Почему я раздаю свои книги?

Из книги «Почему умные такие глупые?..»
(Взрослые почемучки – 2)

Из разных источников

ПОЧЕМУ Я РАЗДАЮ СВОИ КНИГИ?

Пока я ищу своих читателей –
я дарю им свои книги.
Когда читатели начнут искать меня –
буду их одаривать.

Книги – плод любви, наслаждения и размышлений.
Это мои дети.
Как можно продавать своих детей?

Мне часто задают этот вопрос, настолько часто, что я серьёзно задумался
над этим и сейчас попытаюсь более-менее обстоятельно ответить.

1. Ну, во-первых, помимо того, что для меня, в общем-то, домоседа, существа домашнего, редко выползающего из дома, это дополнительная причина и возможность побывать, провести часок-другой на воздухе и на солнышке, мне просто так приятней. Это доставляет мне элементарное, может быть, примитивное, но истинное удовольствие – раздавать автографы, видеть улыбки своих новых читателей, нередко потенциальных друзей.
2. Во-вторых, и может быть, с этого и надо было начать, так сказать, по Марксу, то есть с материальной точки зрения, я могу это себе пока позволить, я достаточно для  этого зарабатываю на своей основной работе, мне помогают также мои друзья-спонсоры (как правило, это некоторые из моих бывших или настоящих работодателей, у которых я определённым образом, вероятно, в силу своих определённых профессиональных и личных качеств снискал, так сказать, определённое уважение, доверие и даже веру в мои писательские способности).  Вообще, я уверен, что любой пишущий человек с удовольствием раздавал бы свои сочинения бесплатно, если бы мог позволить себе не только печататься, но и не продавать своё творчество.
3. В-третьих, это нередко даёт мне прекрасную возможность встречаться и знакомиться с весьма интересными и оригинальными людьми, иногда это также начинающие или, так сказать, действующие, а порой даже в какой-то степени и маститые авторы, пишущие в разных жанрах художественной и другой литературы. Их мнение особенно интересно и поучительно.
4. Порой я получаю от своих потенциальных читателей различные предложения – помощь в публикации моих работ, заказы на переводы, уроки иностранных языков, приглашения выступить где-то на радио, телевидении, в клубе, библиотеке и т.д. Иногда я с удовольствием принимаю их. Кстати, именно благодаря одному из таких знакомств, меня несколько лет назад пригласили в Библиотеку украинской литературы в Москве представить одну из своих книг, и теперь я там постоянно уже четвёртый год веду цикл литературно-художественных вечеров «Времена года». Нередко мне делаются также какие-то деловые или некие псевдоделовые предложения (сколько же на Руси разных прожектёров-мечтателей, всевозможных как мега-, так и мини-Маниловых!).
5. Просто очень любопытно и полезно видеть своих потенциальных читателей, знакомиться с ними, беседовать, отвечать на их вопросы, учиться у них.
Для меня это также своеобразное социологическое мини-исследование. Сколько разных типажей! Тут и всевозможные типы, и топы, и всяческие тип-топы. Ярмарка образов! Роскошь для писателя! Это улица! Это жизнь! Для меня, ведущего в основном замкнутый, почти отшельнический образ жизни (хотя порой и в самой гуще весьма шумной и оживлённой, но не интересной мне толпы), это нередко неожиданное откровение, подчас радостное, а подчас и не очень приятное открытие.
6. Некоторые пожилые и молодые люди не могут себе позволить купить книгу в магазине, мне приятно их как-то порадовать.
7. Не многие, но некоторые люди, либо большие любители литературы, либо просто хорошо понимающие, что сделать книгу, издать её не так-то уж просто и дёшево, что любой труд как-то надо оценивать, даже дают мне какие-то деньги (от трогательных нескольких монет от какой-то поэтического вида восторженной девчушки до сумм, значительно превышающих себестоимость моей книги).
Как правило, это явно не богатые люди. Всё равно отказываться глупо, потому что даётся от души, я ведь ничего такого никогда не требую и не прошу.
8. Наши люди отвыкли от элементарной доброты и бескорыстия, некоторые принимают мои подарки с явным опасением какого-то подвоха, что я от них что-то потребую взамен. Хочется хоть немного приучить их к тому, что какая-никакая доброта всё-таки существует в этом мире. Другие испуганно шарахаются, полагая, что я предлагаю им какую-то сектантскую литературу…
9. Некоторые берущие несколько моих книг являются как бы моими добровольными распространителями, раздают их своим друзьям и близким, увозят в другие города, даже за границу, бывают порой и случаи,  когда кто-то продаёт их другим прохожим. Ради бога! Лишь бы читали!
10. Иногда спрашивают, где и когда можно ещё получить или купить мои книги. Как правило, я делаю это, когда получаю новую партию своих книг (это время трудно точно определить, тем более что я не всегда свободен, так как постоянно путешествую по работе или туристом), я раздаю свои книги в каких-нибудь людных местах – у метро, чаще всего у своей родной станции «Курской» и «Арбатской», очень люблю Старый Арбат – у памятника Пушкину или Окуджаве, у меня там масса хороших местных знакомых-читателей. Книги мои можно купить в примерно дюжине книжных магазинов  или торговых точек в Москве, в «Книжкой лавке писателей» на Кузнецком мосту, в Киеве и в Санкт-Петербурге, а также в десятках Интернет-магазинов разных стран СНГ. Конечно, если бы они быстро раскупались, я, возможно, не раздавал бы их, по крайней мере, в таком количестве. Но, с одной стороны, я не столь популярен (я лишь, как говорят юмористы, «широко известен в узких кругах»), а с другой стороны, некоторые магазины назначают слишком высокую цену, что порой просто отпугивает потенциальных покупателей.
11. Ну и плюс, чего греха таить, элементарная реклама, пиар, стремление познакомить со своими сочинениями как можно больше людей. Это желание естественно для каждого пишущего человека.
12. Иногда подходят люди, уже получившие от меня раньше и прочитавшие некоторые мои книги, выражают своё мнение, дают отзыв, что очень нужно, полезно и приятно для писателя. Иногда же кто-то, полистав ту или иную книгу, брезгливо возвращает её обратно. Это не часто бывает, но это нормально. Всем не угодишь, да и ни к чему это, никогда я к этому не стремился. Это просто невозможно, все мы разные… Я пишу для таких, как я, для родственных мне душ, для, так сказать, моих сочувствователей и единомышленников. И главное – для самодостаточных людей с достаточно развитым чувством юмора и самоиронии. Это мои истинные читатели, которыми я бесконечно дорожу.
13. Закончу тем, с чего начал (кстати, 13 – моя счастливая цифра!) - мне это очень приятно делать. Я, в принципе, из тех чудаков, кому давать приятней, чем брать.
Я глубоко и искренне убеждён, что когда даёшь, получаешь, в конце концов,  гораздо больше, чем тогда, когда берёшь. Надеюсь, что хоть в какой-то скромной степени мне удалось унаследовать эту черту от своих родителей, особенно от моей милой мамы. Вообще, я думаю, что почти каждый пишущий человек мечтал бы раздавать бесплатно свои книги, но, к сожалению, не каждый может это себе позволить с точки зрения своего кошелька или доброты.

