Ч. 2 Карибский кризис. Запустить ежа в штаны

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2013/08/13/1974

Когда на Кубе, которую американцы раньше называли «публичным домом Америки», произошла революция, и Фидель Кастро стал строить социализм, наши руководители вначале отнеслись к этому скептически, уж больно близко Куба от США. Но потом встрепенулись и обрадовались: надо же, прямо под боком у главного империалистического гнезда образовался бастион социалистического лагеря!

 В обмен на жёлтый тростниковый сахар, а у нас и без Кубы с лихвой хватало своего свекольного, и на вонючий кубинский ром, на остров потекли продовольствие, нефть, оружие и многое другое. Туда стали отправлять советских специалистов, чтобы строили электростанции, предприятия и создавали производства, посылали преподавателей и учёных учить кубинцев уму - разуму.

Всё это было красной тряпкой для США, с которыми Фидель вступил в конфронтацию, национализировав имущество американцев, а те в отместку перестали покупать сахар и продавать нефть. Результаты не замедлили себя ждать. Сначала американцы организовали десант из кубинских эмигрантов в Залив Свиней, поддержанный авиацией и кораблями США. Но эта, должным образом не неподготовленная попытка свергнуть режим Фиделя Кастро с треском провалилась. Кубинцы заявили США, что те причинили им ущерб в 53 миллиона долларов. Злобный американский империализм их выплатил, а вместо сдачи получил пленных кубинских эмигрантов, участвовавших в десанте.

Но на этом история не окончилась. Советское правительство очень не хотело, чтобы американцы рано или поздно сменили режим Кастро, на более удобный для себя. Уж очень удачно расположен остров, считали наши стратеги. И началось! Уши могли опухнуть от бесконечной, с утра до ночи, липучей песни «Куба – любовь моя». Шла такая бешеная пропаганда, казалось уже невероятным, что мы могли жить без этого Острова Свободы, о существовании которого ленивые школьники с двойками по географии раньше и не подозревали.
 
Остров Свободы  стал разменной картой в противостоянии США и Советского Союза. Чтобы припугнуть советское руководство, американцы расположили в Турции ракеты средней дальности «Юпитер», подлётное время которых до Москвы и важнейших центров составляло порядка десяти минут. С их стороны это было большое коварство. Дело в том, что подготовка к запуску наших межконтинентальных ракет требовала гораздо больше времени, чем запуск американских ракет.

Вместо того чтобы решать вопрос дипломатическим путём и налаживать отношения с американцами, наше правительство и дипломатия постоянно шли на конфронтацию с заведомо более сильным противником. Так случилось и тогда.  Советское руководство, решило, по выражению Хрущева, «запустить ежа в штаны американцам» - установить ракеты средней дальности на Кубе, с ещё меньшим подлётным временем. Следует сказать, что до «запуска ежа», 4-го июня 1961 года состоялась встреча в Вене Хрущева и Кеннеди. На ней обсуждались Берлинский кризис, гражданская война в Лаосе и запрещение испытаний ядерного оружия.

Во время этой встречи Хрущев совершенно неверно оценил американского президента, чему способствовал и тогдашний посол СССР в США, который неправильно информировал руководство страны. Никита Сергеевич держался с американцем, как взрослый с мальчишкой, уверенный, что он умнее и опытнее в политике, чем молодой американский президент. Хрущев решил, что Кеннеди, по сравнению с ним, слабак. Вежливые манеры американского президента Никита Сергеевич оценил, как слабость. Воспитание и культура у них, действительно, были разные.

Хрущев считал себя фронтовиком, но в отличие от него, Кеннеди во время войны находился не на командном пункте фронта, а был командиром торпедного катера, непосредственно принимал участие  в боевых действиях на Тихом океане, тонул, был тяжело ранен и награждён двумя медалями за отвагу. Словом, вместо того, чтобы наладить отношения между двумя руководителями, знающими, что такое война, Хрущёв с угрозой сказал американскому президенту: «Мы войны не хотим, но если вы её навяжете, то она будет».
 
Отсюда и его совершенно непродуманные действия, которые едва не привели к страшной ядерной войне. Это, и многое другое подобное, когда в результате дворцового переворота его сняли, поставили ему в вину и назвали «волюнтаризмом в политике». Понятно, когда напал враг, как на нашу страну в 1941 году, нужно было защищаться, но воевать из-за политических амбиций, расплачиваться за них миллионами жизней, просто в голове не укладывается.

Кеннеди, уезжая из Вены, по свидетельствам очевидцев, сказал своим сотрудникам: «…Бог свидетель, что я не изоляционист, но кажется чрезвычайной глупостью рисковать жизнью миллионов американцев из-за спора о правах доступа по автобану… или из-за того, что немцы хотят объединения Германии. Должны быть гораздо более крупные и важные причины, чем эти, если мне придется грозить России ядерной войной».

Продолжение http://www.proza.ru/2013/08/14/1847


Рецензии
Такое ощущение, что с тех времен инстинкт самосохранения наших политиков резко деградирует.

А ту песню исполнял не так давно покинувший мир и стены ГД Р Кобзон. Весьма зажигательный хит начала шестидесятых.

Миру-мир, не только с островом свободы, но и такой же Землей.

С уважением,

ЕС.

Евгений Садков   06.08.2023 11:40     Заявить о нарушении
Хотелось бы дожить до этого. Мечты.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   06.08.2023 18:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.