36. В СССР произведено испытание водородной бомбы

НА СНИМКЕ: Отец водородной бомбы академик Андрей Дмитриевич Сахаров, трижды Герой социалистического труда в 1954, 1956 и 1962 гг. - был лишён званий в 1980 г., Лауреат Сталинской премии (1953 г.) - был лишён звания в 1980 г., Лауреат Нобелевской премии мира (1975).


Работу над водородной бомбой в СССР не затормозили ни смерть Сталина, ни арест Берии. После испытаний американцами мощного термоядерного устройства на атолле Элугелуб на создание водородной бомбы в СССР бросили все силы.

12 августа 1953 года на полигоне в Семипалатинске была испытана первая в мире водородная бомба (бомба, а не устройство). Это была очень мощная бомба – в двадцать раз мощнее первых атомных бомб в США и СССР. Экологические последствия этого испытания оказались ужасающими. На долю первого взрыва приходится 82% стронция-90 и 75% цезия-137 за все время ядерных испытаний в Семипалатинске. Но тогда о радиоактивном заражении, как и вообще об экологии, никто не думал.Были и прямые жертвы.

Недавно я прочитал в одной статье в интернете, что после испытания этой бомбы Курчатов с глубоким поклоном обратился к 32-летнему академику Андрею Дмитриевичу Сахарову: "Тебе, спасителю России, спасибо!" А Сахарова называли впоследствии отцом водородной бомбы. Но имя его рассекретили только спустя много лет.

Молодой ученый, работавший в группе Зельдовича, Андрей Дмитриевич Сахаров придумал альтернативную схему водородной бомбы. Еще в 1949 году он предложил оригинальную идею так называемой «слойки», где в качестве эффективного ядерного материала использовался дешевый уран-238, который ранее, при производстве оружейного урана, рассматривался как мусор. Но оказалось, что если эти «отходы» бомбардируют нейтроны термоядерного синтеза, в 10 раз более энергоемкие, чем нейтроны деления, то уран-238 начинает делиться и стоимость получения необходимого термоядерного горючего во много раз уменьшается. Явление ионизационного сжатия термоядерного горючего, ставшее основой первой советской водородной бомбы, до сих пор называют «сахаризацией».

А.Д. Сахарова в 32 года избрали действительным членом Академии наук СССР. Трижды правительство награждало его медалью героя Социалистического труда, в 1953 году ему присудили Государственную, а в 1956 – Ленинскую премию.

Впоследствии Сахаров активно выступал против испытаний ядерного оружия в атмосфере, в воде и на поверхности земли. Он был одним из инициаторов Московского международного договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах. В начале 70х годов средства массовой информации в нашей стране начали массированную кампанию против А. Д. Сахарова. Его высказывания искажались, о нем и о его жене публиковались клеветнические материалы. Несмотря на это, Сахаров продолжал свою общественную деятельность.

В 1975 году он написал книгу "О стране и мире". В том же году ему была присуждена Нобелевская премия мира. В нобелевской лекции "Мир, прогресс, права человека", излагая свои взгляды, он отметил, что "единственной гарантией мира на Земле может быть только соблюдение прав человека в каждой стране".

Работа над проектом водородной бомбы была существенно ускорена, благодаря предложению Виталия Лазаревича Гинзбурга использовать в качестве горючего дейтерид лития. Академик Гинзбург, лауреат Нобелевской премии по физике, выдающийся физик современности, вспоминает:

 – «Бомба» в жизни мне здорово помогла. В то время я был обвинен в низкопоклонстве и космополитизме – преклонении перед зарубежной наукой. Думаю, мне вообще не сносить бы головы, но повезло – призвали делать оружие, важное для государства. И это несмотря на то, что жена по нелепейшему обвинению находилась в ссылке. Для Сталина, когда «прижимало», «мозги» были важнее идеологии. Впрочем, довольно скоро, опять же из-за жены, меня вывели из группы. Но главное, что борцы с космополитизмом от меня отстали.

А вот его оценка своего участия в проекте создания термоядерного оружия:

– Андрей Дмитриевич придумал конструкцию бомбы, так называемую «слойку», которая сжимает «горючее» и инициирует взрыв, а я – это самое «горючее». И хотя уже после смерти Сталина за эту работу я получил Государственную премию, но с научной точки зрения она все же не слишком высокого уровня. В общем, повезло.

Меня усиление военной мощи СССР очень радовало в те далекие годы. Я любил свою страну, гордился ее успехами, верил в будущее социалистического строя, не понимал, почему другие страны не видят его преимуществ, верил, что наша страна демократическая, что, как записано в нашей Конституции и как поется в песне: «Человек у нас имеет право на ученье, отдых и на труд!» И я был убежден, что с каждым годом жить мы будем лучше и лучше. А напасть на нас и помешать нам построить коммунистическое общество империалисты теперь, когда мы обладаем таким мощным оружием, не посмеют.

В те далекие годы я знал, что ученые-физики работают над созданием мирной термоядерной реакции. Я очень хотел участвовать в создании термояда и боялся, что эта реакция будет открыта без меня. К сожалению, мне не довелось участвовать в этих работах – не допустили. Но реакция не создана и сегодня.

И у меня иногда мелькает мысль: «А вдруг именно меня нехватало в коллективе ученых, создававших термояд? Был бы я там, и термояд был бы создан на благо человечества». Нет, это не значит, что я такого высокого мнения о моих мозгах. Я знаю, есть и получше. Но всё же…

Первая водородная бомба стимулировала бурное развитие космонавтики. После ядерных испытаний ОКБ Королева получило задание разработать межконтинентальную баллистическую ракету для этого заряда. Именно эта ракета, названная «семеркой», вывела в космос первый искусственный спутник Земли, а еще через два года с ее помощью стартовал первый космонавт планеты Юрий Гагарин.

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/08/14/482


Рецензии