How can I get to Тужерино?

День первый.

Сегодня замечательный, хотя холодный осенний день середины лета. Это наш первый день в Тужерино - глухой деревне Псковской области. И если летом здесь почти в каждом доме люди, то зимой живут только две семьи: наши друзья с двухгодовалым Емельяном и Александр - тихий алкоголик. А ведь хорошо может быть не только в Греции или Испании. Но и в русской глубинке. И мне захотелось об этом черкнуть.

Солнечный сосновый лес в июле - это место для благодарственных молитв Богу и медитаций. Теплый ковер мха, поверх него - покрывало черничных кустиков. Брусника, сыроежки, лисички... Сегодня ветрено, поэтому минимум комаров. Или не поэтому. Не - важно. И хотя перехожане и горушкианцы (из деревень Перехожа и Горушка) уже обобрали почти все ягоды и грибы, но нам много не надо. Подкрасить губы фиолетовым, набрать рыжее счастье на ужин, посидеть в лучах между веселых сосен. И кажется, что для счастья больше ничего не нужно. Это мой любимый лес. В лучшее время года. Можно жевать ягоды лежа. И думать о жизни в превосходной степени. Только бы еще потеплее!

Вечером у нас были русские шашлыки, ароматный укроп с огорода и сладкий местный зеленый лук. Немножко странно смотрелась на желтом пластмассовом столе бутылка испанского вина. Как индюк в стаде куриц. Здесь, кстати, три индюка, толпа куриц и цыплят-подростков, неустановленное количество кошек, одна злая собака на цепи, которая может легко забить своим хвостом любого вора. А еще на днях прибавление - два новорожденных индюшонка из инкубатора. Они здесь с нами, в доме, в коробке под лампой Ильича. Еще мокрые затылки, сами дрожат, неверно держатся на ножках. Трогательные пестрые комочки. Рождение новой жизни. А старая жизнь в лице внушительного, распушившегося, как павлин, грозно булькающего индюка должна пойти на суп в ближайшие дни. Суровые будни русской деревни!


День второй.

Заячья капустка - лакомство моего детства. Сегодня я шла по лесной тропинке и топтала трехлепестковые травинки. И теперь уже Глаша дает Грише попробовать заячью капусту. И традиции сохраняются. В детях.

У нас расслабленно-дачный образ жизни. Встали, поели, погуляли, поели, съездили в магазин, поготовили, поели, погуляли, поготовили. Скоро снова есть. Купаты на углях, глинтвейн в кастрюле. Что тут дразниться, лето в деревне - самое вкусное время. А еще черничный пирог! Кажется, что это слишком хорошо, чтобы быть правдой. И здорово, что можно никуда не торопиться. Есть время остановиться и подумать, куда жить дальше. И может, все бросить и уехать в деревню? Но денег для поддержания достойной жизни здесь нужно на порядок больше, чем в городской квартире. А способов заработка здесь на порядок меньше...

Меня немного волнует вопрос помывки детей. Банька здесь уже построена, но еще не готова к употреблению. Надя приспособилась мыть голову в раковине на кухне. Большая радость - маленький водогрей и человеческий кран в раковине. Но полностью тут не помоешься. И с каждым днем почему-то кажется, что и не особо пачкаешься. То есть парадокс: чем больше дней не моешься, тем чище себя чувствуешь. А дома я не могу без ежедневного душа!


День третий.

Бесконечный осенний дождь. Всё так мокро и холодно, что я беру обратно слова про то, что мало пачкаешься. Пачкаешься от души и всеми детьми сразу.

Сэр встал в 6 утра, ушел в лес. У него такая корзина - почти в половину взрослого роста. И она почти полна грибами! Лисички, красные и даже король грибов - белый. Ну, килограммов пять точно. Ребята целый день их чистили. Чистили-чистили, чистили-чистили... Недочистили. Здорово, что Сэр успел собрать их до дождя.

Не очень получается писать - мальчишки воюют друг с другом. Завтра Надя уезжает в город, остаюсь вождем на тропе войны. Жаль, Глаша нашла тут кучу потрясающе интересных книг, сейчас читает научно-популярные по астрономии, - и мне почти не помощник.


День четвертый.

Печется черничный пирог. Прошел дождь. Дети не дерутся. Вчера меня даже посещали мысли уехать их деревни. Погода испортилась и отношения двух мальчишек 2-х и 3-х лет далеки от аналогичных на страницах глянцевых журналов. Но сейчас я думаю, что все неплохо. Что еще немного поживем. Ведь и так мы здесь всего недельку.

