Знатный торг в Оренбурге возымел начало
Седьмой по счёту президент США Эндрю Джексон как-то справедливо заметил, что "торговля создана только для того, чтобы брать там, где чего-то слишком много и перевозить туда, где этого слишком мало". Именно Оренбург стал торговыми воротами в Азию. Ещё Пётр Первый в 1722 году говорил: "Киргиз-кайсацкая орда всем азиатским странам и землям... ключ и врата".
С присоединением в 1731 году Малого Казахского жуза к России началось активное освоение южноуральских степей. В 1734 году обер-секретарь Сената Иван Кириллович Кириллов подал правительству "Представление" о задачах России на Востоке, основой документа было строительство города-крепости у устья реки Орь. Предполагалось, что через новый город будет вестись обширная торговля не только с Казахстаном, Средней Азией, но даже с далёкой Индией.
Перво-наперво, нужно было привлечь на окраину России людей деятельных и предприимчивых. Для этого императрица Анна Иоановна, приветствуя торговлю в Оренбурге, даровала ему "Привилегию" 7 июня 1734 года, почти за девять лет до основания города. Самодержица провозглашала "соизволение всем и всякого народа российского купечеству, мастеровым и разночинцам, а так же иностранных европейских государств иноземцам, купцам и художникам, и тутошним башкирского народу и живущим с ним, и новоподданным нашим киргизам, каракалпатским народам и из азиатских стран приезжим грекам, армянам, индейцам, персам, бухарцам, хивинцам, ташкентцам, калмыкам и иным всякого звания и веры приходить, селиться, жить, торговать и всяким ремеслом помышлять".
По сути этим документом было положено начало не только бойкой торговли, но и многонационального состава будущей Оренбургской губернии. Первый оренбургский губернатор Иван Иванович Неплюев лично разослал приглашения российским и азиатским купцам - торговать в новостроенном Оренбурге. Да что там губернатор, императрица Елизавета Петровна 27 ноября 1744 года в письме казахскому хану Абулхаиру особо подчеркнула, что в Оренбурге "хлеба и других надобных товаров довольно. И весьма желательно и приятно, чтобы казахи и все купцы в Оренбурге торговать привыкли".
Призыв императрицы был услышан, и уже осенью 1744 года к Оренбургу потянулись первые торговые караваны из Средней Азии, а с 1745 года, по утверждению И. И. Неплюева, "знатный торг в Оренбурге возымел начало".
В предчувствии солидных барышей, в новый город стали съезжаться купцы из Ростова, Казани и других российских городов. Среднеазиатские купцы, особенно хивинцы, несмотря на все трудности и опасности длительного пути через казахские степи, большими партиями подтягивались к Оренбургу. В целях упрочения оренбургской торговли, правительство приравняло её к ярмарке, т.е. разрешало всем купцам, как местным, так и приезжим, продавать свои товары оптом и в розницу. В других же городах такое право имели только местные купцы.
Благодаря мудрой и своевременной политике Оренбург в очень короткие сроки превратился в крупный торговый центр между Россией и Средней Азией.
Свидетельство о публикации №213081401933