Горячность

"...тёща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней.  Подойдя к ней, Он  запретил горячке; и оставила её.  Она   тотчас  встала и служила им" (Лк. 4:38-39).
"Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе: Павел вошёл к нему, помолился и,  возложив на него руки свои, исцелил его" (Деян. 28:8).

Горячка, иначе говоря, лихорадка, сопровождает многие  заболевания. Грипп, малярия, даже аппендицит протекают  с  повышенной температурой. Даже при незначительном подъёме  температуры  сверх нормы в 36,5 градуса больной ощущает дискомфорт, а его  родственники бьют тревогу, пытаются каким-то образом остудить эту  горячку. Ну а если лихорадка сопровождается бредом больного,  то  немедленно вызывают Скорую, приглашают врача.
У Петра, очевидно, были добрые отношения с тёщей. Он не принадлежал к числу тех бравых мужчин, которые утверждают, что  "жена для совета, а тёща для привета". Вот почему Христос оказался у одра болезни этой, как  впоследствии  выяснилось,  добродетельной женщины. И, как Совершенный Божественный Врач, Спаситель  исцелил тёщу Петра, кстати, одержимую "сильной горячкой". "Много  скорбей у праведного, но от всех их избавит Господь", — сказано в Библии. И зачастую "всякое наказание в настоящее время кажется не  радостью, а печалью, но после наученным чрез  него  доставляет  мирный плод праведности" (Евр. 12:11).
"Страдающий плотью перестаёт грешить" (1Пет. 4:1), и  человек, проходящий очистительное огненное горнило болезни,  в  котором подобно золоту, переплавляется его характер,  видит  благо  в этом. И хотя нередко люди озадачены страданиями верующих и  говорят "Господи! Тот, которого Ты любишь, болен", всё же в  перспективе  видят,  что  "любящим  Бога  всё  содействует  ко    благу" (Рим. 8:28).
Впрочем, высокая температура телесного организма ему необходима для борьбы с инфекцией, она сжигает вирусы и прочие микроорганизмы, предотвращает размножение этих  болезнетворных  микробов и, таким образом, выполняет защитную роль и является целесообразной. Недаром в связи с гриппом говорят, что если его  лечить,  то потребуется неделя, а если не лечить, то — семь дней.
Наряду с физической есть и духовная горячка. Безусловно, христиане должны "духом пламенеть" и в усердии не ослабевать, но есть чуждый огонь, который исходит  не  от  Божественного источника, а из преисподней. Однажды сыновья Зеведеевы, встретив недружелюбный приём в  селении  самарийском,  предложили Христу свести огонь с неба и сжечь это село, как когда-то  пророк Илья сжёг лжепророков Ваала. Господь остановил  их:  "Не  знаете, какого вы духа". Кто-то скажет: темперамент у них был такой,  холерический или сангвинический. Кстати, слово "темперамент"  имеет своим корнем "температуру", как бы обеспечивающую  тепловой  микроклимат человеческой души. Плохо, если человек холоден, безучастен и равнодушен к нуждам ближних. Но что такое холод, как не отсутствие тепла? Что такое ненависть, как не отсутствие любви? Вот почему Господь обеспокоен поведением Своих учеников. Безусловно, любящие Господа люди должны ненавидеть  зло,  но предметом их ненависти не должен быть человек,  в  данном  случае являющийся рабом греха и  жертвой  дьявола.  Ведь  Бог  ненавидит грех, но любит грешника. Само слово "грех" — старославянское и  в переложении на более современный язык означает "греть",  то  есть жечь, мучить совесть, сознание. Всякий грех причиняет  обжигающую боль нашей душе, и, стало быть, является горячкой. Есть ещё  одно слово: горе. В нём тоже присутствует образ огня,  когда  внутренность, душа "горит" в виду какой-то скорби, страдает от переживаний.
"Горе вам", — часто говорил Христос. "Горе мне,  если  я  не благовествую" (1Кор. 9:16), — признаётся апостол Павел. Следует вспомнить, что однажды Спаситель справедливо заметил: "Горе вам, если все люди будут о вас хорошо" (Лк. 6:26).
Это нонсенс. Когда все люди говорят о ком-то хорошо  —  это подозрительно. Хорошие люди должны говорить о нас хорошее, а  плохие — плохое. Но если все однозначно хорошее говорят, даже враги —  это настораживает, тут что-то не так. Если враги хвалят — надо  задуматься, где ошибки. "Горе вам, если все люди будут говорить о вас хорошо", — заметил Христос. И тут комментарии излишни...
