Яков и его сыновья. Поэма. Часть первая. Пролог

  Исаак благославляет Якова. Фрагмент гравюры французского художника ХIХ века Густава Доре 
         
          (В основу поэмы положен сюжет из Ветхого Завета)

Существуют различные версии транскрипции имён в излагаемой библейской истории. Автор придерживается транскрипции, соответствующей следующему изданию: Пять Книг Торы.  МОСАД АРАВ КУК. Йырушалаим. 1975


(С целью облегчения работы автор слегка изменил некоторые часто употребляемые имена. В поэме звучат имена: Яков, Лея, Иосиф, Рахель, Иуда .)
               
Согласно Ветхому Завету Авраам родил Исаака, Исаак родил близнецов Эйсава и Якова, а Яков - двенадцать сыновей, включая Иосифа, и одну дочь.

               
Содержание
               
      Часть первая. Яков.
Глава  I  Яков на службе у Лавана.
Глава  II  Мирный договор Якова с  Лаваном.
Глава  III  Яков и его семья.


               
      Часть вторая. Иосиф в Египте
Глава  I  Сны фараона.
Глава  II  Иосиф и его братья.



„И поцеловал Иаков Рахиль, и возвысил голос свой и заплакал.“
(Первая книга Моисеева. Бытие)

 Глава  I  Яков на службе у Лавана.
 
            Пролог

      Мотив пастушеской свирели
      В полях над травами проплыл.
      Глаза прекрасные Рахели
      Открылись Якову. То был

      Невероятный праздник мира,
      Как восходящий солнца свет,
      Иль опьянение от пира!..
      А сколько долгих-долгих лет

      К ним путь прокладывал он прямо,
      Мечтой томим, за годом год,
      И спину гнул, идя упрямо,
      Стирая с губ солёный пот.

             * * *

         1. Яков и Ривка, его мать.

 Яков: Отец откроет тайну эту,
       Ведь кожа гладкая моя.*
       И поплывёт молва по свету.
       Нет, нет, боюсь позора я.

Ривка: Ах, зла тебе я не желаю,
       Беру вину всю на себя.
       Одеть я только предлагаю
       Козлёнка шкурки, и тебя 
       Благословенье ожидает.
       На небе был хороший знак.
       Отец твой точно не узнает.
       Поверь мне, Яков, это так.   
            

 * Cтарший брат Якова Эйсав был волосатый, а кожа Якова была гладкой. Благословение отца (Иcaака) должен был получить Эйсав, но мать(Ривка) уговорила Якова одеть шкурки козла, чтобы обмануть полуслепого отца и,таким образом, благословение вместо Эйсава получил Яков.
 
              * * *
 
        2. Яков и Ривка.  Яков собирается в путь

   Яков: Обман ужасный совершён.
         Как избежать теперь отмщенья?
         Я знал всегда, что был рождён
         Быть первым. Но моё терпенье

         Давно исчезло. Брат успел...
         За это время стал он первым.
         А мне какой же был удел?
         Рабом ему быть только верным?

  Ривка: Всё к лучшему. Теперь уйдёшь
         С благословением ты, Яков.
         У дяди счастие найдёшь
        (И натерпелась же я страхов.)

         Вперёд иди. Страна Харан
         Тебе убежищем послужит.
         А встретит там тебя Лаван,
         Мой брат. Со мной он с детства дружит.

                * * *
 
          3.  Сон Якова

         Под головою камень гладкий,
         Ночь опустилась, Яков спит.
         Вдруг сверху луч скользит украдкой:
         „С тобой Cоздатель говорит.

         С вершины лестницы небесной
         Игрою ангелов прелестной
         Любуясь, путь увидел твой.
         Отныне, Яков, ты со мной.

         Сошёл к тебе Я через своды
         Небесные сказать теперь,
         Что от тебя пойдут народы.
         Я так решил, и ты мне верь.“

                * * *

          4.  Рахель и Лаван.*

 Рахель: Там, за забором, у межи,
         Отец, сейчас я повстречала...
 Лаван:  Кого же это? Расскажи.
 Рахель: Его я сразу не узнала.

         Он так красив, как день весны,
         Как солнце, взгляд его ласкает.
         А руки как его сильны!..
         Он мне сказал, тебя он знает.

         Он у колодца отвалил
         Тяжёлый камень возле устья,
         Овец он наших напоил...
  Лаван: Постой, постой, Рахель, боюсь я,

         Что сей пришелец слишком резв.
         Ты говоришь, меня он знает?
         Он был один? Пьян или трезв?
 Рахель: Конечно, трезв. Тебя пугает

         Племянник твой? Он Ривки сын.
  Лаван: Так это ж Яков, ты узнала?
         Зачем ты прячешься в овин?
         Рахель, куда ты побежала?