P.S. Перечитал и вижу, что, в конечном счёте, всё это на самом деле не так-то уж и бескорыстно получается с моей стороны, хотя корысть здесь, конечно, скорее не материальная, а больше моральная, душевная («разумный эгоизм»?) – это радость общения, радость дарения, радость получать в какой-то мере, может быть, не столько признание, сколько признательность со стороны встречаемых мной людей.

P.S’. И ещё, к сожалению, как всегда, неизбежная маленькая ложечка дёгтя…
Не скрою, нередко попадаются  мне на этом пути и хулиганы, и вандалы (как правило, это накуренные или пьяные смурные и дебильные подростки или просто сумасшедшие типы и откровенные тупые животные), которые могут искренне от сердца подаренные им книги, порой толком даже не взглянув на их содержание, тут же (зачем же брали?!) бросить на пол, топтать ногами или швырнуть в мусорный ящик…
Что ж! Пусть! Метать бисер бессмысленно…
Если даже из ста и более человек я встречу хотя бы одного понимающего меня доброжелателя и единомышленника, знакомство с ним или с ней, а часто и последующая дружба или просто хорошие доброжелательные отношения стоят многих тысяч подобных несчастных невежд и убогих хамов, жалких существ, которые уничтожая книгу, уничтожают, прежде всего, самих себя, остатки своей человеческой личности и достоинства.
Во все времена и при любых социальных формациях книга, как и многие другие предметы культуры и искусства, всегда была предметом звериной зоологической ненависти, объектом издевательства и уничтожения у определённой части человеческого(?) общества.
Что ж! На то они и подонки!
Искоренить этот аномальный подвид человеков, видимо, не представляется возможным, как невозможно, скажем, снизить долю постоянно рождающихся у людей калек, умалишённых инвалидов и других подобных физических, душевных и моральных уродцев. Можно лишь с грустью добавить, что сегодняшняя тотальная алкоголизация и дебилизация страны явно способствует их появлению, численному росту и часто безнаказанной активности. Это трагическая и неизбежная в таких условиях данность…


Рецензии