Но возвратимся к горячке, обусловленной "чуждым огнём". Всякий грех и всякая страсть зажигают этот огонь  похоти,  и сделанный грех в свою очередь  рождает  смерть. 
Как-то  вспыхнул страшный пожар в гостинице "Ленинградская" в городе на Неве. Причиной его послужил окурок, брошенный рассеянным клиентом в  ведро с нитрокраской. Этот пожар стоил жизни многим людям и принёс  колоссальный материальный ущерб. Подобное мы наблюдаем и  в  духовной области. "Так и язык — небольшой член, но много делает.  Посмотри, небольшой огонь, как много вещества  зажигает:  и  язык — огонь, прикраса неправды. Язык в таком положении находится  между членами нашими, что оскверняет всё тело и воспаляет  круг  жизни, будучи сам воспаляем от геенны" (Иак. 3:5-6). Так  апостол  Иаков иллюстрирует подзарядку человеческого духа от источника  духовной энергии. И эта подпитка может идти от Бога и от дьявола, сверху и снизу. Правда, сегодня  люди,  претендующие  на  сверхсознание  и сверхчувствительное восприятие, или экстрасенсы, уверяют, что получают энергию "из космоса". Но не следует забывать,  что  "князь мира сего", в Новом Завете  называется  "князем  космоса".  Да и апостол Павел в послании к ефесянам поясняет, что  этот  "князь", то есть дьявол господствует в воздухе и действует в сынах  противления. И эта тёмная личность стремится  внедриться  в  подсознание, проникнуть вглубь души человека.
Те "целители", которые, маскируясь благими целями, пытаются "содрать" с  пациента  "биоэнергоинформационные подвески" сглазов и порч, на самом деле,  разрушают своего рода "озоновый слой", защитный слой бессмертной души, повреждают её "экологию" и приводят человека к "оккультной болезни". А пациенты, обратившиеся за помощью к этим  колдунам,  магам, знахарям, обретают немотивированные страхи, депрессии,  их преследуют "голоса" злых духов, склоняющие к самоубийству.
"Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир,  а  душе  своей повредит?" (Мф. 16:26). Это сказал Христос. Что толку от  мнимого  физического выздоровления, если спустя короткое  время  болезнь  рецидивирует (повторяется)? Академик Вернадский относил человека к "ноосфере", то есть, к воспламеняемой стихии, что  профессор  Лев  Гумилёв  позже назвал "пассионарностью", иначе говоря, способностью  возжигаться от духовного огня. "Огонь пришёл низвесть Я на землю, и как Я желал бы, чтобы он уже возгорелся", — говорил Иисус. Он имел в виду огонь Святого Духа, огонь любви. Но и антихрист тоже несёт  огонь,  только не добра и любви, а зла и ненависти. Там, где этот чуждый огонь — наркомания и алкоголизм, преступность и войны, расизм и антисемитизм. И очень важно уметь различать духов, испытывать их, от  Бога ли они.
Поэт Александр Галич был убит ударом тока. Однако люди, имея дело  с  токами  более  высокого напряжения в области духа, ведут себя ещё более легкомысленно. "Иной пустослов уязвляет как мечом", —  сказано  в  Притчах. Таким орудием пустословия может быть язык. Умение им владеть, его контролировать — залог успеха на любом  поприще.  Такой  человек, обуздывающий язык и пользующийся им с изяществом  наверняка  сделает себе карьеру. И наоборот.
Моисей имел репутацию  кротчайшего человека на земле. Он укрощал свой язык, как дикого хищника,  даже в самых стрессовых ситуациях. Но однажды очередной ропот народа вывел его из равновесия. Он не пободрствовал и "погрешил устами своими". И это дорого обошлось Моисею: он  не  вошёл в  землю обетованную.
