  бездушная баба )- ничего
и слушать не хотела!  Не обращая внимания на слёзы и мольбы  женщины!  Отворачивалась от  неё…  Я остановилась…
Невозможно  было  пройти  мимо  этих слёз, отчаяния бедной матери! Как она умоляла: «Одолжить ей до вечера сто рублей, чтобы успеть отправить сына на отдых в лагерь, а вечером  придёт муж с работы и отдаст эти сто рублей»!    
« Не плачьте!» - сказала я…  «Успокойтесь!  Я вам одолжу  сто рублей! Хоть это последние мои деньги до получки». «Что вы!»  Вы же  меня  не знаете!»-  недоумевала женщина, утирая слёзы… «Возьмите  сто рублей! И пусть ваш муж  принесёт мне долг в театр, что рядом… И оставит на проходной: на моё имя, как
обещаете: на следующий  день! (И сказала ей своё имя, фамилию, не сомневаясь, что всё будет хорошо!)
Женщина, перестав плакать,  ошеломлённая,- взяла эти  деньги,  повторяя, что муж  обязательно долг принесёт завтра  вечером на проходную театра…

(Я вспомнила  этот эпизод не для похвальбы в свой  адрес.  А потому, что данный случай  имел странное продолжение, доказывающее  истину  изречения:
         «Бог всё  видит!»  И что:  «Нет ничего  случайного»!

( Но об этом, я расскажу позже. О моей московской эпопее!)

А в тот день и вечер,  девчонки смеялись надо мной,  доказывая, что я напрасно так поступила со своей последней  сторублёвкой…  Потому что в городе полно попрошаек, которые и «на пожар» просят и т.д. И что мне теперь никто и копейки  не даст дожить  до  получки: напрасно я так сделала!

(Правда,  вечером этого дня и следующего - никто мне не принёс ничего  на проходную  театра…  И девчата  уже потешались надо мной, как могли…)

Но на третий вечер, когда я пришла в театр: дежурный на проходной сообщил,- что  меня ждут! И я увидела, как из темноты коридора, вышел  высокий, интеллигентного  вида,  мужчина… И возвращая мне сто рублей, стал с благодарность жать мне руку, - взволнованно рассказывая, как они с женой плакали, когда она ему всё рассказала!  Что я поверила им, незнакомым людям! И помогла!
И он ещё  долго благодарил меня!  Как будто, я отдала им целое состояние!
А не сто последних рублей…   ( А девушки стояли в сторонке, притихшие…)
 
И позже, когда мне бывало очень плохо,- я  вспоминала  этот случай и то, как  бывает  дорого  человеческое  доверие, помощь  и внимание! 
И что, действительно, это не так часто встречается. Особенно, в нынешнее время, когда главным  стало: погоня  за «жёлтым  дьяволом»! 

Впрочем,  буквально  через десять дней, когда  я уже  уволилась из театра  и  навсегда  покидала  Одессу, улетая самолётом в Москву: я вспомнила  этот  случай!  При необычных  обстоятельствах…

 А вернее, напомнила об этом случае- Судьба или КТО-ТО… ЧТО-ТО…
           Не известное нам  земным людям…

Но об этом  - позже!  Когда начнётся совсем  другая:  моя московская  история!

 


Рецензии
Очень понравились Ваши воспоминания. Характеры главных героев хорошо прочерчены, не
шаблонные, живые. Очень помогают авторские ремарки -милые, как-будто простенькие, но такие доверительные! Запоминающиеся воспоминания! Спасибо, С уважением!

Валентина Марцафей   16.07.2016 03:33     Заявить о нарушении