Официально у Тужерино нет ни одного приписанного жителя. У ребят была регистрация - и та временная, просрочилась. Леса, луга... Кузнечиков много. И лягушек. Еще мы видели вальдшнепов, летучих мышей, лис (двух лисят-подростков). Российская глубинка... Колодезная вода - очень вкусная. И хорошо обливаться по утру. Только напрягаешься, чтобы сосед не прошел мимо. Просто не охота надевать купальник - сушить потом сутки...

Уже два года здесь живут наши друзья. Они приехали с мечтой о русской деревне. Купили дом. Я поняла, что меня тянет к парадоксам. "Почему так? Как так вообще может быть?!" Наверное, что-то такое постоянно шевелится в подсознании. Когда понимаешь, что она закончила консерваторию. А он - дизайнер. И оба никогда не жили в деревне. Приехали сюда с пятимесячным сыном - Емельяном. И... стали типичными деревенскими жителями.

Я люблю типичных деревенских жителей за то, что они смотрят японские мультфильмы. За велосипед из Германии. За тапппеверовскую посуду. За флейту из Австралии. За недостроенную баню с осиными гнездами. За финские лыжи. За новорожденных индюшат. За зеркалку на полке. За вареного муравья в чашке... Я поняла, что меня тянет сюда. Здесь я удивляюсь. А я всегда еду туда, где удивительно. А если еще и дети копают экологически чистую грязь... Так что еще нужно?

Сайт ребят - http://tujerino.ru/

А черничный пирог у нас с солнцем! Будем его нашаманивать!


День пятый.

чера у нас был японский день. Два японских мульта - про Тотторо и про Папу-Панду- закончились неожиданно... суши. Надя привезла из Питера. Ну действительно, где еще поесть суши? Только в деревне. И вот мы за деревянным столом, с палочками, соусом и всяким хреном и специальным японским имбирем... Съели солнце из теста в черничном пироге. Как и весь пирог. И это помогло! Солнце сегодня вышло! Правда, ненадолго. Поэтому было единогласно решено устроить русский день - с квасом, русским мультом и блинами-солнышками! Такое количество солнышек, которое я напекла, должно сразить погоду наповал. Да еще на парном молоке, с домашним маслицем и на чугунной сковородке, которую еле держишь двумя руками... Дети кричали: "Солнышко, приходи!" И Сэр говорит, что на западе он увидел солнечные лучи... Работает кухонное шаманство!

Вершиной русского дня стала банька по-черному. Для меня это в первый раз. У ребят есть новая баня, просторная и удобная, целый дом, но пока не достроен. Так что с утра Сэр пошел косить проход к старой, покосившейся баньке, с дырами в крыше, сквозь которые Глаша увидела небо... Бог знает, сколько лет этой бане. Мне кажется, она была еще до революции. Там два небольших помещения: узкий предбанник и парилка, низкая, черная, в углу - котел на углях. Мы запарили дубовый веник, поддали пару, попарились, вернее, парнулись слегка. Глаша истратила почти три бидона холодной воды. Она любит обливаться в баньках. А Гриша сидел в предбаннике, слушал наши голоса и боялся, что мы сгорим. Мне пришлось затащить его в баню. Нельзя же неделю ходить грязным! Он орал и лягался. Зато теперь хвастливо говорит Емельяну: "Я мылся в бане!"

А дождь - пусть нас боится!
http://www.rainymood.com/


День шестой.

Первый гриб, который я нашла, был сыроежкой. Маленький, с красноватой шляпкой, крепкий, нечервивый. "А вдруг больше ничего?" - подумала я и положила сыроегу в корзинку. Мне выдали корзину глубиной с мою голову. Сыроежка там просто утонула.

Второй гриб был странный. Не сыроежка, не поганка, не подберезовик, хотя рос в березняке. Небольшой, с толстой ножкой и крошечной шляпкой. И весь белый-белый. Как снег. "Что это за белый гриб?" - спросила я у Сэра. "Так это белый! Здесь такие белые - они белые-белые". Так вот я нашла белый гриб! А вообще мы встали сегодня в 7 утра, попили чай с черничным пирогом и ушли за лисичками. В лесу тихо, сыро, прошло столько дождей - лисички выросли зонтами-переростками, гниют на корню! По тропинке с нами шли следы одинокого кабана. Муфта (наша собака) истошно визжала вдалеке. Кого-то застукала. Доброе утро, лес! В березняке я вспугнула толстую пеструю птицу. Вальдшнеп или куропатка? Впрочем, для меня это одно и то же. Комары кусали, но ненавязчиво. Я хотела собрать грибов на одну-две жарки, а набрала столько, что теперь придется заготавливать. Будем на Новый год лисички лопать! Спасибо ребятам!

