Вечерницкий ритуал парования и песни-парованки

 ВЕЧЕРНИЦКИЙ РИТУАЛ  “ПАРОВАНИЯ” И ПЕСНИ-“ПАРОВАНКИ”

А) “ПАРОВАНИЕ”

     После завершения осенних полевых работ, с появлением у крестьян свободного времени, приходила пора вечерниц. Вечерницы были широко распространены в исследуемом регионе(Глоденский район Республики Молдова - В.П.) до 1950-х годов, затем постепенно исчезли, и в настоящее время мы лишены возможности наблюдать и описывать их “с натуры”. Между тем обычаи и традиции вечерниц, произведения устного народного творчества, в том числе и песенного, исполнявшиеся на них, достойны глубокого изучения. Именно на вечерницах исполнялось большинство произведений фольклора. Здесь звучало и много песен: любовная лирика, старинные козацкие песни, баллады, песни о чужбине, множество шуточных.
     Все это богатство фольклорного разноцветья приходится теперь собирать по крупицам из воспоминаний старожилов, так как раньше украинский фольклор в Молдове фактически не собирался и не изучался.
    Одно из свидетельств своеобразия сохранившегося в исследуемом регионе песенного фольклора – вечерницкий ритуал “парования” и песни –“парованки”.
    Песни-прарованки впервые были записаны мною в селе Стурзовка в 1994 году во время сбора фольклорного материала для книги “Співає Стурзовка”. До этого встречать описания или упоминания об этом виде песен украинского фольклора не приходилось.
     Записи, произведенные в селах Стурзовка и Малиновское, позволяют сделать вывод о том, что на протяжении длительного времени у украинцев существовал устоявшийся ритуал «парования» на вечерницах, который включал в себя:
     1.Исполнение всеми присутствующими на вечерницах специальной песни, предназначенной для тех или иных юноши и девушки, с указанием в этой песне их имен, с целью «парования» их.
    2.Исполнение в ответ на это «паруемыми» специально для этой цели предназначенной благодарственной песни («Дяка»).
    3.В случае отказа «паруемых» из-за стеснительности или по другим причинам исполнять «Дяка» - хоровое исполнение всеми присутствующими специально для этого предназначенной «позорящей» песни.
 
Б) ПЕСНИ- “ПАРОВАНКИ”

    Первая песня-“парованка” была записана у П.И.Борончука в Стурзовке “Кочавса крешпіль по сіножаті”.
Через несколько месяцев А.Я.Кислый дополнил вариант П.И.Борончука.Кроме того он напел еще две “парованки”: “На горбочку дощік спав” и “Текли річки, бреніли”. Тогда же были записаны и у М.И.Молошаг “Хто нам мак потолочив?” и “Ой добра, ой добра мамалига з молоком”.
   Через четыре года, в августе 1998-го, в селе Малиновское я записал у О.Л.Дмитриенко “Йа в городі під цібулькою”, у Каленюк М.И. – “Де ти, дубе, ріс, ріс?” “Вишенька, вишенька тай лопух, тай лопух”.
    Выяснилось, что у каждой “парованки” была своя мелодия.После некоторых из них ритуал требовал того, чтобы юноша и девушка поцеловались.
    Ниже приводятся тексты песен-“парованок”.

1.КОЧАВСА КРЕШПІЛЬ ПО СІНОЖАТИ

Кочавса крешпіль по сіножати,
Фаливса Вася ту Надю брати.
Фаливса брати, фаливса бити:
-Покинь ти, Надю, других любити.
-Ой не покину бо ще ж не с твоя,
Тоди покину як буду твоя.
Ой тамс за лісом, за лісочками
Сидит простеля з подушечками.
На тій простелі лиш Вася лежит,
На праві ручки ту Надю держе.
Ой ти, простелю, спустиса нижче,
А ти же ж, Надько, присуньса ближче.
А Надя спала – недосипляла,
Присунуласа й поцилувала.
Прилетів щеглик, сів на віконце:
-Вставайте, люди, нерано сонце!
-Най сонце сходе – ясніще буде,
Мені з Ваильом встиду не буде!
    (Записано у Кислого А.Я. в селе Стурзовка 17.12.1994 года.)

2.НА ГОРБОЧКУ ДОЩІК СПАВ

На горбочку дощік спав
Як той Андрій з коня впав.
Ой він впав тай лежит,
Ніхто єго не держит.
Ой прибігла то та Ганя,
За ручечку підняла,
За ручечку  підняла й
До домочку й повела.
До домочку й повела,
На лавочку й поклала.
На лавочку й поклала:
- Нема мого Андрея.
Нема, нема тай не буде,
Вийди ж мені за всі люди!
     Поздоровляємо,Ганю, тебе і Андрію,тебе, шо ви були обоє паровані!
    (Записано у Кислого А.Я. 17.12.1994 года в селе Стурзовка).

3.ТЕКЛИ РІЧКИ, БРЕНІЛИ

Текли річки, бреніли
До той Валі до сіней.
Є в той Валі вишний сад,
Там парубків повний склад.
Вони пили – гуляли,
Мед – гурівку складали.
Лиш той Ванька більше склав –
То ту Валю сподобав.
Лиш той Ванька більше склав-
То ту Валю сподобав.
Ой той Ванька грає,
А Валя гуляє.
-Нахай мою то ту Валю
Ніхто не займає!
Бо як таки займе –
На порзі впаде:
Ручки-ножки поломню,
До дому не зайде.
     После єтих слов Ваня и Валя должні поцеловаться.
(Записано у Кислого А.Я. 17.12.1994 года в селе Стурзовка).

