Гл. 6. Горькая жизнь и забытая могилка

Гл. 6. Горькая жизнь и забытая могилка.

Но вернусь к рассказу о своей любимой бабушке Варваре Фёдоровне Бойко.
На следующий день бабушке стало ещё хуже, она большую часть времени проводила в бессознательном состоянии. В школу нас с Петром не пустили, а Колю не отвели в детсадик. На улице было морозно и ветрено, поэтому большую часть дня мы провели дома у моих двоюродных братьев. Два или три раза ходили к нам на квартиру, проведать бабушку, но она была каждый раз без сознания…
А ночью она умерла.
На похороны приехали два сына бабушки с родной нашей Кубани (дядя Миша – 1910 года рождения и дядя Андрей – 1921 года), а также дочь тетя Лиза – 1912 года рождения. С удивлением отмечаю для себя, что все они были тогда моложе меня сегодняшнего. Самому старшему дяде Мише шёл в ту пору пятьдесят четвёртый год…
Похоронили бабушку на городском кладбище возле посёлка Ленёво, на опушке прекрасного соснового леса, расположенного буквально в полукилометре за моим интернатом.
Пока мать моя была здорова, они с Верой регулярно ходили к бабушке на могилку, ухаживали за ней. Бывал там и я вместе с ними. А потом мать заболела, Вера вышла замуж, я уехал из Рубежного в Новогродовку Донецкой области, на родину моей жены Лии.
Помнится, во время одного из своих приездов, ещё много лет назад, я спросил у сестры Веры, сможет ли она найти на ленёвском кладбище могилку бабушки и услышал отрицательный ответ.
Сам я и вовсе не ориентируюсь теперь, где искать бабушкину могилку, на которой в далёком морозном и ветреном феврале 1964 года поставили скромный деревянный крест с самодельной  фанерной табличкой. На табличке были написаны фамилия, имя, отчество бабушки и данные о её жизни.
Со временем табличка эта потерялась или её отломали. Да и крест деревянный, скорей всего, сгнил и упал. И найти родную бабушкину могилку на очень разросшемся ныне рубежанском кладбище, дело сейчас просто безнадёжное.
Как мало я знаю о жизни моей единственной любимой бабушки!…
Большую часть из того, что  здесь написано, я узнал уже в зрелые годы, после сорока лет.
Часть информации узнал от двоюродного брата Николая, младшего сына дяди Жоры. Что-то от московской тётушки Валентины Пантелеевны Ореховой. Ещё кое-что от двоюродной сестры Екатерины (ныне жительницы Москвы), дочери дяди Андрея и тётушки Инессы, у которых я гостил на Кубани в мае-июне 1975 года.
Слышал от своей матери, что замуж бабушка вышла, вроде бы, не по любви. Любила она другого парня, но отец её, Фёдор Паньков, выходец из Ставрополья, выдал добрую, спокойную и работящую красавицу-дочь замуж за сына зажиточного казака Ефима Бойко.
Прожила она с Ефимом без малого 23 года, родила семерых детей. Старший Александр – 1908 года погиб в Отечественную войну, младшая Мария – 1929 года, моя матушка. Одна дочь 1914 года рождения умерла, кажется, в раннем детстве.
Среди нелёгких семейных будней и забот незаметно пришла у чуткой Варвары любовь к немногословному, работящему, доброму и заботливому Ефиму.
Об этом и сама бабушка мне немного рассказала, когда я, десятилетний влюблённый пацан, разоткровенничался с ней о своей безответной любви к одной девчушке из соседнего класса. Очень жалею теперь, что тогда мало беседовал с любимой своей бабушкой на темы о прошлом из её жизни. Хотя, надо признать и то, что наученная горьким опытом сталинских репрессий, она была не слишком разговорчива о своей прошлой жизни. 
Средняя по человеческим меркам 75-летняя жизнь моей бабушки Варвары прошла через бездну житейских скорбей и испытаний. Три революции: 1905 года, а также февральская и октябрьская 1917 года. Три громадных и разрушительнейших войны: две мировые и одна гражданская. Три искусственно вызванных коммунистами голода: начала 1920-х и 30-х годов, а также 1947 года. А кроме этого три с половиной десятилетия годов тотальных репрессий, страхов и прочих ужасов ленинской и сталинской диктатур, полуголодная жизнь в тисках преследований за веру, за добрую память о временах Российской империи и вообще за любое свободомыслие. Горькая жизнь, в которой, тем не менее, было скромное место для тихих и маленьких радостей…
Что делать, такой же нелёгкой была жизнь многих миллионов её сверстников. 
Не имея возможности навестить бабушкину могилку, я много лет молюсь о доброй душе моей любимой бабушки Варвары, и она с любовью откликается на мои молитвы. Она так любила в земной жизни Божью Матерь, что я твёрдо убеждён: добрейшая добрых Небесная наша Матушка забрала свою верную и любимую доченьку Варвару в Свой прекрасный и несравненный Богоматеринский пресветлый небесный удел…

Продолжение следует.


Рецензии