Пётр тоже "погорячился" в Гефсиманском саду: выхватил меч из ножен и пытался отрубить голову "омоновцу",  пытавшемуся  арестовать Христа. Тот ловко увернулся от удара и лишился только уха. И хотя ухо Господь восстановил на прежнем месте, Петра пытались тоже отловить, а он, конспирируясь, зашёл так далеко,  что  перешёл грань дозволенного и в горячке отрёкся  от  Учителя.  Правда,  он горько оплакал своё падение. А виной всему — горячка. В наше время некоторые христиане пускают язык на  самотёк, в результате чего говорят языками не ангельскими и даже не английскими, а каким-то нелепым набором звуков, образующих  абракадабру. "Дух же ясно говорит, что в последнее время отступят некоторые  от  веры,  внимая  духам   обольстителям    и    учениям бесовским" (1Тим. 4:1). Да, Дух Божий говорит ясно, и "имеющий ухо слышать да слышит, что Дух говорит церквам". А вот нечистые  духи говорят неясно, смутно, запутанно. Их цель — ловить  рыбу,  пока вода мутная. Повреждая подсознание человека подобного рода  брожением, они превращают его сознание в нечто, подобное экрану компьютера, в программный блок которого попали "вирусы". Тогда на мониторе (экране) вместо чёткого текста появляются человечки и различные издевательские символы. "От избытка сердца говорят  уста", и "кто ясно мыслит — ясно излагает". Но  сумятица  в  подсознании отражается и на языке человека, одержимого горячкой духовной бредоносного характера.
Как известно, в бреду больной не контролирует свой язык. То же происходит с впадающими в транс жертвами "глоссолалий", которые не подвергают цензуре здравомыслия срывающуюся с языка бесконтрольную  продукцию. И  этой  продукцией  нередко  бывают  пустословие, сквернословие и даже богохульство. Как необходимо в этом случае  исцеление от горячки языка!
Часто встречается горячность наших  опрометчивых  выводов  и суждений. Помню одного авторитетного  священнослужителя  из  Ленинградской области. Посетив в Мариуполе пару храмов, он недвусмысленно заявил: "Верующим лекарства ни к чему. Вот мне уже 50 лет, а за эти  годы я не употребил ни одной пилюли. И вообще обращаться к врачам — это значит показывать своё неверие в Бога". Столь "крутые"  суждения, конечно, не всеми воспринимались за чистую монету, но внешний вид проповедующего был внушителен. О таких личностях говорят: кровь с  молоком. Несколько месяцев спустя этот оратор прислал мне письмо  с  извинениями, что "погорячился", перенёс  инфаркт  миокарда  и  за  несколько месяцев столько медикаментов принял, сколько другие и  за  50 лет не употребляют. Кстати, как честный человек, он просил в церквах, где он столь опрометчиво зарекался, рассказать о его покаянии.
В книге Деяний Апостолов, в  28  главе,  рассказывается,  что когда апостол Павел оказался на острове Мальта после  кораблекрушения и подкладывал хворост в костёр, то ядовитая змея повисла  у него на руке. Туземцы, видя это, сразу же занесли его  в  "чёрный список" преступников. Они говорили друг другу, что, верно,  этот  человек — убийца, когда его спасают от моря, суд Божий  не  оставляет жить. Но когда он стряхнул змею в огонь и  не  потерпел  никакого вреда, они "переменили мысли и говорили, что он Бог" (Деян. 28:7). Поспешность в выводах и поворот умозаключений  на  180  градусов, естественно свидетельствовал о горячности этих людей. Не  случайно, Павел там же посещает отца коменданта острова Публия и избавляет того от горячки.
Как-то один епископ  в  многолюдном собрании заявил: "Братья и сёстры, когда я был молодым, то поднимал вагон соли". У верующих дыхание перехватывало  от  такой лжи или хвастовства, если хотите. Но оратор  продолжил  свою речь: "Поднимал, но не поднял". И  сразу  же  в  церкви  раздался вздох облегчения. Все понимали, что  молодёжи  свойственно  горячиться, но прежде, чем что-то сделать, надо предварительно  сесть и вычислить издержки, как учил Господь. Любое дело можно делать с горячкой и без неё.
"Горячий" водитель, даже если он трезвый, может сбить пешеходов и сам убиться. Вот почему автоинспектор, фиксируя  превышение скорости, неторопливо подходит к нарушителю,  и  монотонно  начинает ему объяснять правила дорожного движения и  значение  сигналов светофора, привлекает статистические данные о  цифрах людей, погибших в автокатастрофах. Видя нетерпение молодого  человека,  остужает его: "Моя лекция займёт не более 45 минут, может быть, полчаса. Мне спешить некуда". Водитель готов заплатить  штраф,  только бы быстрее расстаться со словоохотливым милиционером, а тот  возражает: "Что вы, денег не надо, моя лекция  бесплатная,  а  жизнь ваша стоит гораздо дороже". И он прав.
