15. Назначаем в классики...
http://www.proza.ru/2013/08/13/2008
А можно это "Я-авторы и Ты-авторы" ещё раз пересмотреть и перевернуть? То есть мы изначально решили так: Я-авторы – это те, которые пишут о героях так, как будто о себе, все их боли-страдания пропуская через своё сердце, тем самым надрывая его и изнашивая до срока. А Ты-авторы – это те приспособленцы в литературе, которые спокойненько, кофеёк прихлёбывая, пишут-рассказывают, сердечко сберегая, отстранённо своих героев воспринимают, несмотря на их под рельсы кидание и слёз проливание – и остаются до глубокой старости в добром здравии, при корочках всякого членства и «справедливом» распределении материальных благ. А вот тут ещё одна мысль. А если перевернуть? Я-авторы – те, которые о себе, любимом, всё пишут… А Ты-авторы – это те, которые напишут о другом, не о себе, а в конечном счёте получится, что они о каждом, и в том числе о тебе, горемычном, написали…
Кто и кого назначает в классики? Вопрос. Требует конкретных примеров. Вот я и хочу в двух словах буквально ( время – деньги!) сказать о писателе, которого мы с мужем назначили в классики уже давным-давно. В.М. Песков – друг нашей семьи. Не, так-то он о нашем существовании и не знал даже, но ведь быть классиком – это значит быть другом всем, кто тебя читает. Я думаю, что к моим размышлениям о Пескове присоединились бы многие, кто его читал-перечитывал-зачитывал – до дыр… Обо всех не буду, я конкретно о своей семье.
В 1988 году вышла книга «Просёлки». Муж купил её потому, что давно увлекался фотоделом и в этом вопросе для него журналист, фотокорреспондент «Комсомольской правды» В.М. Песков был большим авторитетом. Плюс ещё общая привязанность к природе. «Окно в природу» для мужа было самым любимым из «окон» «Комсомолки». Газете надо отдать должное: она распахивала окна в интересный и увлекательный мир с самого начала своего существования. И не только в природу.
И вот в нашем доме появилась книга «Просёлки». Все фотографии были иллюстрированы СЛОВОМ. Или СЛОВО было иллюстрировано фотографиями – это неважно. Была потрясающая гармония того, что мы видели и что мы читали. Фото дополняло слово, слово дополняло фото – одно без другого было невозможно. Хотя пристрастия у нас с мужем были несколько различные: он отдавал предпочтение фотографиям, я – очеркам, но мы зачитывались книгой одинаково. С Песковым мы прошли по просёлкам России, встретились с самыми разными людьми нашей страны, увидели самые разнообразные красоты земли. (Особенно интересно было то, что глухарь, увиденный в лесу, становился лично для меня красивее после того, как он тщательно был рассмотрен на фото в книге Пескова).
Деревенские краеведы, плотники, рыбаки, почтальоны, хранители старины и создатели новизны, известные на всю страну мастера своего дела и никому не известные обыкновенные люди… Обо всех Песков рассказывал словом и фотографиями так, как будто были это самые дорогие ему люди… О каждой из книг Пескова можно сказать это: и «Шаги по росе», за которую он получил Ленинскую премию, и «Таёжный тупик», который открыл миру семейство старообрядцев Лыковых… Любую книгу бери – там близкие тебе люди, там родная тебе природа, там проблемы, тебя волнующие… Вот и получается, что Песков – и Я-автор, и Ты-автор сразу. Пропустил через своё сердце столько людей, сроднился с ними! И задолго до его смерти мы с мужем назначили его в классики – примерно с 1988 года официально, а до этого присматривались вроде… А кто-то ведь ещё и раньше открыл «классика», я говорю о конкретном, о нашем случае.
