Сметана, масло и победа. о социализме
Неверие в возврат социализма, в победу нового социализма, неверие в устранение олигархизма связано с тем, что не видно особенных подвижек, особых эффективных политических организации и социальных групп.
Тот, кто размышляет над вопросом, помнит исторический опыт, наблюдает настоящую политику, выстраивает теоретическую логику развития, политические перемены и даже революции (хотя бы лимит на них и исчерпан) по всякому должны произойти.
Но ведь настоящим происшествием является то, которое происходит в священном и единственно подлинном из всех времен – в Настоящем. Так что даже теоретику становится грустно, так как он не видит тех маленьких побед, которые воспитают в массах веру в победу, в светлое будущее и приведут однажды туда.
Но вот процесс превращение сметаны в масло показателен. Сначала мы пахтаем, пахтаем , и вроде бы ничего не происходит, но вдруг раз и появляется кусок масла и от неё отделяется немного сыворотки. Индусов это так поражала, что такое превращение они его использовали, чтобы нарисовать, как древние взбивали первичный океан, чтобы отделить от него яд и сделать его пригодным для жизни. Но превращение воды в лёд также внезапно. Так что надо продолжать делать дело демократии, социализма, искать пути движения к изменение общественной жизни, пробовать так и эдак. Конечно, лишь адекватный путь окажется эффективным, но он также проявится не мгновенно, а через несколько минут взбивания.
Сейчас можно под процессом взбивания также считать мировоззренческие поиски, так как существующие идеологии (левые, полулевые, какие-то ещё) нужно признать обанкротившимися. Так что с одной стороны мы имеем ленинскую критику всяческих буржуазных школ и школок, с другой стороны его же призыв усвоить все знания выработанные человечеством. Отвержение всяких школок и усвоение всех знаний не находятся в противоречии. Скорее всего, «школки» потому и отвергались, что они занимались частными вопросами и не желали видеть целого, «всех знаний выработанных человечеством».
Но хорошая цитата из классика ещё не есть сама по себе хорошая мысль.
Мы уже говорили, что знание – не мешок картошки, а всё знание – не миллион миллионов мешков картошки. Пониматься это «всё» может, например, как подключение к кодам коммуникаций, вхождение в социальности. Чтобы стать коммунистом не обязательно познакомиться лично с каждым коммунистом, тоже самое, если насчёт христианства. Даже если мне известен и нравится Вудхуаз, это не значит, что я прочитал всего Вудхауза. Обычно в таких случаях говорится, что мы усваиваем суть, а значит усвоили существо дела. Но иногда даже и суть не обязательна, а важна смежность, сопричастность понятия другим понятиям. Вилка связаны с вилами, с ложкой, с алюминием, серебром, сервировкой, столом, едой, сосиской, с тарелкой, с Мариной Мнишек, которая привезла по преданию эту вилку в Москву, и была проклята за эту вилку и неуважительное отношение к священной русской бане.
Когда образуются масло или лёд, меняется структура. Так что и «усвоение» всего ли много ли есть изменение структуры.
Интуиция подсказывает, что все эти дзэнские коаны, причудливая витиеватость поэзии и искусства, - они как бы участвуют в пахтании смыслов. Даже математик решает злопаучную теорему не тотчас, а через несколько десятков лет. Математик показывает решение теоремы, но не показывает, как он к нему пришёл. Исследования такого пути к решению известны как так называемая эвристика, про которую мы, конечно, знаем относительно внезапного клича «Эврика!».
Сначала может быть обнаруживаются эврики, прямо не относящиеся к делу. Мы их обнаруживаем, потому что мы видим, что в размышлениях, в принятых представлениях присутствует нечто неадекватное, и хотя это прямо не касается к пониманию того, что мы ищем, мы всё-таки обращаем внимание на эти неточности, эти «неважные детали».
Например (темы социального звучания):
- не могло быть рабовладельческого строя (рабовладение было лишь укладом),
- не могла монголоидная раса возникнуть в пустыне Гоби,
- не могла индоевропейская языковая семья родится где либо, кроме как восточно-европейской равнине,
- человек (homo sapience sapience) не мог «произойти», где либо за пределами Египта и Месопотамии,
- современный общественно политический строй большинства развитых стран, включая Россию, нельзя назвать «капиталистическим» в марксистском понимание этого термина (относительно львиной доли присвоения мировых активов мировой верхушкой «способ принуждения» не является «экономическим») ,
- нельзя сказать, что выбор большинства избирателей в демократических выборах осознан,
- не могли американцы высаживаться и летать на Луну,
- братья Кеннеди не могли быть убиты без американских спецслужб,
- не мог Берия расстрелять польских офицеров в 1940-м,
- не могут рабы быть диктаторами,
- не могут плотники, слесаря, фрезеровщики, шахтёры и кочегары управлять или контролировать руководителей предприятий или правительство, а если они-таки «могут», то это люди уже другой профессии,
- не может выстроиться социализм или «настоящая демократия», если люди того не будут сильно, страстно, принципиально желать,
- общество с его государствами, кланами, корпорациями, религиями, искусствами и науками не может существовать без «культурного уровня» отдельного человека, ещё меньше возможен культурный уровень отдельного человека без социальностей, отраженных в его мозгу,
- не может свободный рынок или интенсивно-экстенсивное развитие высоких технологий привести человечество к чему-либо кроме деградации, войн и фашизации политических режимов.
Многие другие «не могут» и «не мог» создают микротолчки, микроперевороты в сознании. Процессы в мозгу происходят в целом без нашего участия, мозг работает, даже когда мы спим. Однажды, как это бывает на ленте друзей, на ленте нашего сознания возникает, какая-то плотная, притягательная, привлекательная, интересная идея-пост… – и лёд застыл.
Just go on.
Свидетельство о публикации №213081501799