Теория революции

Обезьяне не нужен прогресс – ей и так хорошо: она занимает свою нишу в природе и участвует в борьбе за выживание. В гораздо большей борьбе находится белый медведь, и наверняка он не так доволен своей жизнью, как обезьяна. Однако медведь не эволюционирует, да, скорее всего, ему это просто не нужно. Он привык так жить: так жили его предки, и так будут жить его потомки. Медведь занял свою нишу - выходить из неё непривычно и неохота.
Обезьяну можно заставить развиваться. Но для саморазвития обезьяне не хватает мотивации. И только если эволюция будет насущной необходимостью для выживания, немногие из их числа эволюционируют.
Короче говоря, наступает ледниковый период и… Нет, бабуин не становится умнее и не впрягает в повозку приручённого белого медведя; он не надевает шкуры и не выделывает их – он просто обрастает шерстью и жиром, и приобретает способность прятаться в снег во время бури. Он не смотрит на звёзды и не пытается перерисовать их – он только ищет блох в своей шерсти или самку для размножения. При частых потопах бабуин не будет строить корабли и ловить сетями рыбу, он превратится в водоплавающее или просто вымрет. Ему не нужен костёр чтобы жарить мясо. В общем, ему ничего не нужно – это он применяется к обстоятельствам, когда они его сильно затрагивают.
Такое встречается и среди людей: кто-то работает на заводе или в офисе, пьёт пиво по вечерам лёжа на диване или сидя в ресторане, платит кредиты за квартиру или швыряет деньги на модные вещи и совершенно ничего не хочет менять. Это своего рода «запас», примативный человеческий потенциал для выживания вида в случае непредвиденных катастроф. Эти люди применяться к обстоятельствам, одичают, но сохранят вид. И когда-нибудь прилетевшие гости с других планет путём генной инженерии восстановят людей в качестве человечества. Воспламенив фитиль вечно недовольного, воинствующего и пытающегося изменить всё вокруг духа титанов, духа всегда прогрессирующих сверхлюдей. В противном случае, их просто колонизируют, и будут использовать в своих целях, как мы используем приручённых зверей, а гораздо чаще себе подобных. 
Хватает ли нам сейчас прогресса? Эволюционируем ли мы?
Да, человек эволюционирует только тогда, когда совершает революцию. В нежелании признать, что всё и так хорошо, он находит во всём свою неудовлетворённость и продолжает бороться, а найдя своё счастье – не утешается и стремится сделать всё ещё лучше. Мысль о том, что всё вокруг не так, подвигает человека на свершения; он меняет мир, меняет себя, меняет бога на небе, сбрасывает его на землю дубиной, а вскоре и ядерной бомбой. Он недоволен тем, что есть – он будет доволен тем, что будет и, вследствие этого, не будет доволен никогда.
Парадокс и величие воплощает человек. Речь сейчас не о «запасе», но о сверхчеловеке. Его не нужно заставлять – он развивается сам. Он похож на ненасытную паучиху Унголианту из Сильмариллиона, которая могла бы съесть и весь мир. С другой стороны, революционер, словно Прометей – он противится воле богов, берёт решения и ответственность за них на себя.
Революционер выбирает направление сам: род деятельности должен отвечать его интересам и его возможностям максимально воплотить революцию. Титаны воюют друг с другом или заключают союзы, но это не столько война за выживание, сколько за первенство. Первенство в нескончаемой революции почётно, и оно восхваляется как титанами-единомышленниками, так и титанами-врагами. Лишь людям «запаса» нет до этого дела, а про животное царство и говорить не стоит.
Революционер не остановится в этой гонке. И если вдруг он ослабнет, или деградирует в обывателя – на его место придёт другой и обновление мира титанов продолжится.
Титан совершает революцию внутри себя, в государстве, в морали, в науке, искусстве – он всё время перерождается, как бабочка, но не один раз. Он рвёт оковы времени и совершает рывок в развитии, пробивает стену догматов научными истинами, бросает вызов всем и всему, зная, что если не справится – придёт его брат и справится за него!
«Буйный какой-то. И зачем ему всё это?» – Думает обезьяна, продолжая искать блох после съеденного банана.


Рецензии