Нет в «Просёлках» статьи, из которой я бы не выудила что-то для души и для своей работы учителя-филолога. Сколько уроков было у меня построено со строчками из этой книги! Сколько вдохновенных часов я провела, путешествуя с Песковым по городам и весям, по дорогам и тропинкам! И часто вела за собой учеников. Заглядываю в оглавление и вспоминаю очерки, использованные на уроках русского языка и литературы… Самые памятные – «Ключи от Волги», «Поле над Доном», «Соловьёвская переправа», «Камень у Могилёва», «Тихоструйная Сороть», «В Михайловском», «Острова», «Про лошадь», «Счастье с ней говорить», «Клочок земли, припавший к трём берёзам…» Нет, нет, даже самое памятное и любимое не перечислить всё… Пришлось бы повторять чуть ли не всё оглавление книги…
С благодарностью вспоминаю очерки этого Мастера, который помогал жить и работать и был настоящим Другом. Неважно, что мы не были знакомы. Разве мог бы Песков перезнакомиться со всеми, кто хотел бы ему сказать спасибо? Светлая ему память… Вот он уже в классики зачислен окончательно и бесповоротно, не угрожают ему никакие перевороты государственные и общественные, религиозные и нравственные, потому что он был с народом, сам был с народом, а «не вышел из народа», остался с нами. И то, что звучит в очерках, в книгах Пескова будет всегда нужно России: Красота, Добро, Правда, Любовь, Жизнь…
Я тут на пафос сбилась, потому что вопрос о «классиках» совпал с днями прощания с Песковым. Но если бы даже в другое время вопрос возник, я бы Пескова вспомнила всё равно. В огромной библиотеке учителя-словесника книг для наследования потомками нет: все книги изуродованы пометками, подчёркиваниями, выписками. А «Просёлки» Пескова даже я берегла – только закладки вставляла, очень хотелось, чтобы после нас наши сыновья и внуки книжку не вынесли на свалку, полюбили её, как мы. В этой книге – настоящее завещание… Настоящее богатство.
А вообще по моей домашней библиотеке можно определять запросто: кто классик, кто не классик. Заглянешь в одну книгу: девственная нетронутость, прочитала я книгу один раз ( а может, даже и не дочитала) – отложила, забыла надолго. А в другую заглянешь: вся испещрена пометками, листы то загнуты на самом интересном, то растрепались от частого перечитывания, переплёт рассыпался – никакой скотч уже от ран бедолагу не спасает… Вот об этих книгах смело можно сказать: это творение классика. Неважно, что об этом знаю пока, может быть, только я одна.
Впрочем, ведь точного определения о классиках нет. Чтобы попасть в «классики», во сколько сердец надо забраться: в миллион или в тысячу? А может быть, достаточно даже двух-трёх десятков настоящих читательских сердец? Бескорыстных, не рвущихся за ответными «рецками», не ждущих автографов и не похваляющихся встречей с Мастером, а просто любующихся СЛОВОМ…
Вот что подумалось в ответ на «Я-авторы и Ты-авторы. Гипотеза»… Это вот моя такая гипотеза о «назначении в классики»)))) И ещё одна мыслишка об этих Я-авторах…
Вот собирается какой-нибудь автор книжку написать. Ну, ни много ни мало – на роман замахнулся. Всякие там жизненные сложности вдруг его одолевать стали, вот он и задумал: а дай-ка я уйду с головой в творчество. Материала – хоть отбавляй, вот же моя собственная жизнь, сколько в ней всякого драматизма и романтизма… Ну, и начинает с позиций Я-автора – через себя всё пропускает, с героями умирает и возрождается, а потому как о себе-то всё и пишет, собственно говоря… Да в такую себя депрессию вгоняет ахами-вздохами над литературными героями, что уже впору и оплакать бедолагу… Что такому автору посоветовать? А вот что. Перестань, Я-автор, перебирать свои чувства и мысли, займись людьми. Посмотри, сколько вокруг тебя народу ходит. Сколько лиц интересных, сколько судеб, сколько характеров! Вот тут В.М. Песков и является примером: не о себе, любимом, а о людях надо слово сказать. Всё перевернулось в нашем индивидуалистическом мире, трудно разобраться, где Я-автор, где Ты-автор… И только одно может этот мир( и литературу тоже) от индивидуализма спасти: пусть авторы примеряют на себя всякие одежды: пишут о людях, но пишут о них, как о себе. Так я понимаю: «Возлюби ближнего, как себя самого». Это и есть гармония. Опять же вопрос: оказывается, ближнего можно любить только тогда, когда себя любишь? Мы это в школе не проходили…
Свидетельство о публикации №213081400990
Анатолий Шуклецов 14.08.2013 23:38 Заявить о нарушении
Есть ли точное определение, кого можно объявить классиком?)))
Песков не только журналист, он ещё и писатель...
А в цитатах есть одно очень опасное свойство: они снимают с человека, ими увлекающегося, ответственность))
Впрочем, Вы мне вроде назначили встречу через пятьдесят лет?)) Вот и поговорим))
Валентина Яроцкая 14.08.2013 23:54 Заявить о нарушении