* Лаван - родной брат Ривки, матери Якова. У Лавана две дочери, старшая Лея, младшая Рахель. 

                * * *

            5.  Рахель и Лeя.

 Рахель:  Я, знаешь, Лея, рассказала
          Отцу не всё, что было там.
 Лея:     Где, у колодца? 
 Рахель:                Да, узнала
          Я брата тут же. Прибыл к нам,
               
          Усталый сильно, издалёка,
          И сердце сразу тронул мне.
          Взглянул в глаза мои глубоко.

          Такое счастье лишь во сне
          Могла я видеть. Встал он близко,
          Вот так, как мы стоим с тобой.
          Поцеловал, склонился низко...
          О Яков, ты любимый мой!..
               
   Лея:   Рахель!
  Рахель:             Вот я.
   Лея:                Ведь ты хотела   
         Овец поить...               
  Рахель:             Бегу сейчас,
         Прости меня, я не успела.               
         Жаль мне тебя, да и всех вас.               

 Лея(одна): Везёт же ей. Глаза большие.
         Меня решил ОН обделить.               
         Я не ропщу. Придут иные               
         Ко мне победы. Полюбить               
         Давно мечтаю. Яков, милый,
         Хочу я тоже быть с тобой.               
         Хочу назвать тебя "любимый",               
         И не делить с моей сестрой.               
               
                * * *
               

            6.   Лаван и Яков
               
 Лаван:  Ну, Яков, первый день удачен?
         Все овцы целы, нет больных?               
         Смотрю, ты сильно озадачен.               
         Иль тяжесть на плечах твоих               
         Большая слишком?               
  Яков:                Нет, в порядке,
         Прошёл удачно первый день.               

  Лаван: Назначь же плату. Я в достатке.               
         (Уйдём от солца глубже в тень).
         Так вот, в достатке я, всё ясно?
         Но хорошо плачу тогда...
  Яков:  Лаван, не трать ты слов напрасно.
         Я сам такой же. Я всегда
         В работе первый. Цену сразу
         Готов тебе я предложить.
         Такого не было ни разу,
         И мне без этого не жить.

         В стране, где ветер дует жаркий,
         Семь лет трудиться я готов,
         Как верный раб. И вижу яркий,
         Желанный свет. Пусть сто потов
         Сойдёт с меня. Но дочь меньшая
         Твоя, Лаван, прекрасней нет...
  Лаван: Ах, Яков, просьба не простая.               
         Трудиться будешь ты семь лет?               
         Теперь подумать мне придётся.
         Знай, ты, как сын в семье моей.
         И чем всё это обернётся?
         Но прежде сто потов пролей.               
               
                * * *               
       
           7.  Яков  трудится               
 
         Год бесконечен. Время встало,               
         Как неподвижный караван,               
         Тень от которого пропала,               
         Иль заблудилась среди стран.               
         Стада ухожены и сыты,               
         Пастух не дремлет на земле.
         Росой следы его омыты,               
         В мозолях руки и золе.               
         Днём зной полуденный изводит,               
         А ночью холод до костей.               
         И дикий зверь в округе бродит,
         Пугая жителей полей.

                * * *               

               
           8.  Яков и Лаван 

         Семь лет, семь долгих-долгих лет.
         И вот пришла минута счастья.

  Яков:  Лаван, взгляни, как я одет.
  Лаван: Красиво. Должен что-то дать я?
         Но что, - забыл. Ах, вспомнил я.
         Ну и несётся быстро время...
         Что ж, ночью станет дочь – твоя.
         А ты...Ты кость моя и семя.

            
                * * *               
                Август-Сентябрь 1999
                Доработано: август 2013
            Продолжение следует

 
          
            
          

               

               
         
               
               
               

               
 


Рецензии
Замечательно, спасибо, Эмиль! Надеюсь потихоньку прочитать всю поэму.

С уважением, Ольга

Ольга Мирошникова   07.09.2013 12:55     Заявить о нарушении
А я буду пока потихоньку дописывать последнюю часть. Спасибо, Оля, я рад, что Вам нравится.

Эмиль Кравчин   07.09.2013 14:23   Заявить о нарушении
Спасибо, Оля. Я как раз перед Йом-Кипур закончил последнюю часть. Надеюсь, вы не будете разочарованы.
Сегодня к вечеру опубликую. С уважением, Эмиль.

Эмиль Кравчин   13.09.2013 17:20   Заявить о нарушении
С удовольствием почитаю, с Праздником, Эмиль!

Ольга Мирошникова   13.09.2013 19:55   Заявить о нарушении