Языческий боевик утешительная сказка или

...ПОБУЖДЕНИЕ К ДЕЙСТВИЮ?



Лев Прозоров. Мечеслав-1. Я сам себе дружина.
Мечеслав -2. «Слава Перуну».

 
Льва Прозорова, наряду с Сергеем Лапшиным я считаю не только авторами хороших «языческих боевиков» и, в какой-то степени лидерами нынешнего «славянского фэнтези», но неплохими современными писателями. Даже несмотря на все ляпы и торопливые недостатки, встречающиеся в их книгах. «Славянское фэнтези» считается чем-то бросовым, несерьезным. Но в русской «фэнтези» сейчас есть  национальный элемент, в отличие от большинства дебильных произведений советской «научной» интернационал-фантастики. Не потому ли соавтор «Малыша» в своем последнем интервью («Итогам») так нападал на фэнтези, как на якобы чистый эскапизм, который современных проблем «не отражает». Разумеется, это не так. Среди гор мусора попадаются действительно умные и интересные книги, повествующие о важном.
Что касается «маргинальности» жанра, в котором их авторы работают, то кроме того, что «нет плохих жанров, а есть плохие книги» и пр., следует понимать, что писать о главном в «мейстриме» для нас в нашей стране невозможно. Основные места заняты и оккупированы, остаются культурные неудобья. В центре же беснуются известные «товарищи, которые нам не товарищи». Так повсюду в российской действительности – сказывается результат абсолютно нечестной конкуренции с «чужими».
Последним значительным русским направлением в литературе была так называемая «деревенская проза». Но ее представители почти ушли, кто из жизни, а кто из большой литературы. Путь их был нелегким, наряду с популярностью хлебнули и клеветы и наветов. Разных «димбыковых» прямо наизнанку выворачивает, когда речь заходит о «деревенщиках». Следует также сказать, что при всех своих достоинствах литература о погибели русской деревни и земли Русской была литературой пассивной, одним большим плачем, художественно талантливым отражением страдания нашего народа, но – и все.
Появившийся же на литературном отшибе «языческий боевик» не таков. Он называет врага по имени и призывает на борьбу с ним, пусть и в форме сказочной, подростковой, былинной, баснословной и т.п. Остается вопрос о том, какую роль сыграет подобная литература: станет утешительной сублимацией, одеялом, под которое можно нырнуть от невзгод и лихости окружающего и несправедливого для нас мира или будет тревожной трубой, поднимающей на битву.
Разбуженным придется "биться за Тех, кто погибнет". Или – уже погиб. Речь не только о родных богах, но и нашем Роде. Народе, давно изводимым под самый корень, с уничтожением русской национальной элиты и быдлоизацией остального населения.

Пишу о романах из цикла «Мечеслав» («Я сам себе дружина» и «Слава Перуну». Новый цикл Льва Прозорова еще не дочитал, жду томика-продолжения. Первый был хорош, второй слабее. Очевидно, что закончиться все должно разгромом Хазарского кагатата великим Святославом. Легенда о хазарском каганате идет от отвергнутого  в свое время труда Льва Гумилева. Достоверных свидетельств почти нет и поэтому, мы имеем дело в основном с мифом, но мифом – остро актуальным. Возможно, таков и был замысел самого легендарного географа и историка, придумавшего «пассионарность». Не так уж и важно как там было с историческими хазарами, правду все равно выяснить уже не удастся. Но «хазары» современные – тут они, рядом. Это слуги князя мира сего и представители античеловечества, носители почти абсолютного зла. Они нас старательно губят. И автор, воюя с легендарными хазарами, не мог не думать об истинном Враге.