Однажды известный служитель церкви в сопровождении молодого спутника пошёл проповедовать Евангелие. Внезапно на их  пути  вырос  хулиган.  А проповедник в прошлом был  специалистом  по  различным  единоборствам. И в данный момент в нём сработала  "старая  закваска":  он схватил противника, поднял его над головой, и хотел уже было швырнуть его наземь, но тут молодой товарищ робко напомнил ему: "Ты же — человек Божий". И куда только "горячка" подевалась?! Евангелист остыл и бережно придал хулигану вертикальное положение, аккуратно поставил  его  на ноги. "Тебе повезло, что мы — люди верующие", — пояснил он. У того едва слёзы из глаз не брызнули — то ли от удивления, то ли  от умиления.
Есть ещё такая горячка, которая обусловлена бредом ревности. Люди неуравновешенные, душевнобольные, ясное дело, подвержены ей. Правда в народе говорят, что когда кто-то ревнует —  значит:  любит, а у японцев даже такая поговорка есть: женщина,  которая  не ревнует, похожа на мяч, который не прыгает.  Но  это  рассуждения тех, которые не становились  жертвами  ревности.  Увы, их  жизнь превращается в ад, и кончина может быть ужасной. А в духовной сфере есть понятие: ревность не по рассуждению. Ревновать о добром, конечно, надо, но при этом не стоит забывать о рассудительности. Как апостол Пётр увещевает: "То вы,  прилагая  к  сему всё старание, покажите в вере вашей  добродетель,  в  добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание,  в  воздержании терпение..." (2 Пет. 1:5-6). Ну, а там, где терпение заканчивается? Там необходимо долготерпение. Самообладание,  самоконтроль  в области духа то же что стены для защиты города от врагов.
Недаром ещё Соломон заметил:  "Что  город  разрушенный,  без стен, то человек, не владеющий духом своим"  (Пр. 25:28).  Необузданность языка, неукротимость нрава, гнев, ярость — это  взрывоопасное состояние, которое обеспечивает оккупацию  души  дьяволом. Его задача — вывести свою жертву из равновесия, лишить  её  хладнокровия. Тогда  победа  ему  обеспечена.  Как-то  один  человек, преуспевший на поприще овладения искусством борьбы и достигший  в этой области высшей квалификации, признался мне: "Чтобы  победить противника, надо быть совершенно спокойным  и  уравновешенным, а его надо вывести из этого равновесия. Когда он начнёт  горячиться и делать необдуманные ходы, ему конец".
В Греции жил Периандр Коринфский, считавшийся одним из  семи великих мудрецов. Он правильно учил: "Сдерживай гнев",  "Опасна  опрометчивость". Но это — в теории. А на практике — он  в  припадке  гнева убил свою жену, ударив её, беременную, ногой  или  скамейкой.  Но этот тиран был язычником. А нам, христианам, апостол Павел рекомендует:  "Всякое  раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со  всякою  злобою, да будут удалены от вас" (Еф. 4:31).
Суета — тоже "горячка". Ах, если бы мы все заботы  возложили на Господа, Который печётся о нас! Прислушаемся, как Он  говорит: "Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом, а одно  только нужно..." Внимать Слову Божьему и исполнять  его.  Остыть,  успокоиться и прислушаться к голосу Духа Святого.  Смерть когда-то остудит тело и  горячку.  Кстати,  греческое слово "агония" (борьба) так похоже на русское "огонь".
Когда умирал публицист Михаил Стасюлевич, то прошептал: "Чаю". Немедленно принесли стакан с чаем. Но умирающий продолжил:
— Чаю... воскресения мёртвых.
Вот чего он хотел, переходя в вечность. Ему уже было  не  до горячки суеты. Не до горячки греха и страстей. И горячка опрометчивых суждений уже не волновала его.
А как много ещё "горячих точек" на нашей планете! Как  много этих "горячих точек" в нашей жизни!
Но Господь остудит их и исцелит нас от любой духовной  лихорадки, как это случилось с тёщей Петра или с отцом Публия.  Стоит обратиться к Нему, и Он поможет нам.

(Из авторской книги «Размышления христианского врача», Библия для всех, СПб, 2011).


Рецензии