По дороге в Оренбург

Предыдущая часть здесь: http://www.proza.ru/2013/08/12/451
_______________________
А начевав тут, пошол в Розсыпную, куда я посылал наперед указ, чтоб здались без супротивления. А как они не здались, то я взял на слом и коменданта да и еще, не помню кого, повесил. И забрав людей, пушки и порох, пошел к Озерной, которую почти без супротивления взял, и не помню, сколько, человек повесить велел, в том числе и коменданта, — как ево зовут, — не знаю, а команду поверстал в казаки.
Оттуда пошел к Татищевой, в оной находился комендант Билов с командою, но как велика была, — того точно не знаю. Сей брегадир шол было ко мне навстречу, но как услышал, что я к нему приближаюсь, то сел в крепости. А я подошел близко к оной, послал к нему указ, но он за государя меня не признал. Когда ж я близко к той крепости подошел и стал делать приступ, то бывшей в оной крепости при оренбургских казаках сотник Тимофей Подуров со всеми казаками ко мне перебежал и зделал помощь ту крепость взять. И тут я разделил свою толпу на две части. Одной половине велел приступать снизу, при которой половине был командиром Андрей Витошнов, а при другой, сверху Яика, был я сам. А как был жестокой из крепости отпор, то усмотрел я близко крепости лежащее в стогах сено, велел зажечь. Как же оное зажгли, и дым на крепость повалил, то и крепость вскоре загорелась.
Народ же, бывшей тамо, оробел, а мои ободрились и тотчас в крепость ворвались. А войдя в оную, множество людей покололи, в том числе брегадир и комендант Билов. А сего, как он убит, — я не видал, ибо я вошел в крепость тогда уже, как вся драка утихла, и приказал город, которой еще горел, тушить, что и исполнили. А как, по причине пожару, в крепости быть войску бывшему невозможно, то в вышло оно все на поле. А я забрать велел в городе пушки, в том числе два единорога, и вышел в лагерь, в разстоянии нескольких сажен. Тут велел всех солдат привесть в верности в службе к присяге и остричь всех по-казачьи, и отпустил всех солдат в Татищеву для печения хлебов.
На другой день потребовал я к себе писаря Дмитрия Николаева, однакож ево не нашли, а по справке вышло, что яицкия казаки утопили ево в воде, для того что он был дворянин, а сих людей они не терпят, и говорили мне: “Как его, ваше величество, нас-де отбиваете прочь, а дворян стали принимать?”.
В Татищевой же крепости попались мне между пленными Разсыпной крепости комендантская жена с родным братом. А как яицкия казаки сие узнали и хотели их заколоть, то я в сем им воспретил и велел ей сесть в каляску з братом.
И так выступил я со всей своей толпою к Чернореченской крепости. А как тут большой команды не было, то безо всякой опасности во оную вашол. Тут был один афицер, — не знаю кто, — хотел было от меня ускакать в Оренбург. Однакож велел ево, поймав, повесить, приговаривая, что от великаго государя бегать незачем.
Начевав в Чернореченской, пошел в Каргалу. Оной слободы жители встретили меня со всякою честию, яко царя, почему тут ни одного человека и не повесил. А забрав всех тут жителей, пошол в Сакмарской городок, в котором жители так, как и каргалинския, встретили. В Сакмарск выслан был ко мне от оренбургскаго губернатора каторжной Хлопуша и сказал, что дано было ему повеление, чтоб перечесть, сколько у меня людей и артилерии, и велено ему ж было уговаривать бывших у меня в толпе людей, чтоб отстали, о чем и письменныя указы имел. Оной Хлопуша просил меня, чтоб я ево оставил у себя, что я и учинил, а указы бросил в печку. Потом он, Хлопуша, был у меня над завоцкими крестьянами полковником. И тот же день перешол я чрез реку Сакмару, и тут переначевали.
____________________
Продолжение следует: http://www.proza.ru/2013/08/16/78


Рецензии