В первой части сын славянского князя отправляется искать свою любовь, спасать девушку, уведенную в плен, и попадает в дружину Святослава. Вторая часть описывает его жизнь и поход дружины. Первый том гораздо лучше. За автора немного боишься. Вдруг сорвется в развлекуху-отвлекуху!
  Книги Льва Прозорова отличаются богатым идейным содержанием, гимном языческим ценностям, подчас шокирующим. Если он пойдет по легкому пути, то потеряется в куче «славянского фэнтези» и псевдоисторической литературы. Читать, как дружинники скакали на конях и рубились на мечах – это получилась бы безыдейное чтиво для убивания часов. Во второй книге автор сместился в  сторону «лекарства от скуки», хотя, возможно, и из лучших побуждений.
  Прозоров совершенно очевидно наслаждается описываемым материалом – язычеством на Руси. Когда что-то написано от души, это должно и читателям передаваться. Очень интересный роман, но – детский. Книга написана хорошо, но это-то и … плохо. Литература утешает и отвлекает. Прочитаешь, как славно рубился дружинник Мечеслав и -- успокаиваешься. Параллели с современностью есть, но главное впечатление, что тысячелетняя история христианизированной Руси кажется такой чужой. Русскую правду  писатель-язычник ищет во временах баснословных, ставя Святослава выше Александра Македонского. Если тому и впрямь удалось сокрушить каганат – это здорово. Но потом всё пошло наперекосяк.
  Фантазиями о прошлом можно, конечно, утешаться, но от современности не убежишь. Необходимость освободиться от нынешней глобо-хазарии автору и его настоящим читателям очевидна, но кто это сможет сделать. Здесь ведь не помогут ни лук со стрелами, ни чекан, ни даже «желание стать язычником», манифестируемое Л.Прозоровым.
  Тему в свое время поднял Валентин Дмитриевич Иванов в гениальной «Руси изначальной». Но в одну реку два раза не войдешь. Особенно если и первый раз испугались. Теперь вот и остается «только детские книги читать».
  Впрочем, Озар Ворон очевидно, хочет, чтобы его книги принимали всерьез, а не просто как развлекуху, потому не забывает и несколько шокировать читателей. Например, обычай вдовы погибшего воина входить на погребальную ладью для сожжения – это не «комильфо» в эпоху порнографии и неустойчивых браков. Или, вот, ключница дружины рассказывает свою историю: убила своего только родившегося ребенка, когда увидела, что он не от погибшего жениха, а от черного насильника – «нетолерантно». Ну, уж о головах хазар, насаживаемых на колья рядом со звериными черепами и говорить нечего. Но ведь без вспышки подобной ненависти, без такого мужества не освободишься от ига – так и останешься политкорректным рабом.

«В борьбе обретешь ты право свое». А без борьбы – не обретешь. Даже в мутной как осенний омут гегелевской философии, «диалектика господина и раба» говорит, по сути, о том же самом. Ты ставишь свою жизнь на кон – освобождаешься или погибаешь. Страшно?
Но что уж сетовать тогда,  что «затрахали пришельцы», (в прямом и переносном смысле), полицая беспредельничают, олигархи грабят, а начальнички коррумпированы. Сплошные ужасти, короче. Ты желал бы видеть иного? Но – не увидишь. (Если конечно, не будешь верить телесказкам и не подсядешь на информационные наркотики). Такова уж Природа этих тварей, и эффект значительно усиливается социально-политической средой. Но ожидать, что кто-то  придет и спасет тебя от этой мерзости наивно и напрасно. Рабская душа и страх даже не за жизнь, а за привычный убогий «комфорт» - вот  враги современного человека. «Твари божьей», прошедшей через воспитание религией рабов. Даже если он/она считает себя атеистами, это ничего не меняет; вирус рабского страха внедрен в современную культуру уже давно. Язычник бы давно взял свое оружие и пошел бы убивать оккупантов. Он мог бы и сам погибнуть при этом, конечно, но смерть в бою привела бы его в родной Ирий, а не в иудо-христианский ад. Боимся-с. И презираем себя за трусость: все понимаем, но ничего сделать не можем, не вольны переступить через свой страх.
Поэтому,  устойчивого и эффективного освободительного движения создать никак не получается. Возможно оттого, что переродились-выродились. В этой связи формула «САМ СЕБЕ ДРУЖИНА» может быть актуальной. Ведь легендарного князя Святослава, о котором Прозоров написал свою первую книгу, нигде так и не видно. Есть лишь несколько «самодружинников», предпочитающих воевать, в основном, в интернет-сетях.   
Не станут ли и «языческие боевики» очередной порцией утешительных сказок для рабов, «задрюченных  хозяевами мира и дискурса»?


Рецензии