Мы вернулись в полдесятого, все еще спят, а меня переполняют впечатления, как грибы корзинку. Обольюсь - и фоткать добычу!


День седьмой.

Месяц назад Олег ехал домой через Псковскую область. Решил сделать сюрприз Сэру и Наде, заехать к ним, поделиться испанской колбасой. Подъезжая, увидел на дороге в лесу Надю с Емельяном на руках. Олег подрулил к ним, опустил стекло и спросил: "How can I get to Тужерино?" Такой интеллектуально-англоязычный прикол. Надя обернулась... и оказалась незнакомой девушкой с незнакомым ребенком. Идет себе вечером из одной деревни в другую. Тишина, лес. И вдруг иностранная речь. В общем, немая сцена. Надо сказать, что, после секундной заминки, девушка ответила! "Not far!" Тут уже Олег выпал в осадок.

Вчера я разговаривала с этой девушкой. Маша. С мужем и двумя сыновьями живут в Перехоже - соседней деревне. Год назад переехали сюда насовсем. Из Питера. Их старший мальчик, Глеб, ходил в первый класс в престижную гимназию к заслуженной учительнице. Заработал невроз. Доходило до рвоты по утрам и температуры при упоминании о школе. А здесь он отличник. Школу любит. Читает с удовольствием. Школа в Стругах самая обычная. Учительница тоже. Родители счастливы. А живут ребята на деньги от сдачи своей квартиры в городе. И регулярно ездят в Финку - играют классику на улицах. На заработанные деньги смогли купить здесь дом и большой участок. А вид из их дома... как в Пушкинских горах. Простор, холмы, поля... Вот такие обычные деревенские жители. С беглым английским! Я уже должна привыкнуть ничему здесь не удивляться. Даже креветкам с "Дикситом". Даже колыбельной песне, которую поет Емельяну Надя. Она напевает только мелодию. Очень знакомую мелодию... И любимую когда-то... "Печаль" Виктора Цоя.


День восьмой.

Ну вот он и наступил - последний день в Тужерино. Это очень грустный и теплый день. Надя испекла пирог с пышной шапкой безе. "Потому что сегодня праздник". Этот праздник - наш отъезд. Никто не будет хватать машинки Емельяна и шлепать его по попе. Никто не будет плеваться и закрывать дверь на крючок перед носом. Никто не будет тихой сапой кататься на беговеле и играть во всю железную дорогу, пока Емельян спит. Никто не будет... И это грустно. Емельян, ты скучаешь?

А какой ДОМ выстроили дети под руководством Аглаи. Там во дворе растет елка. Нет, не елка, - вековая ель. Нижние ветки отпилены, и под елкой образовалось пространство с небольшую комнату. Я в метрах мыслить не умею, в попугаях тоже, я посчитала: в моих шагах получается шагов десять в диаметре. В жару там прохладно, а в проливной дождь сухо. Дети соорудили стол, полки, табуретки, сушилку для белья, ванну, огород, клумбы. Даже тайник есть под корнями! Правда, пока пустой. Но зато взаправдашний! Есть также отдельный выход в туалет - около елки, на виду у соседей противоположной стороны улицы. Глаша сказала, что теперь нужно электричество и водопровод. Замучалась воду в ванную из бассейна таскать! Надеюсь, Сэр решит эту проблему к нашему следующему приезду. А у Емельяна там есть машина: руль - две еловые ветки. В общем, чтоб я так жил. Вот Олег проснется - выложу фотки.

Я как-то приносила детям мороженое в их еловый дом. Захожу - а там черная курица с цыплятами-подростками. Я ставлю чашечки на стол, подходит курица, наклоняет голову в чашку: "Кооооо?" "Не тебе! - рявкаю. - Еще чего!" Так вот к машине при прощании к нам тоже вышла эта черная курица. Обычно куры разбегАлись. А эта постояла рядом. Подумала. Помолчала. С ней было хорошо.


Рецензии