4. ХТО НАМ МАК ПОТОЛОЧИВ?

-Хто нам мак потолочив,
Хто нам Маню наврочив?
-Як той Вася волочив,
Тай на Маню наврочив.
   (Записано у Молощаг М.И. 23.10.1994 года в с.Стурзовка).

5.ОЙ ДОБРА, ОЙ ДОБРА МАМАЛИГА З МОЛОКОМ

Ой добра, ой добра мамалига з молоком,
Ой пара, ой пара то та Маня з Васильком !
    (Записано у Молошаг М.И. 23.10.1994 года в с.Стурзовка).

6.ЙА В ГОРОДІ ПІД ЦІБУЛЬКОЮ

Йа в городі під цібулькою
Сидит голуб йа з голубкою.
Йа в голуба й голова золота
Чорним шовком позаточена.
А в Ігоря така гадка була,
Шоби Алла єму жінка була,
А він ії любував, цулував,
Ще й до печи кухарочку наняв!
   (Записано у Дмитриенко О.П. в селе Малиновское (9.8.1998 года).

7.ДЕ ТИ, ДУБЕ, РІС, РІС?

Де ти, дубе, ріс,ріс,
Шо не розвивавса,
Де ти, Федя, ночував,
Шо не роззувавса?
А я в лісі ріс,ріс
Та ще й зима була,
А я у Мані ночував –
Сама дома була.
Першу нічку – на припічку,
Другу – на лавочки,
Трету нічку йа в садочку
На тім барвиночку.
   (Записано у Каленюк М.И.26.7.1998 года в с.Малиновское).

8.ВИШЕНЬКА,ВИШЕНЬКА ТАЙ ЛОПУХ, ТАЙ ЛОПУХ

Вишенька,вишенька, тай лопух, тай лопух,
Федя з Маней – один дух, один дух.
А у Мані платиночка від ткача, від ткача,
Тай від Феді – шмаркача.
   (Записано у Каленюк М.И. 26.7.1998г. в с.Малиновское).

В) БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕ “ПАРОВАНКИ”  (“ДЯК”)
   
     Записи, произведенные в селе Малиновское, свидетельствуют о том, что ритуал “парования” не ограничивался только исполнением песни- парованки.Обязательным моментом  в этом селе было также и исполнением одним из “паруемых”, обычно – девушкой , специально для этого предназначенной ответной благодарственной песни.Это называлось “Давати дяка”.
     “Дяк” имел следующиц текст:

ОЙ У ЛІСІ НА ГОРІСІ

Ой у лісі на горісі роса на листочку,
Тай дякую вам, дівчата, за цу співаночку.
Тай чи пара, чи не пара, а ви спарували,
Тай дякую вам, дівчата, шос с-ть заспівали!
Шоби ви, дівочки, щастя-долю мали,
Тай дякую з Федьом файно заспівали !
   (Записано у Каленюк М.И. 26.07.1998 года)

    Исполнение «дяка» свидетельствовало о том, что паруемые не возражают, чтобы присутствующие отмечали их таким способом. Это вызывало всеобщее оживление.Значит – симпатии угаданы правильно. В этом контексте становится понятным смысл слов известной украинской народной песни :
«Ми з тобою паровані як горнятка мальовані». Герои этой песни прошли через ритуал парования на вечерницах.

Г) ОТКАЗ «ДАВАТИ ДЯКА». «ПОЗОРЯЩАЯ ПЕСНЯ».

    В случае несогласия или протеста по поводу парования, один из паруемых отказывался «давати дяка».Это в какой-то мере унижало предполагаемую «половину пары», а заодно и всех участников вечерниц, не сумевших угадать симпатии отказывающегося. В отместку за отказ для него исполнялась позорящая его песня, смысл которой в том, что отказывающийся не дорос еще до того, чтобы быть парованным:

ХТО НЕ ДАЄ ДЯКА

Несут Катю на руках,
Течут шмарки по зубах,
А пес підбігає,
Та іх фостом втирає.
З того кута на сей кут
Жаба перелізла,
Хто не дає дяка –
Голова облізла!

Д) “ПАРОВАНКИ” – ОСОБЫЙ ПЕСЕННЫЙ ЖАНР

   Ритуал «парования», наличие устойчивых текстов и мелодий песен-парованок, «дяка» и «позорящей» песни дают основание выделить эти песни в отдельный жанр украинского словесно-музыкального  народного творчества.
Характерными признаками песен этого жанра являются:
1.Исполнение их с целью «парования».
2.Исполнение «парованок» хором.
3.Исполнение их во время вечерниц.
4.Упоминание в песнях этого жанра собственных имен «паруемых» юноши и девушки.

    Собирание и изучение песен-«парованок» могут пополнить наши знания об обычаях, традициях  украинцев Молдовы, выявить новые образцы произведений народного песенного творчества, представляющие большой интерес для науки.


Рецензии